Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления; |
членов комиссии: |
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; |
рассмотрев дело N 070/07/18.1-04/2020, возбужденное по жалобе ООО "КРУСТ" (далее - Заявитель) (вх. N 79 от 13.01.2020 г.) на действия заказчика - ОГАУЗ "Поликлиника N 10" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "Поставка поручней, элементов информирования для маломобильных групп населения с их установкой в рамках реализации основного мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" для нужд ОГАУЗ "Поликлиника N10" (извещение 31908730250), в присутствии представителей Заказчика по доверенности б/н от 21.01.2020 г., в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ООО "КРУСТ" подало в Томское УФАС России жалобу на действия заказчика - ОГАУЗ "Поликлиника N 10" при проведении аукциона в электронной форме "Поставка поручней, элементов информирования для маломобильных групп населения с их установкой в рамках реализации основного мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" для нужд ОГАУЗ "Поликлиника N10" (извещение 31908730250).
По мнению Заявителя, Заказчик при проведении указанной закупки допустил нарушение законодательства, а именно: требования к позиции N 10 "Беспроводная система "Пульсар-3" или эквивалент" сформулированы таким образом, что им соответствует товар конкретного производителя. Несмотря на указание эквивалентности товаров под требования заказчика подпадает только "Пульсар-3", указанный в позиции N 10. Система Пульсар - это товарный знак, правообладателем которого является группа компаний "Исток-Аудио", номер государственной регистрации товарного знака 427600. По мнению Заявителя, это противоречит Закону N 223-ФЗ, необоснованно ограничивает конкуренцию, нарушает принципы, изложенные в ст. 3 Закона 223-ФЗ.
В заседание Комиссии Заявитель, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, ходатайств, дополнительных пояснений не направил. Жалоба рассмотрена без участия Заявителя.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, предоставили письменный отзыв на жалобу, в заседании комиссии пояснив, что заказчик вправе включить в документацию такие требования к товарам, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают требованиям заказчика. Предметом закупки является поставка товара, а не его производство, следовательно, любое лицо может принять участие в закупке, ограничение конкуренции отсутствует. Заказчик в позиции N 10 указал требования к товару, которые отвечают потребностям заказчика, спецификой его работы. Указанным в документации характеристикам соответствует не только "Пульсар-3", но и "Своппер-ПВ" производства ООО "Риагранд". Таким образом, заказчиком не предоставлено преимуществ каким-либо субъектам при осуществлении обжалуемой закупки.
Комиссия, заслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Следовательно, жалоба ООО "КРУСТ" подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг ОГАУЗ "Поликлиника N 10" (далее - Положение о закупках).
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ч 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно п. 6, 7 Документации об аукционе в электронной форме, утверждённой 27.12.2019 (далее - Документация об аукционе), описание предмета закупки, требования к безопасности, техническим, функциональным характеристикам товара - согласно техническому заданию (Приложение 4).
Согласно п. 10 Приложения 4 к Документации об аукционе, к поставке необходима "Беспроводная система вызова помощи "Пульсар-3" или эквивалент, указаны технические характеристики товара, требуемая комплектация, при описании используются словосочетания "не более", "не менее", указаны допустимые диапазоны характеристик товара.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Комиссией установлено, что Заказчик указал в Приложении 4 к Документации об аукционе товарный знак предполагаемого к поставке товара (Пульсар-3), предусмотрев при этом возможность предоставить эквивалент, исполнив тем самым требования п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что фактически не существует иных товаров, кроме "Пульсар-3", эквивалентных заявленным техническим, функциональным характеристикам, чем и ограничивается конкуренция, Комиссией не принимается по следующим основаниям: согласно информации, предоставленной заказчиком, товаром, эквивалентным заявленным характеристикам, является "Своппер-ПВ" производства ООО "Риагранд", у заказчика отсутствует обязанность составлять техническое задание таким образом, чтобы охватить как можно более широкий круг товаров. Таким образом, в рассматриваемых действиях заказчика комиссией признаков ограничения конкуренции не выявлено.
Согласно ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Комиссией Томского УФАС России в действиях ОГАУЗ "Поликлиника N 10" при проведении аукциона в электронной форме "Поставка поручней, элементов информирования для маломобильных групп населения с их установкой в рамках реализации основного мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" для нужд ОГАУЗ "Поликлиника N10" (извещение 31908730250) не выявлено нарушений при описании предмета закупки, организации и проведении указанной закупки, ОГАУЗ "Поликлиника N 10" не допущено нарушений действующего законодательства, Положения о закупках при проведении рассматриваемого аукциона.
На основании изложенного, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КРУСТ" (далее - Заявитель) (вх. N 79 от 13.01.2020 г.) на действия заказчика - ОГАУЗ "Поликлиника N 10" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "Поставка поручней, элементов информирования для маломобильных групп населения с их установкой в рамках реализации основного мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" для нужд ОГАУЗ "Поликлиника N10" (извещение 31908730250) необоснованной.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 23 января 2020 г. N 070/07/18.1-04-2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.01.2020