по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 28 января 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<...>;
В отсутствие надлежаще уведомленного заявителя общества с ограниченной ответственностью "Глобалс аудит" (ИНН/ОГРН 6652022791/1076652000336) (далее - ООО "Глобалс аудит", заявитель);
При участии от заказчика акционерного общества "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" (ИНН/ОГРН 1435178584/1061435055637) (далее - АО "ФАПК Сахабулт", заказчик) представители по доверенности б/н от 22.01.2020 Г., по доверенности б/н от 22.01.2020 С.;
рассмотрев жалобу ООО "Глобасл аудит" (ИНН/ОГРН 6652022791/1076652000336) на действия заказчика АО "ФАПК Сахабулт" (ИНН/ОГРН 1435178584/1061435055637) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ) (извещение N 1200500008719000001) (далее - закупка),
установила:
16.01.2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Глобасл аудит" (ИНН/ОГРН 6652022791/1076652000336) на действия заказчика АО "ФАПК Сахабулт" (ИНН/ОГРН 1435178584/1061435055637) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ) (извещение N 1200500008719000001).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям "Сведения о приемах и методах организации аудита, включая объем трудозатрат и календарный план-график оказания услуг (выполнение задания в установленный срок), в т.ч. на территории заказчика", "Наличие документов о прохождении внешнего контроля качества аудиторской деятельности, с отсутствием мер дисциплинарного взыскания СРО" критерия "Качество услуг участника закупки", по показателям "Общий опыт работы участника размещения заказа по оказанию аудиторских услуг", "Страхование аудиторских рисков (подтверждается предоставлением копии полиса страхования ответственности" критерия "Квалификация участника". Кроме того, заказчиком не указан конкретный вид аттестата аудитора, который требуется по закону для проверки.
Представители заказчика не согласились с доводами заявителя и сообщили, что при проведении конкурса заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), критерии и порядок оценки установлены таким образом, чтобы в результате выявить лучшее предложение.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
05.12.2020 года на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N1200500008719000001 о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ) (далее - извещение), и конкурсная документация "Предмет открытого конкурса в электронной форме: Оказание аудиторских услуг. Начальная (максимальная) цена контракта: 990 000 (девятьсот девяноста тысяч) рублей 00 копеек", утвержденная директором заказчика (далее - конкурсная документация).
Согласно извещению, срок окончания подачи заявок 27.12.2019 года в 9:30.
11.01.2020 года в ЕИС размещен "Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.01.2020 NПРОI1" для закупки N1200500008719000001, согласно которому на участие в закупке поступило 6 заявок, все заявки допущены к участию.
11.01.2020 года в ЕИС размещен "Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.01.2020 NПРОII1" для закупки N1200500008719000001, согласно которому заявка под N106600576 подана заявителем.
13.01.2020 года в ЕИС размещен "Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 13.01.2020 NППИ1" для закупки N1200500008719000001.
Согласно указанному протоколу конкурсной комиссией принято решение исходя из установленных итоговых рейтингов оцениваемых заявок о присвоении первого номера заявке ООО "Север-Аудит" (71,14 баллов), второго номера заявке ООО "Аудиторская фирма "Профи" (37,77 баллов).
Не согласившись с установленными в конкурсной документации порядком и критериями оценки заявителем 16.01.2020 года подана жалоба.
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, в конкурсную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
Уведомление было размещено на сайте базы решений ФАС России https://br.fas.gov.ru и направлено участникам посредством электронной почты.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
В соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Критерии оценки заявок установлены частью 4 конкурсной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно приложению при оказании аудиторских услуг минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) равна 30, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) равна 70.
Согласно конкурсной документации, значимость критерия "Цена договора" равна 60%, значимость нестоимостных критериев "Качество услуг участника закупки" и "Квалификация участника закупки" равна по 20%, в сумме 40%.
При этом, для оценки заявок по критерию "Качество услуг участника закупки" при размещении заказа на оказание услуг каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов с распределением по подкритериям.
