Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии: <...> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля торгов;
Члены комиссии:
<...> - главный специалист - эксперт отдела контроля торгов;
<...> - специалист - эксперт отдела контроля торгов, рассмотрев жалобу ООО "АвтоАльянс" (далее - Заявитель),
в присутствии:
от Заявителя: <...> - генеральный директор, <...> - представитель по доверенности;
от Заказчика: <...>, <...> - представители по доверенности;
от ООО "СИТИ ЛАЙН": <...> - директор, <...> - представитель по доверенности;
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "АвтоАльянс" на действия комиссии Заказчика - Администрация Арсеньевского городского округа при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N12 "Вокзал - Балабина".
По мнению Заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) как комиссия организатора торгов допустила нарушения требований законодательства, а именно:
- приняла неправомерное решение о допуске участника открытого конкурса ООО "СИТИ ЛАЙН" к участию в открытом конкурсе и признала его участником открытого конкурса протоколом N 2 от 23.12.2019;
- нарушила порядок оценки и сопоставления заявок, и начисления баллов участникам открытого конкурса протоколом N 3 от 24.12.2019.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные возражения.
Оценив доводы, изложенные представителем Заявителя и Заказчика, а также представителями ООО "СИТИ ЛАЙН", рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Арсеньевского городского округа на основании Постановления администрации Арсеньевского городского округа от 30 сентября 2019 года N 709-па был объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N12 "Вокзал-Балабина" (далее - открытый конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса и Конкурсная документация размещены на официальном сайте администрации Арсеньевского городского округа.
Частью 2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ установлено, что форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
Частью 4.1. статьи 24 Закона N 220-ФЗ установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна в том числе содержать следующие сведения:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
Согласно части 4.2 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, среднее количество транспортных средств, учитываемое при определении критерия, предусмотренного пунктом 1 части 3 настоящей статьи, рассчитывается исходя из общего количества в течение года, предшествующего дате размещения извещения, дней действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении указанных в заявке на участие в открытом конкурсе транспортных средств, отнесенного к количеству дней в соответствующем году.
В силу подпункта "и" Постановления администрации Арсеньевского ГО N709-па от 30.09.2019 г. "О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа N12 "Вокзал-Балабина" к заявке на участие в открытом конкуре прилагаются копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения на официальном сайте (с целью получения сведений о количестве транспортных средств).
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев заявку ООО "СИТИ ЛАЙН" поданную на участие в открытом конкурсе установила, что она содержит следующие документы: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, копии учредительных документов, в том числе лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, копия журнала учета ДТП владельцами транспортных средств, гарантийное письмо о принятии на себя обязательств по приобретению автомобильного транспорта в установленный конкурсной документацией срок, копии документов и коммерческие предложения, подтверждающие наличие характеристик транспортных средств указанных в заявке.
Организатором Постановлением администрации Арсеньевского ГО N709-па не предусмотрен перечень документов и сведений, представляемых заявителем в случае отсутствия у него транспортных средств на момент подачи заявки.
Сведения, представленные ООО "СИТИ ЛАЙН", являются достаточными и достоверными. Согласно документам, представленным ООО "СИТИ ЛАЙН", у него отсутствовали транспортные средства на момент подачи заявки, что допускается Законом N 220-ФЗ, соответственно, у организатора торгов не было оснований для отказа обществу в допуске к участию во втором этапе конкурса.
В соответствии с пунктом 23 Конкурсной документации "Порядок рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе", комиссия производит рассмотрение заявок поданных лицами, допущенными к участию в открытом конкурсе путем их оценки и сопоставления в соответствии со шкалой для оценки критериев, установленных конкурсной документацией по форме согласно приложению N 3, и подводит итоги открытого конкурса.
Согласно пункту 28, 29 Конкурсной документации, победитель открытого конкурса обязан подтвердить наличие у него на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, соответствующих количественным и качественным характеристикам, указанным в сводной информации согласно принятых на себя в соответствии с подпунктом ж пункта 4 раздела 2 настоящей конкурсной документации обязательств в срок, не превышающий десять рабочих дней со дня проведения открытого конкурса (оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе). Процедура подтверждения состоит из двух этапов: предоставление организатору открытого конкурса подтверждающих документов и предоставление на комиссионный осмотр заявленных транспортных средств.
Предоставление организатору открытого конкурса документов, подтверждающих наличие у победителя открытого конкурса на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных соответствующей заявкой на участие в открытом конкурсе (далее - подтверждающие документы) осуществляется в целях обеспечения возможности установления факта выполнения принятого на себя в соответствии с подпунктом ж пункта 4 раздела II настоящей конкурсной документации обязательства, а также установления соответствия сведениям, содержащимся в сводной информации о транспортных средствах, заявленных для участия в открытом конкурсе (приложение N 1 к заявке на участие в открытом конкурсе).
К подтверждающим документам относятся:
копия паспорта транспортного средства;
копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
копии документов, подтверждающих право пользования транспортным средством, в случаях, если заявленное транспортное средство не принадлежит перевозчику на праве собственности;
документы, подтверждающие характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок установленных конкурсной документацией.
Так согласно пункту 31, 32, 34 Конкурсной документации, Комиссионный осмотр заявленных транспортных средств (далее - комиссионный осмотр) включает в себя осуществление мероприятий, связанных с сопоставлением заявленных победителем открытого конкурса транспортных средств и их характеристик, влияющих на качество перевозок, подтверждающей документации, предоставляемой организатору открытого конкурса.
Срок осуществления комиссионного осмотра не может превышать десять рабочих дней со дня проведения открытого конкурса (оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе).
Результатом комиссионного осмотра является акт комиссионного осмотра транспортных средств, заявленных победителем открытого конкурса для участия в открытом конкурсе, подписанный присутствующими членами комиссии. Победителю открытого конкурса, либо его уполномоченному представителю предоставляется право ознакомления с актом комиссионного осмотра.
