Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный Центр Энергоэффективности и нормирования" (вх. N 5840 от 09.12.2019) на действия федерального государственного казенного учреждения комбинат "8 марта" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на испытание проб нефтепродуктов (закупка N 0366100000919000012) (далее - Запрос котировок в электронной форме), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Запроса котировок в электронной форме.
По мнению Заявителя, извещение о запросе котировок в электронной форме не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Закона, поскольку в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме содержится требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1993 г N5485-1 "О государственной тайне".
Общество полагает, что для рассматриваемого объекта закупки наличие лицензии ФСБ на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не требуется и полагает, что такое требование установлено Заказчиком с целью необоснованного ограничения числа участников закупки, что свидетельствует о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель также указывает, что ранее по закупкам, с аналогичным объектом закупки, лицензия ФСБ на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Заказчиком не требовалась.
Общество также указывает, что в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме отсутствуют сведения о том, допущен ли сам Заказчик к сведениям, составляющим государственную тайну.
Кроме того, в жалобе Заявитель поясняет, что в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме не указана степень секретности сведений, а также не указана степень секретности лицензии, которой должен обладать участник закупки, не указан вид деятельности, на осуществление которой должна быть выдана лицензия.
Также заявитель в жалобе поясняет, что в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме отсутствует форма Акта отбора проб, что не позволяет участникам закупки определить, какого образца должен быть акт, какую информацию такой акт будет содержать.
Представители Заказчика, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика соответствующими Закону, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Из устных и письменных пояснений представителей Заказчика следует, что Комбинат является федеральным государственным казенным учреждением Управления Федерального агентства по государственным резервам по ЦФО, учредителем которого является Российская Федерация в лице Федерального агентства по государственным резервам. В этой связи, Комбинат входит в единую федеральную систему государственного материального резерва.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Федерального агентства по государственным резервам N 263 от 29.12.2006, деятельность Комбината носит специальный характер; основной целью является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва. В связи с этим, Комбинат:
- со всем имущественным комплексом, а также земельные участки, на которых комбинат расположен, являются объектами мобилизационного назначения;
- является режимным объектом.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о гостайне):
- государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
- носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
В пункте 2 статьи 5 Закона о гостайне установлено, что государственную тайну, в том числе, составляют сведения в области экономики, науки и техники о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов.
Представители Заказчика пояснили, что, с учетом изложенного, деятельность Комбината, как режимного объекта, в рамках основной уставной деятельности по использованию (эксплуатации) объектов (технических сооружений) мобилизационного назначения государственного материального резерва и как носителей сведений, составляющих государственную тайну, полностью соответствует положениям Закона о гостайне. Данное обстоятельство обязывает Комбинат ограничивать соответствующим образом допуск третьих лиц на данные объекты.
Также представители Заказчика пояснили, что в развитие положений Закона о гостайне Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Так в соответствии с пунктом 36 указанного перечня к ним относятся - сведения о номенклатуре, нормах накопления, поставке, закладке, фактических запасах, размерах, размещении, дислокации, об освежении, о выпуске или об использовании материальных ценностей государственного материального резерва. В связи с этим Комбинату выдана лицензия УФСБ России по Тульской области от 02.05.2012 г. N 936 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Также из пояснений представителей Заказчика следует, что в рамках положений Контракта, заключаемого по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на испытание проб нефтепродуктов (закупка N 0366100000919000012), Исполнитель самостоятельно будет осуществлять отбор проб, в том числе будет проходить на территорию режимного предприятия; осуществлять отбор проб на объекте, сведения о размещении, дислокации которого составляют государственную тайну; осуществлять отбор проб нефтепродуктов, сведения об объеме (фактических запасах (размерах)) которых составляют государственную тайну.
Между тем по закупкам, не требующим наличия у участника закупки лицензии ФСБ на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, проход на территорию режимного предприятия не предусматривался.
