Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/01/16-1871/2019 в отношении МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и ООО "ВетДом" по признакам нарушения ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок оказания услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Татарстанского УФАС России N 01/419-к от 01.11.2019 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и ООО "ВетДом" по признакам нарушения ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок оказания услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани.
К рассмотрению дела в качестве ответчиков привлечены МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и ООО "ВетДом". В качестве лиц, обладающих сведениями, к рассмотрению вышеуказанного дела привлечены Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан.
В ходе рассмотрения дела N016/01/16-1871/2019 Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
На основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22 февраля 2017 г. N 450 Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани ООО "ВетДом" с 2017 г. по 2019 г. предоставлены субсидии в размере 33 559 339,55 рублей в целях возмещения расходов, возникающих в результате отлова безнадзорных животных, их содержания в пункте временного содержания (включая чипирование или клеймение, питание, дезинфекцию мест содержания, вакцинацию работников), регулирования их численности (стерилизация (кастрация) безнадзорных животных (включая медикаменты и расходные материалы), умерщвление повышено агрессивных безнадзорных животных и безнадзорных животных, у которых обнаружены болезни, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22 февраля 2017 г. N 450 утвержден порядок предоставления из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности (далее - Порядок предоставления субсидий).
Согласно указанному постановлению уполномоченным органом Исполнительного комитета г. Казани по предоставлению из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности, в пределах средств, предусмотренных в сводной бюджетной росписи г. Казани на данные цели, определен Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани.
Порядок определяет процедуру предоставления из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности (далее - организации) (далее также - Услуги).
Субсидии предоставляются организациям в целях возмещения расходов, возникающих в результате отлова безнадзорных животных, их содержания в пункте временного содержания (включая чипирование или клеймение, питание, дезинфекцию мест содержания, вакцинацию работников), регулирования их численности (стерилизация (кастрация) безнадзорных животных (включая медикаменты и расходные материалы), умерщвление повышено агрессивных безнадзорных животных и безнадзорных животных, у которых обнаружены болезни, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания).
Согласно п. 4 Порядка Субсидии предоставляются организациям, которые оказывают Услуги на территории муниципального образования г. Казани в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 N 126 "Об утверждении порядка отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2013 N 126 утвержден порядок отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных в Республике Татарстан (далее - Порядок отлова).
В соответствии с п. 1.2 Порядка отлова мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, учету, регулированию численности безнадзорных животных осуществляются организациями, укомплектованными работниками, оборудованием и средствами, необходимыми для осуществления соответствующей деятельности (далее - специализированная организация), определяемыми органом, уполномоченным на решение вопросов отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных (далее - уполномоченный орган), в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
Пунктом 2.2 Порядка отлова предусмотрено, что отлов безнадзорных животных производится на основании заказа-наряда на выполнение работ по отлову безнадзорных животных, выданного уполномоченным органом, на основании письменных обращений физических и юридических лиц (далее - заявитель), а также в соответствии с плановыми мероприятиями по отлову безнадзорных животных в соответствии с условиями контрактов (договоров), заключенных с уполномоченным органом.
Таким образом, положения Порядка отлова предусматривают необходимость заключения уполномоченным органом контракта (договора) с организациями, осуществляющими указанные работы, услуги.
Пункт 15 части 1 статьи 17.1 Закона РТ от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" относит к правам органов местного самоуправления городского округа осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
Согласно п. 3.1.50 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее также - Комитет ЖКХ), утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 17-3, к полномочиям комитета отнесена организация отлова и содержания безнадзорных животных в пункте временного содержания, регулирования численности безнадзорных животных (стерилизация (кастрация) безнадзорных животных, умерщвление повышено агрессивных безнадзорных животных и безнадзорных животных, у которых обнаружены болезни, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания).
Таким образом, Комитет ЖКХ выступает уполномоченным органом на решение вопросов отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Кроме того, в силу п. 3.1.45 Положения к полномочиям Комитета ЖКХ отнесено участие в качестве муниципального заказчика по контрактам, заключаемым на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и для собственных нужд.
Таким образом, для обеспечения муниципальных нужд в виде отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани должен привлекаться исполнитель муниципального задания путем проведения закупки.
Согласно информации, предоставленной Исполнительным комитетом (вх. N 12082 от 26.07.2019 г.), закупки для муниципальных нужд на выполнение работ по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных, за период с 2017 г. и по дату получения настоящего запроса Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Казани не проводились; договоры (контракты) с ООО "ВетДом" на выполнение работ по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных, за период с 2017 г. и по дату получения запроса Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Казани не заключались.
Пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно пункту 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из вышеуказанных положений БК РФ, субсидии не могут быть предоставлены юридическому лицу вне связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть из определения понятия предоставления субсидии следует, что она может быть предоставлена только в связи с производством (реализацией) товаров, оказанием услуг.
Вместе с тем, Порядок предоставления субсидий предусматривает, что Субсидии предоставляются организациям в целях возмещения расходов, возникающих в результате отлова безнадзорных животных, их содержания в пункте временного содержания (включая чипирование или клеймение, питание, дезинфекцию мест содержания, вакцинацию работников), регулирования их численности (стерилизация (кастрация) безнадзорных животных (включая медикаменты и расходные материалы), умерщвление повышено агрессивных безнадзорных животных и безнадзорных животных, у которых обнаружены болезни, общие для человека и животных, или неизлечимые болезни, вызывающие чрезмерные страдания). Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу Исполнительного комитета г. Казани.
Соответственно, обязательства по выполнению работ, связанных с отловом безнадзорных животных, носят возмездный характер - подрядная организация выполняет соответствующие работы (услуги), а орган местного самоуправления их оплачивает. Возникшие правоотношения с ООО "ВетДом" являются возмездными и носят гражданско-правовой характер, а полученные по ним от органа местного самоуправления через Комитет ЖКХ суммы фактически являются оплатой за выполненные работы (оказанные услуги). Данный факт является нарушением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности пункта 1 статьи 78, в соответствии с которым субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь по компенсации затрат на определенную деятельность, признанную публичным образованием значимой (например, поддержка сельхозпроизводителей).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае возмещение затрат, возникших в результате оказания услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования г. Казани, фактически являлось оплатой со стороны органа местного самоуправления оказанных для муниципальных нужд услуг конкретному хозяйствующему субъекту.
Понятие муниципальной нужды раскрывалось в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшего до 01.01.2014) и понималось как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. По смыслу Закона N 44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом.
В связи с вышеизложенным, услуги выполнялись ООО "ВетДом" по заказу муниципального образования города для муниципальных нужд, результаты оказанных услуг потребляются неограниченным количеством лиц и контролируются названным муниципальным органом.
Вместе с тем, осуществление закупок для муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.
Статьей 93 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Татарстанским УФАС России в ходе мониторинга информации, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, округов Республики Татарстан осуществляют закупки услуг по отлову безнадзорных животных, их содержанию в пункте временного содержания в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Информация о проводимых органами местного самоуправления муниципальных районов и образований Республики Татарстан закупках в целях оказания услуг по отлову содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на 2019 г. представлена в следующей таблице.
Реестровый номер закупки |
Способ определения поставщика |
Наименование закупки |
Наименование Заказчика |
N0111300092219000040 |
Электронный аукцион |
право заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, умерщвлению и утилизации агрессивных и (или) больных безнадзорных животных в Сармановском муниципальном районе РТ в 2019 г |
Исполнительный комитет Сармановского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300067819000079 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Заинского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300001319000054 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и безнадзорных животных на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан |
МКУ "Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" |
N0111300001319000048 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и безнадзорных животных на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан |
МКУ "Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" |
N0111300047219000007 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан |
МКУ "Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан" |
N0111300052319000029 |
Электронный аукцион |
Организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории города Азнакаево на 2019 г. |
Исполнительный комитет города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300052319000030 |
Электронный аукцион |
Организация мероприятий по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Азнакаевского района Республики Татарстан. |
Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300063219000769 |
Электронный аукцион |
Выполнение работ по отлову и регулированию численности безнадзорных животных |
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300003019000014 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а именно на отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных в Алексеевском муниципальном районе Республики Татарстан в 2019 году |
МКУ "Алексеевский районный исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан" |
N0111300052319000020 |
Электронный аукцион |
Организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории города Азнакаево на 2019 г. |
Исполнительный комитет города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300016119000024 |
Электронный аукцион |
Проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в Черемшанском муниципальном районе РТ |
Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
|
N0111300001719000050 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Сабинского муниципального района РТ на 2019 год |
Исполнительный комитет Сабинского муниципального района |
N0111300029819000025 |
Запрос котировок в электронной форме |
Отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных с территории Нурлатского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300025119000011 |
Электронный аукцион |
Право заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Новошешминского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Новошешминского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300000819000180 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории муниципального образования город Набережные Челны для нужд МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" |
N0111300067819000028 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Заинского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300063219000679 |
Электронный аукцион |
Выполнение работ по отлову и регулированию численности безнадзорных животных |
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300013219000017 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Бавлинского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Бавлинского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300093119000007 |
Электронный аукцион |
право заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300012919000015 |
Электронный аукцион |
на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных (собак) на территории Мамадышского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300067819000022 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, транспортировке, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных на территории Заинского муниципального района Республики Татарстан |
Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300006419000013 |
Электронный аукцион |
Отлов содержание и регулирование численности безнадзорных животных |
Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300010719000008 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных в Камско-Устьинском муниципальном районе Республики Татарстан на 2019 год |
Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300006219000007 |
Электронный аукцион |
Оказание услуг по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных животных (собак) на территории Тетюшского муниципального района Республики Татарстан |
МКУ "Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан" |
N0111300064718000142 |
Электронный аукцион |
Отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных на 2019 год |
Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан |
N0111300029818000221 |
Запрос котировок |
Отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных с территории г. Нурлат Нурлатского муниципального района РТ, по заявке Заказчика |
Исполнительный комитет г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан |
Таким образом, исходя из вышеизложенного, установлено, что органами местного самоуправления Республики Татарстан в целях решения вопросом местного значения по отлову безнадзорных животных, их содержанию в пункте временного содержания, регулированию их численности заключаются муниципальные контракты по результатам проведения конкурентных процедур.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа входит в компетенцию органов местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (то есть в соответствии с Законом о контрактной системе).
