Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии:
Член Комиссии: |
|
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой О.А. исх. N 1401/1 от 14.01.2020 (вх. N 102 от 15.01.2020) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная больница имени А.И.Козлова" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимических исследований (закупка N 0366200035619009509) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе на поставку реагентов для биохимических исследований (закупка N 0366200035619009509) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует положениям Закона, поскольку содержащаяся в документации об электронном аукционе характеристика "количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400" не относится к аналитическим свойствам реагентов, не свидетельствует о качестве реагентов, не оказывает влияние на порядок проведения исследования и на исходный результат. Заявитель полагает, что данная характеристика носит количественный характер, и не может определить качественные характеристики закупаемого товара.
Заявитель в своей жалобе также указывает, что направил Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об Электронном аукционе. Заказчик в ответе на запрос пояснил, что участник не вправе поставить товар с меньшим количеством тестов в наборе, чем указано в документации об электронном аукционе.
Тем не менее, Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлены ограничения на поставку реагентов с меньшим содержанием тестов в одном наборе, в то время как Заявитель готов поставить наборы с меньшим количеством тестов в наборе при условии соблюдения суммарного количества тестов, требуемых Заказчиком.
При таких обстоятельствах Заявитель считает, что описание объекта закупки сформировано с нарушением статьи 33 Закона.
На заседании Комиссии ИП Игнатьева О.А., а также представитель Индивидуального предпринимателя поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях на рассматриваемую жалобу.
В частности, представитель Заказчика пояснил, что при использовании нового реактива из нового набора, даже если новый набор имеет ту же самую серию (партию производства), проводится калибровка анализатора с использованием калибратора (мультикалибратора или специфического калибратора для определенного реагента), а также реактивов. Реактив дозируется автоматически в кювету, в которой находится исследуемый образец, калибратор или контроль. После проведения калибровки в лаборатории проводится контроль качества с использованием контрольных сывороток и только после получения хороших результатов контроля качества (когда полученные значения попадают в доверительный интервал значений, представленных в паспорте производителя), проводится определение аналитов в исследуемом образце.
Представитель Заказчика также пояснил, что при использовании наборов с низким количеством тестов возникнет необходимость более частой замены реактивов, использования новых наборов, и, как следствие, калибровка будет проводиться чаще, чем при использовании наборов с большим количеством тестов в наборе. Более частая калибровка приведет, по мнению представителя Заказчика, к большему расходованию реактивов и калибраторов, а также контрольных материалов.
Также представитель Заказчика пояснил, что для медицинского учреждения имеет существенное значение суммарное количество тестов в наборе, поскольку от этого зависит частота перекалибровки; Заказчик, тем не менее, рассчитывает свою потребность в калибраторах исходя из количества тестов в наборе реагентов (не менее, чем указано в техническом задании документации о закупке).
Из устных и письменных пояснений представителей Заказчика также следует, что в составе наборов, как правило, присутствует водный стандарт, а не сывороточный калибратор. У Заказчика, в свою очередь, имеется необходимость использовать сывороточный калибратор - изготовленный на основе человеческой матрицы. Такой калибратор будет максимально приближен к исследуемому образцу. Также представитель Заказчика пояснил, что наборы для определения ферментов всех производителей не содержат в своем составе калибраторов, а калибровка проводится по мультикалибратору.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением, требований Закона при проведении вышеуказанного Аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 20.12.2019 N 10615 объявлен электронный аукцион; создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
Извещение и документация об электронном аукционе (закупка N 0366200035619009509) размещены 23.12.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 276 685,77 рублей.
На дату рассмотрения дела контракт на поставку реагентов для биохимических исследований не заключен.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка реагентов для биохимических исследований.
Согласно пункту 1 "Наименование и количество поставляемых товаров" части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку реагентов для биохимических исследований для ГУЗ "Ефремовская районная больница им. А.И.Козлова" документации об электронном аукционе в рамках данной закупки к поставке требуется следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Единица измерения |
Количество |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (мочевина) |
штука |
7 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (креатинин) |
штука |
7 |
|
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (альфа-амилаза) |
штука |
3 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (глюкоза) |
штука |
9 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (мочевая кислота) |
штука |
4 |
|
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (щелочная фосфатаза) |
штука |
3 |
|
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (гамма-глутамилтрансфераза) |
штука |
2 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (белок общий) |
штука |
2 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (альбумин) |
штука |
2 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (холестерин) |
штука |
9 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (холестерин ЛПНП) |
штука |
17 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (Триглицериды) |
штука |
2 |
|
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (Лактатдегидрогеназа) |
штука |
2 |
|
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (АЛТ) |
штука |
6 |
|
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (АСТ) |
штука |
6 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (билирубин общий) |
штука |
5 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (билирубин прямой) |
штука |
3 |
|
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (креатинкиназа) |
штука |
2 |
|
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (холестерин ЛПВП) |
штука |
17 |
|
Набор реагентов для определения Фосфора |
штука |
1 |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 2 Правил, Каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу пункта 7 Правил в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пояснениям представителя Заказчика при составлении аукционной документации, в частности описания объекта закупки заказчик использовал наименование позиции товара и код, применяемый в соответствии с ОКПД2.