Законом 220-ФЗ установлено, что шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Согласно пункта 31 Постановления администрации Арсеньевского городского округа от 06.08.2019 N 567-па "Об утверждении порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа" комиссия производит рассмотрение заявок, поданных лицами, допущенными к участию в открытом конкурсе, путем их оценки и сопоставления в соответствии со шкалой для оценки критериев, установленных конкурсной документацией по форме согласно приложению N 4 к Порядку, и подводит итоги открытого конкурса.
Согласно приложению N4 к Порядку "Шкала для оценки критериев, по которым осуществляется сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Арсеньевского городского округа" предусмотрены баллы за каждое транспортное средство, обладающее характеристиками, влияющими на качество перевозок, предполагаемое для осуществления регулярных перевозок. Данный критерий рассчитывается по формуле: сумма баллов за каждое транспортное средство/ количество транспортных средств, заявленных к лоту.
Одним из критериев оценки по названной шкале является наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками.
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев протокол N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N12 "Вокзал- Залабина" установила следующее.
Согласно протокола N 3 от 24.12.2019 заявке ООО "АвтоАльянс" присвоено баллов следующее количество балов:
Критерий N 1 (количество ДТП...) - 2;
Критерий N 2 (опыт осуществления регулярных перевозок) - 3;
Критерий N 3 (влияющие на качество перевозок характеристики ТС...) - 9,5;
Критерий N 4 (максимальный срок эксплуатации транспортных средств...) - 6,83.
Общее количество - 21,33.
Оценка критерия N 3 с подсчетом соответствующего количества баллов, предусмотренных Шкалой для оценки критериев, должна производится на основании копий документов, подтверждающих наличие указанных характеристик транспортных средств (пп. "н" п. 4 Конкурсной документации, и п. 17 Порядка проведения открытого конкурса), а также предоставление на комиссионный осмотр заявленных транспортных средств (п. 28 Конкурсной документации).
Из пояснений представителя Организатора торгов, следует, что документы, приложенные к заявке участника ООО "АвтоАльянс", не свидетельствуют о наличии такого оборудования, следовательно 48 баллов (4*12) не были учтены комиссией организатора открытого конкурса при подсчете баллов.
В доказательство наличия специального оборудования ООО "АвтоАльянс" предоставил фотографии, на которых отражена самостоятельная установка крючков (держатели детских колясок), кнопки вызова водителя с места, предназначенного для инвалида и таблички с информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля и копии Приказов ООО "АвтоАльянс" N 107/1 и N 107/2 от 03.10.2019 о возложении обязанностей на водителей транспортных средств оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, а также пассажиров с детскими колясками.
Согласно п. 78 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 21.06.2019) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
Установка предметов дополнительного оборудования, влияющих на безопасность дорожного движения является также внесением изменений в конструкцию автомобилей, при этом не предоставлено документов, подтверждающих экспертизу безопасности данных конструкций, а также внесения изменений в регистрационные документы.
Следует отметить, что согласно требованиям, установленным в Конкурсной документации, а именно в пункте 28, процедура подтверждения заявленных в заявке сведений состоит из двух этапов: предоставление организатору открытого конкурса подтверждающих документов и предоставление на комиссионный осмотр заявленных транспортных средств.
Таким образом конкурсная комиссия, на этапе рассмотрения и оценки заявок должна оценивать только наличие либо отсутствие того или иного критерия указанного в заявке, так как самой конкурсной документацией установлено, что подтверждения заявленных в заявке сведений состоит из двух этапов, в том числе комиссионного осмотра который проходит после подведения итогов конкурса.
Таким образом, конкурсная комиссия основываясь только на документах подтверждающих наличие в транспортных средствах специального оборудования и не проведя комиссионный осмотр, неправомерно оценила заявку ООО "АвтоАльянс" по критерию наличия специального оборудования.
Соответственно, комиссия неправомерно не учла баллы ООО "АвтоАльянс" по критерию "наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и пассажиров с детскими колясками".
По итогам рассмотрения поданных заявок на участие в открытом конкурсе. ООО "СИТИ ЛАЙН" набрало 21,91 балл (протокол N3 от 24.12.2019 г.), что превышает количество баллов ООО "АвтоАльянс".
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев протокол N 3, установила, что конкурсной комиссией необоснованно участнику ООО "СИТИ ЛАЙН" по критерию N 1 (количество ДТП...) присвоено максимальное число баллов - 2, так как ООО "СИТИ ЛАЙН" является новой организацией, созданной 09.07.2019, лицензия АК 25-000542 на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц полученной 16.08.2019, не осуществлявшей перевозки до проведения настоящего конкурса.
На этом основании, комиссией организатора торгов были допущены нарушения требований частей 3, 4 статьи 24 Закона 220-ФЗ, пунктов 28, 23, 24 Конкурсной документации.
При таких обстоятельствах Комиссия считает доводы, изложенные Заявителем обоснованными.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.
Учитывая выявленные нарушения при проведении аукциона, Комиссия считает необходимым, в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, выдать Заказчику (закупочной комиссии) обязательное для исполнения предписание.
Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и Заказчиком документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АвтоАльянс" на действия конкурсной комиссии Заказчика - Администрации Арсеньевского городского округа при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Арсеньевского городского округа N12 "Вокзал-Балабина" обоснованной.
2. Признать, что организатор открытого конкурса допустил нарушение части 2 статьи 24 и части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ и пунктов 28, 23, 24 Конкурсной документации.
3. Выдать предписание об устранении нарушений допущенных при проведении открытого конкурса.
Председатель Комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27 января 2020 г. N 025/10/18.1-1286/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.01.2020