Законодательство Российской Федерации связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросом местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
Таким образом, отлов безнадзорных животных является муниципальной нуждой, финансируется из муниципального бюджета, а, следовательно, её удовлетворение может быть осуществлено только путём проведения торгов в соответствии с Законом о контрактной системе.
Несоблюдение указанного в Законе о контрактной системе порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также может привести к устранению конкуренция среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
В ходе заседаний Комиссии Татарстанского УФАС России представители ответчиков пояснили, что Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22 февраля 2017 г. N 450 было принято на основании решения Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 6-12 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Решение Казанской городской Думы).
Согласно пункту 4 Решения Казанской городской Думы установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) предоставляются в порядке, установленном Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани среди прочего, в случае осуществления работ по отлову безнадзорных животных, их содержании в пункте временного содержания, регулирования их численности.
При этом следует отметить, что 18 декабря 2019 г. принято решение Казанской городской думы N2-37 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Указанное решение не содержит аналогичного 4 пункту решения Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 6-12 "О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" о выделении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани, среди прочего, в случае осуществления работ по отлову безнадзорных животных, их содержании в пункте временного содержания, регулирования их численности.
В настоящее время Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22 февраля 2017 г. N 450 является действующим в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 сентября 2019 г. N3479 "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 22.02.2017 N450", 2 пункт которого устанавливает, что Порядок предоставления из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.09.2019.
Вместе с тем, с 1 января 2020 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 27.12.2018 N498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными), а именно статья 18 указанного закона, регламентирующая организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с 1 пунктом вышеуказанной статьи Закона об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона об ответственном обращении с животными содержание отловленных животных без владельцев в местах пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
Таким образом, Порядок предоставления из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности, утвержденный Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22 февраля 2017 г. N 450 (с учетом изменений), действующий в настоящий момент, противоречит вышеуказанным положениям законодательства Российской Федерации, так как создает реальную возможность финансирования работ и услуг для муниципальных нужд без учета положений Закона о контрактной системе и даёт возможность для предоставления необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам при осуществлении ими предпринимательской деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Исполнительный комитет, издав Порядок предоставления из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности, который предусматривает возможность финансирования работ, направленных на удовлетворение муниципальной нужды, посредством выдачи хозяйствующему субъекту субсидий, без учета проведения процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, создал реальную возможность для предоставления необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту (ООО "ВетДом").
Таким образом, в действиях (бездействии) Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившиеся в создании возможности финансирования работ, направленных на удовлетворение муниципальной нужды, посредством выдачи хозяйствующему субъекту субсидий, без учета проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, путем издания Порядка предоставления субсидий, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Часть 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусматривает выдачу предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в непринятии мер по отмене Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 22 февраля 2017 г. N 450 (с учетом изменений), который создает реальную возможность финансирования работ и услуг для муниципальных нужд без учета положений Закона о контрактной системе и даёт возможность для предоставления необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам при осуществлении ими предпринимательской деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства", предупреждает о необходимости прекращения нарушения в течение 10 (десяти) дней со дня получения настоящего предупреждения путем отмены Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 22.02.2017 N450 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета муниципального образования г. Казани субсидий организациям, осуществляющим отлов безнадзорных животных, их содержание в пункте временного содержания, регулирование их численности" (с учетом изменений) и недопущения финансирования работ и услуг в данной сфере без учета положений, предусмотренных Законом о контрактной системе.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.01.2020