Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков Алексей Сергеевич, рассмотрев жалобу <...> на определение от 11.07.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России) в отношении Акционерного общества "Мособлгаз" (адрес: с.п. Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, д. 1, корп. Б, этаж 9, кабинет 901, Одинцовский район, Московская область, 143082; ИНН 5032292612, КПП 503201001, ОГРН 1175024034734; дата регистрации в качестве юридического лица - 29.12.2017) (далее - Общество, АО "Мособлгаз"), в присутствии <...>, которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в отсутствие законного представителя АО "Мособлгаз", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии защитников АО "Мособлгаз" <...> по доверенности от 09.01.2019 N 12-07/1307 (далее - защитник АО "Мособлгаз"), которой разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП (далее - Жалоба),
УСТАНОВИЛ:
11.07.2019 Московское областное УФАС России, рассмотрев заявления <...> (вх. от 11.06.2019 N 19156/19, N 19165/19, вх. от 18.06.2019 N 19966/19) c жалобой на действия АО "Мособлгаз" в части нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила подключения), вынесло определение об отказе возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП (далее - Определение).
Не согласившись с указанным Определением, <...> обратился в ФАС России с жалобой, в которой просит Определение отменить.
Защитник АО "Мособлгаз" против удовлетворения жалобы возражал, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам рассмотрения жалобы. <...> жалобу поддержал согласно изложенным в ней доводам.
Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Определения, устанавливая правильность применения Московским областным УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления и вынесении Определения, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Определении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе, установлены основания для удовлетворения Жалобы и отмены определения Московского областного УФАС России.
Согласно представленным материалам, послужившим основанием для вынесения обжалуемого определения, установлено, что между АО "Мособлгаз" и <...> 15.03.2019 заключен Договор о подключении N 01/379-К0314-19 (далее - Договор подключения), предметом которого является подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, д.п. Ашукино, ул. Степная, д. 44, кадастровый номер 50:130020101:1152, к сетям газораспределения.
Источником газоснабжения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, д.п. Ашукино, ул. Степная, д. 44, кадастровый номер 50:130020101:1152, является газопровод низкого давления D = 89 мм, P \x{2264} 5 кПа, проложенный по ул. Степная.
Согласно доводам Жалобы, АО "Мособлгаз" в нарушение подпункта "д" пункта 75 Правил подключения не указало в выданных <...> технических условиях точку подключения к сети газораспределения.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Правил подключения "точка подключения" - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя.
В соответствии с пунктом 9.2 технических условий N K0314, являющихся неотъемлемым приложением к Договору о подключении N 01/379-К0314-19 (далее - Технические условия) точка подключения определяется в соответствии с пунктом 5 договора о подключении (технологического присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Согласно пункту 5 Договора, исполнитель обязан направить заявителю в течении 5 рабочих дней после получения положительного заключения экспертизы на проектную документацию информацию о расположении точки (точек) подключения (технологическом присоединении) (при необходимости создания сети газораспределения).
При этом, согласно Схеме местоположения точки подключения к сети газораспределения (Приложение N 1 к Техническим условиям), расположение точки подключения: \x{2248} 5 м от юго-западной границы земельного участка.
Вместе с тем, такое указание точки подключения не отвечает требованиям определенности и не позволяет установить точку подключения для целей выполнения заявителем Технических условий.
Из вышеизложенного следует, что в Технических условиях N К0314 на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в нарушение подпункта "д" пункта 75 Правил подключения, не содержатся сведения, позволяющие определенно установить расположение точки подключения.
Согласно подпункту "д" пункта 75 Правил подключения технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Согласно абзацу 4 пункта 2 Правил подключения, "заявители первой категории" - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.
Следовательно, исходя из положений подпункта "д" пункта 75 Правил подключения, выданные АО "Мособлгаз" <...> технические условия, прилагающиеся к договору о подключении, должны были содержать информацию о точке подключения.
Кроме того, согласно материалам, послужившим основанием для вынесения обжалуемого определения, установлено, что <...> 22.05.2019 в адрес АО "Мособлгаз" был направлен запрос о предоставлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению), a также запрос о расположении и глубине залегания точки подключения.
АО "Мособлгаз" в адрес <...> направлено письмо от 24.05.2019 N И-637-ТП/1, из содержания которого следует, что в настоящий момент выполняются проектно-изыскательные работы до границ земельного участка, a также, что информация о расположении точки подключения будет направлена заявителю в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
В силу пункта 86 Правил подключения, в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю, за исключением случаев, указанных в подпункте "д" пункта 75 Правил подключения.
Исходя из содержания пункта 86 Правил подключения, данное положение не применяется в случаях, указанных в подпункте "д" пункта 75 настоящих Правил подключения, т. е. для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя.
Таким образом, в действиях АО "Мособлгаз" содержатся признаки нарушения Правил подключения, выразившегося в неуказании точки подключения в выданных <...> технических условиях, однако указанное обстоятельство не получило надлежащей правовой оценки со стороны Московского областного УФАС России при рассмотрении заявления <...> и вынесении обжалуемого определения.
Довод жалобы о неправомерности отказа АО "Мособлгаз" в осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего <...> земельного участка подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 88 Правил подключения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 Правил подключения.
Заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы зa подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с представленными документами установлено, что 16.04.2019 <...> в адрес АО "Мособлгаз" направлено обращение с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка.
Данное обращение зарегистрировано в АО "Мособлгаз" 16.04.2019 вх. N 2740-ВХ-ОГ/М.
Письмом от 30.04.2019 N И-532-ТП/1 АО "Мособлгаз" сообщило <...> о том, что Распоряжение N 85-Р "Об установлении на 2019 год АО "Мособлгаз" стандартизированных тарифных ставок для определения величины платы зa подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования заявителей, используемого для коммунально-бытовых нужд, с расходом газа не более 42 куб. метров в час внутри границ земельных участков" (далее - Распоряжение N 85-Р) принято 25.04.2019.
Согласно пунктам 9 и 10 Распоряжение N 85-Р подлежит опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещению (опубликованию) на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области, и вступает в силу по истечении десяти дней с момента опубликования.
Следовательно, Распоряжение N 85-Р вступило в законную силу только 06.05.2019.
Таким образом, на дату направления <...> обращения с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, y АО "Мособлгаз" отсутствовала возможность направления в его адрес договора об осуществлении мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка, ввиду отсутствия вступивших в законную силу стандартизированных тарифных ставок.
Диспозиция части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях охватывает нарушения субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Нарушение субъектом естественной монополии, осуществляющим свою деятельность в сфере транспортировки газа по газопроводам, установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.
Таким образом, вывод Московского областного УФАС России об отсутствии в действиях АО "Мособлгаз" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, противоречит представленным материалам и документам.
В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП,
РЕШИЛ:
Определение Московского областного УФАС России от 11.07.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "Мособлгаз" отменить, возвратить заявление <....> на новое рассмотрение в Московское областное УФАС России.
В соответствии с частью 4 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в суде по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Заместитель начальника Правового управления |
|
А.С. Крюков |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.09.2019