Резолютивная часть решения оглашена: 24.12.2019.
Решение изготовлено в полном объеме: 27.12.2019.
Комиссия Ленинградского УФАС России (далее - Комиссия) на основании Приказа N 329 от 23.12.2019 по рассмотрению жалобы Акционерного общества "Нордпайп" (далее - Заявитель, АО "Нордпайп") (вх. N 12533 от 16.12.2019) о нарушении законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
рассмотрев в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу АО "Нордпайп" (197373, Санкт-Петербург, Шуваловский пр., д. 32, корп. 3, лит. А) на действия Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" (далее - Заказчик, ГУП "Леноблводоканал")
(188800, Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13),
в присутствии представителей Заказчика - _
в отсутствии присутствии представителей Заявителя ..
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба АО "Нордпайп" на действия ГУП "Леноблводоканал" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку полиэтиленовых труб и фитингов к ним для аварийного запаса (извещение N 31908573625).
В соответствии с правилами, установленными статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Ленинградским УФАС России установлено, что Заявитель является участником запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку полиэтиленовых труб и фитингов к ним для аварийного запаса (извещение N 31908573625), согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений N 1275541 (заявка с порядковым номером 2).
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Протокол подведения итогов запроса предложений N 1275541
размещен 12.12.2019 в 13:15 (МСК) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Жалоба Заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 16.12.2019.
Таким образом, установленный Законом о защите конкуренции порядок подачи жалобы Заявителем соблюден.
Жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Письмом ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 применительно к вопросу о принятии жалоб участников закупок установлено следующее.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушения положений Закона о закупках, неправомерно отклонив заявку АО "Нордпайп" на основании несоответствия заявки подпункту 23 требований к участникам закупки.
Заявитель считает, что "действия Заказчика по отклонению нашей заявки незаконны и необоснованны, так как АО "Нордпайп" направило в составе своей заявки (первой части) файл "Описание предмета закупки сведения о конкретных значениях показателей", содержащих технические характеристики товара. В техническом задании (в таблице порядковый номер 16) являющегося частью закупочной документации, заказчик указал взаимоисключающие требования по товару "Труба ПЭ напорная для водоснабжения DN500" SDR указан 11, при этом "номинальная толщина стенки трубы: должно быть не менее 29,7 мм и не более 32,8". Также Заказчиком указано, что труба должна соответствовать ГОСТ 18599-2001. Вместе с тем, указанная толщина трубы соответствует SDR 17. По заявленному SDR 11 номинальная толщина стенки трубы должна быть 45,4 мм (п. 4 таблица 3 названного ГОСТа). То есть заявленные Заказчиком характеристики трубы взаимоисключающие и не соответствуют ГОСТ 18599-2001.
Жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Уведомлением (исх. N 05/2221 от 19.12.2019) рассмотрение жалобы назначено на 24.12.2019 в 12 ч. 00 мин. по адресу: Санкт-Петербург,
ул. Смольного, д. 3, каб. 3-150.
Заказчику в срок до 23.12.2019 надлежало представить письменные пояснения по доводам жалобы, а также документы и сведения, предусмотренные частями 13, 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчик направил письменные пояснения по доводам жалобы в установленный уведомлением (исх. N 05/2221 от 19.12.2019) срок.
На заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области представители Заказчика не признали доводы, указанные в жалобе Заявителя.
Изучив материалы жалобы, заслушав правовую позицию представителей Заказчика, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссией установлено, что требования к показателям товаров, позволяющим определить соответствие товара, необходимого Заказчику к поставке, определены в Техническом задании (Приложение N 1 Документации на проведение открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку полиэтиленовых труб и фитингов к ним
для аварийного запаса (далее - Документация)). Инструкция по заполнению таблицы "Наименование, характеристики и количество поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги)" (далее - Инструкция) содержится в Приложении.
При заседании единой комиссии ГУП "Леноблводоканал" по итогу рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений, в заявке АО "Нордпайп" выявлены нарушения требований Документации и Инструкции.
Так, например: в технических характеристиках в подпункте 1 "Втулка ПЭ DN50" не представлены технические характеристики "Размерный коэффициент: должен быть SDR17", "Диаметр бурта: должен быть больше 87 мм", "Толщина бурта: должна быть от 12 мм"; в подпункте 4 "Муфта ПЭ электросварная DN63" не представлены технические характеристики "Размерный коэффициент: должен быть SDR17 или SDR11", "Диаметр подключаемых контактов, мм: должен быть 4,0"; в подпункте 14 "Труба ПЭ напорная для водоснабжения DN25" не представлены технические характеристики "Овальность после экструзии должна быть: не более 1,2 мм", "Труба: должна быть изготовлена в прямых отрезках или бухтах, или на катушках", "Расчетная масса 1 м трубы не более 0,169 кг".
Согласно инструкции в случае, если предложение не содержит двоеточие с последующим сопровождением словами "должен", "должен быть" "не должен быть" "может", "может быть", "=" и другими формами этих слов, то следует считать, что такое предложение не может изменяться, а именно, что оно не содержит изменяемых участником требований к значениям показателей (характеристик) товаров.
Перед словосочетанием "должен быть" отсутствует двоеточие, соответственно, данный показатель товара должен оставаться неизменяемым, за исключением словосочетания "должен быть".
В соответствии с инструкцией предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение. Конкретные показатели должны быть сформулированы и представлены по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с Техническим заданием и в соответствии с настоящей инструкцией.
Соответственно, Заказчик не может установить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям документации.
При этом участником закупки не было направлено запроса о разъяснении положений документации об открытом запросе предложений в части разъяснения инструкции по заполнению таблицы с вышеуказанными показателями товара для подготовки заявки на участие в открытом запросе предложений.
Заявка АО "Нордпайп" заполнена с нарушением требований, установленных Документацией.
АО "Нордпайп", являясь профессиональным участником рынка, принимало на себя риски, связанные с отклонением заявки в случае подачи некорректно заполненной заявки.
Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
АО "Нордпайп", участвуя в закупке, проводимой ГУП "Леноблводоканал" в соответствии с требованиями Закона о закупках, обладало информацией о праве, предусмотренном диспозицией нормы части 2 статьи 3.2 настоящего Закона.
Информации о направлении запроса на разъяснение Документации Ленинградскому УФАС России не представлено.
Таким образом, можно сделать вывод, что АО "Нордпайп"" однозначно воспринимало требования Документации, установленные Заказчиком, и не было ограничено в своих правах на заполнение заявки в соответствии с Инструкцией.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что единая комиссия ГУП "Леноблводоканал" правомерно отклонила заявку, без нарушений действующего законодательства, а доводы Заявителя относительно неправомерности отклонения своей заявки не находят своих подтверждений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ленинградского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу Акционерного общества "Нордпайп" на действия Государственного унитарного предприятия "Леноблводоканал" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку полиэтиленовых труб и фитингов к ним для аварийного запаса (извещение N 31908573625) необоснованной;
Признать в действиях Государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках;
Государственному унитарному предприятию "Водоканал Ленинградской области" предписание не выдавать, так как нарушение не повлияло на проведение процедуры.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 декабря 2019 г. (ключевые темы: защита конкуренции - запрос предложений - антимонопольный орган - оператор электронных площадок - субъекты малого и среднего предпринимательства)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.12.2019