В связи с вышеизложенным представители Заказчика поясняют, что требование к наличию у исполнителя (подрядчика) лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну является обязательным.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что поскольку отсутствует нормативное регулирование, утверждающее форму Акта отбора проб, предполагается составление Акта отбора проб в произвольной форме, с учётом объема и характеристик работ, отраженных в техническом задании.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данных жалоб, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении запроса котировок в электронной форме, Комиссия пришла к следующим выводам.
Доводы жалобы о возможном нарушении Комбинатом антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.
Приказом федерального государственного казенного учреждения комбинат "8 марта" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу от 08.11.2019 N 123 объявлен запрос котировок в электронной форме на испытание проб нефтепродуктов (закупка N 0366100000919000012).
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на испытание проб нефтепродуктов (закупка N 0366100000919000012) (далее - извещение о запросе котировок) размещено 20.11.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система). 26.11.2019 в единой информационной системе размещены изменения в извещение о запросе котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 308 203,20 рублей.
Относительно довода Заявителя о неправомерном установлении требования о наличии лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 82.2 Закона в извещении о запросе котировок должны содержаться, помимо прочего, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту а) пункта 4 части 9 статьи 82.3 Закона заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать декларацию участника запроса котировок в электронной форме, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки: о соответствии участника запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным пунктами 1, 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о запросе котировок в электронной форме установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
1) согласие участника запроса котировок в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника такого запроса, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого запроса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого запроса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса;
3) декларация участника запроса котировок в электронной форме, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки:
а) о соответствии участника запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным пунктами 1, 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Комиссией установлено, что в Извещении о запросе котировок в электронной форме установлено, помимо прочего, требование к участникам запроса котировок в электронной форме: "Участник закупки должен соответствовать следующим обязательным единым требованиям:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе:
- наличие лицензии ФСБ на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1993 г N5485-1 "О государственной тайне"".
Кроме того установлен исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона:
"1)Лицензия ФСБ на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1993 г N5485-1 "О государственной тайне"".
Таким образом, Заказчик в извещении о запросе котировок в электронной форме установил все необходимые требования к участникам закупки, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, предусмотренные Законом и обусловленные объектом закупки "Испытание проб нефтепродуктов".
Иных требований к составу заявок извещение о запросе котировок в электронной форме не содержит.
Необходимо отметить, что представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что наличие лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может требоваться только при исполнении заключенного по итогам закупки контракта.
Комиссией из представленных в материалы дела документов установлено, что Комбинат является режимным объектом, предметом деятельности которого является обеспечение приемки материальных ценностей на хранение в государственный материальный резерв, количественной и качественной сохранности материальных ценностей. К одной из основных задач Комбината, согласно пункту 2.4 Устава, является организация разработки и своевременное осуществление мероприятий по защите государственной тайны от разглашения и утечки секретной информации и с использованием современных систем средств и методов.
Согласно представленной в материалы дела лицензии N 936 от 02.12.2012 Комбинат имеет право на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности - "совершенно секретно".
Учитывая вышесказанное, сформулированные подобным образом требование к участникам запроса котировок о наличии лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не может расцениваться как действия, которые осуществляются с целью необоснованного ограничения числа участников закупки.
Относительно отсутствия в Извещении о запросе котировок в электронной форме утвержденной формы Акта отбора проб Комиссия соглашается с доводом Заказчика об отсутствии нормативных правовых документов, утверждающих соответствующие формы актов. Документов, свидетельствующих об обратном, Заявителем не представлено. Кроме того, отсутствие в Извещении о запросе котировок в электронной форме утвержденной формы акта отбора проб не влечет препятствий для участия в закупке. На рассмотрение дела представители Заявителя не прибыли, документы и сведения, подтверждающие обратное не представили.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона и Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с общества с ограниченной ответственностью "МЦЭН" о нарушении федеральным государственным казенным учреждением комбинат "8 марта" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный Центр Энергоэффективности и нормирования" (вх. N 5840 от 09.12.2019) на действия федерального государственного казенного учреждения комбинат "8 марта" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на испытание проб нефтепродуктов (закупка N 0366100000919000012) не обоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 16 декабря 2019 г. N 071/06/105-799/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.12.2019