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" значимость критерия составляет 20%, значимость каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, составляет 100 баллов. Коэффициент значимости критерия составляет 0,2.
Комиссия, изучив конкурсную документацию, пришла к следующим выводам.
По первому доводу об обязательном указании конкретного вида аттестата аудитора представители заказчика пояснили, что в пункте 7 части 1 раздела 1 конкурсной документации, требования установленные в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с п.1. ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе определяются Законом об аудиторской деятельности и должны подтверждаться представлением в составе заявки документа, подтверждающего членство организации в одной из саморегулируемых организаций аудиторов и не менее одного квалифицированного аттестата аудитора, выданного саморегулируемой организацией аудиторов, соответствием ч.3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. При этом, в соответствии со статьей 11 Закона об аудиторской деятельности квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов в установленном порядке уполномоченным органом. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора, утвержден приказом Минфина России от 06.12.2010 N 161н, согласно которому квалификационные аттестаты выдаются по новой форме, в том числе в порядке обмена ранее выданных аттестатов. Таким образом, в конкурсе имеют право участвовать аудиторы с аттестатами, выданными не ранее 2011 года.
Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.
По второму доводу заявителя о незаконных показателях по оценке заявок участников по критерию "Качество услуг участника закупки" представители заказчика пояснили, что опыт работы и квалификация в конкурсной документации определены в соответствии с Правилами, а именно для оценки объема трудозатрат оценивается общий объем трудозатрат без разделения на территории заказчика, поскольку общий объем трудозатрат включает в себя объем трудозатрат на территории заказчика, при этом понятие трудозатраты изложено в конкурсной документации в соответствии с официальной терминологией, согласно которой трудозатраты - это количество рабочего времени, необходимого для выполнения работы, измеряемого в человеко-часах. По поводу критерия "Квалификация участника" пояснили, что выдача лицензии на аудиторские услуги и вступление в саморегулируемую организацию в соответствии с Законом об аудиторской деятельности свидетельствуют о достаточном уровне квалификации для участия в конкурсе. Диапазоны сравнения выбраны заказчиком на основании достаточности сравнимости в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат указаний на то, какие конкретные раскрывающие показатели должен использовать заказчик при оценке заявок участников по тому или иному показателю.
При определении количественных характеристик объекта закупки, связанного с осуществлением аудиторских услуг, могут применяться различные раскрывающие показатели, в том числе опыт работы с момента внесения саморегулируемой организацией сведений в реестр аудиторов и аудиторских организаций, количество трудозатрат в человеко-часах, размер страхования аудиторских рисков, прохождение внешнего контроля качества аудиторской деятельности.
С учетом изложенного показатели опыта работы нестоимостных критериев оценки заявок оценивались исходя из даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, что не противоречит статье 3 Закона об аудиторской деятельности, и является наиболее распространенной количественной характеристикой оказания аудиторских услуг.
Кроме того, заявитель в жалобе не указал, какую конкретно норму Закона о контрактной системе нарушил заказчик, применяя для оценки заявок показатель критерия оценки заявок, который, по мнению заказчика, является наиболее объективным.
Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, работ, услуг и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 указанного Федерального закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из вышеизложенного, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки. Заказчик вправе при необходимости детализировать объект закупки, устанавливая такие характеристики оборудования, используемого при выполнении работ, которые будут иметь существенное значение при выполнении работ в полном объеме в соответствии с условиями государственного контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Таким образом, доводы заявителя о том, что в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе по показателям нестоимостных критериев является необоснованным по обстоятельствам, указанным выше, поскольку рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе проводилась в соответствии с установленными в конкурсной документации критериями.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Глобасл аудит" (ИНН/ОГРН 6652022791/1076652000336) на действия заказчика АО "ФАПК Сахабулт" (ИНН/ОГРН 1435178584/1061435055637) при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ) (извещение N 1200500008719000001) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 января 2020 г. N 014/10/18.1-97/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.01.2020