Так согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации наименованию приобретаемого товара соответствует следующий Код по ОКПД2: "21.20.23.111 Препараты диагностические".
На заседании Комиссии было установлено, что спорные позиции закупаемого заказчиком товара отсутствуют в КТРУ, соответственно, Заказчик при формировании объекта закупки руководствовался пунктом 7 Правил.
Пунктом 7 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку реагентов для биохимических исследований для ГУЗ "Ефремовская районная больница им. А.И.Козлова" документации об электронном аукционе установлены общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам, в частности следующие:
N п/п |
Наименование товара, технические и качественные характеристики |
Требуемые значения |
1 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (мочевина) |
|
_ |
|
|
1.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
2 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (креатинин) |
|
_ |
|
|
2.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
3 |
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (альфа-амилаза) |
|
_ |
|
|
3.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
4 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (глюкоза) |
|
_ |
|
|
4.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2520 |
_ |
|
|
5 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (мочевая кислота) |
|
_ |
|
|
5.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
6 |
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (щелочная фосфатаза) |
|
_ |
|
|
6.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
7 |
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (гамма-глутамилтрансфераза) |
|
_ |
|
|
7.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
8 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (общий белок) |
|
_ |
|
|
8.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 3120 |
_ |
|
|
9 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (альбумин) |
|
_ |
|
|
9.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2520 |
_ |
|
|
10 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (холестерин) |
|
_ |
|
|
10.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2520 |
_ |
|
|
11 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (холестерин ЛПНП) |
|
_ |
|
|
11.5 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 320 |
_ |
|
|
12 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (триглицериды) |
|
_ |
|
|
12.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2520 |
_ |
|
|
13 |
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (лактатдегидрогеназа) |
|
_ |
|
|
13.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
14 |
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (АЛТ) |
|
_ |
|
|
14.7 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
15 |
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (АСТ) |
|
_ |
|
|
15.7 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
16 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (общий билирубин) |
|
_ |
|
|
16.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
17 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (прямой билирубин) |
|
_ |
|
|
17.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
18 |
Набор биохимических реагентов для определения ферментов (креатинкиназа) |
|
_ |
|
|
18.6 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 2040 |
_ |
|
|
19 |
Набор биохимических реагентов для определения субстратов (холестерин ЛПВП) |
|
_ |
|
|
19.5 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 320 |
_ |
|
|
20 |
Набор реагентов для определения Фосфора |
|
_ |
|
|
20.5 |
Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400 |
не менее 690 |
_ |
|
|
Как установлено Комиссией из представленных в дело материалов, в рассматриваемом случае установление Заказчиком требования к товару (Количество определений для биохимического анализатора Furuno CA-400) вызвано необходимостью Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющий его потребности.
Так, при закупке и использовании наборов с низким количеством тестов у сотрудников ГУЗ "Ефремовская районная больница имени А.И.Козлова" возникнет необходимость более частого использования новых наборов, что повлечет более частое проведение калибровки по сравнению с использованием наборов с большим количеством тестов в наборе. Кроме того, представителем Заказчика представлены инструкции на реактивы, из которых следует, что калибровка проводится, в том числе при использовании нового набора.
Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии не имеется.
Заявителем, несмотря на представленную Комиссией УФАС возможность, не представлено каких-либо доказательств того, что требования Технического задания документации об электронном аукционе ограничивают конкуренцию и препятствуют подаче заявки на участие в закупке.
С учетом вышеизложенного, Комиссия считает обжалуемое условие документации об электронном аукционе не противоречащим требованиям Закона, в связи с чем соответствующий довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Необходимо отметить, что в силу пункта 1 части 1 статьи 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика (подрядчика, исполнителя) лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя. Однако, таких подтверждающих документов и сведений Заявителем не представлено.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Из буквального толкования вышеназванных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющейся объектом закупки. Даже отсутствие на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия документации такой закупки, не может являться нарушением прав и законных интересов таких лиц, а так же не является ограничением конкуренции.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные, оспариваемые положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя.
Следовательно, доводы жалобы не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой О.А. исх. N 1401/1 от 14.01.2020 (вх. N 102 от 15.01.2020) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная больница имени А.И.Козлова" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимических исследований (закупка N 0366200035619009509) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Член Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 24 января 2020 г. N 071/06/105-29/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2020