Я, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай _, рассмотрев постановление прокуратуры Турочакского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.01.2020 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, директора МКУ "Дорожно-хозяйственное управление" МО "Турочакский район",
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в отсутствие _ в Управлении ФАС по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226, строение, 2), с участием старшего помощника прокурора г. Горно-Алтайска _.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Определение о времени и месте рассмотрения дела N 004/04/7.32-50/2020 от 07.02.2020 г. получено ... 12.02.2020 г. лично.
Прокуратурой Турочакского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в действиях заказчика МКУ "Дорожно-хозяйственное управление" МО "Турочакский район" установлены нарушения пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с подписанием дополнительного соглашения N1 от 27.11.2019 г. об изменении объема и цены муниципального контракта от 31.10.2019 г. N 0177300011419000012.
В ходе рассмотрения административного дела должностным лицом УФАС по РА установлено следующее.
07.10.2019 г. в ЕИС в сфере закупок МКУ "Дорожно-хозяйственное управление" МО "Турочакский район" размещено извещение N0177300011419000012 о проведении электронного аукциона на установку уличного освещения с начальной (максимальной) ценой контракта 1580357,20 рублей.
По результатам электронного аукциона N 0177300011419000012 МКУ "Дорожно-хозяйственное управление" МО "Турочакский район" 31.10.2019 г. с победителем ИП ... заключен муниципальный контракт на установку уличного освещения N0177300011419000012 (далее по тексту - контракт). Реестровый номер данного контракта 30411173306 19 000013.
Согласно пунктам 1.1, 2.2 и 3.1 данного контракта исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по установке уличного освещения в объеме, установленном в технической документации (сметой) в полном объеме не позднее 02.12.2019 г. Перечень действий, которые должен совершить исполнитель в рамках указанной деятельности, и объем работ приведены в локальной смете N02-01-01 к контракту. Цена услуг (цена контракта) составляет 1319598,13 рублей без НДС.
27.11.2019 г. сторонами принято решение о подписании дополнительного соглашения N1 к вышеназванному муниципальному контракту. Данным соглашением изменены пункты 2.2 контракта "Цена контракта составляет 1450316,13 руб. без НДС." (п. 1.1 соглашения). Стороны договорились об увеличении цены контракта по предложению заказчика в связи с увеличением объемов работ, технологически связанных с предметом контракта (п. 1.2 соглашения). Объемы дополнительных работ и поставки товаров, указанных в п. 1.2 данного соглашения отражены в сметной документации, утвержденной заказчиком (приложение N1 к соглашению).
В ходе проверки сметной документации, являющейся приложением N1 к дополнительному соглашению к муниципальному контракту, прокуратурой Турочакского района установлено, что дополнительно подрядчиком проводятся следующие работы и затраты:
1. Развозка конструкций и материалов опор ВЛ 0,38-10 кВ по трассе: материалов оснастки одностоечных работ в объеме 35.
2. Крюк сквозной SOT 21.1 прим. шт. в объеме 97.
3. Зажим поддерживающий: марки SO 140 100 шт. в объеме 0,31.
4.Зажим ответвительный прокалывающий изолированный со срывной головкой для соединения изолированных алюминиевых и медных проводников (AL-CU/AL-CU), марки SLIP 22.1 100 шт. в объеме 2.44.
Вместе с тем, указанные работы и затраты не отражены в сметной документации, являющейся приложением N1 к муниципальному контракту от 31.10.2019 г., что свидетельствует о том, что дополнительным соглашением N1 к муниципальному контракту внесены изменения не в сторону изменения объема работ путем их увеличения, а дополнены отдельными видами работ и затрат.
Таким образом, сторонами изменена цена контракта на 130718,00 рублей и включены не предусмотренные муниципальным контрактом от 31.10.2019 г. дополнительные виды работ и затрат.
В УФАС по РА письменные пояснения ... не представлены.
Согласно письменным пояснениям ..., полученным помощником прокурора Турочакского района ... 30.01.2020 г., работниками администрации МО "Турочакский район" в смете N02-01-01 к контракту допущена ошибка (неправильный расчет работ и затрат). Так как, без проведения дополнительных работ и закупки товаров было бы невозможно завершить установку уличного освещения в с. Турочак, заказчиком было принято решение о заключение дополнительного соглашения к заключенному муниципальному контракту, в части увеличения стоимости работ и включения дополнительных работ и затрат.
Согласно письменным пояснениям, содержащимся в постановлении прокуратуры Турочакского района от 30.01.2020 г., ... вину признает и раскаивается.
Должностное лицо УФАС по РА считает, что данные пояснения не исключают наличие в действиях директора МКУ "Дорожно-хозяйственное управление" МО "Турочакский район" ... административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 данного Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пп. б) п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Пунктом 9.3.2 контракта предусмотрена возможность его изменения, если по предложению заказчика увеличивается или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10%.
Учитывая изложенное, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе. Данная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 26.09.2017 г. N 24-03-08/62479.
В рассматриваемом случае, сторонами внесены изменения в контракт в части включения дополнительных видов работ и затрат, не предусмотренных контрактом.
Как указывает Президиум Верховного суда РФ в Обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе от 28.06.2017 г., увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Должностным лицом УФАС по РА установлено, что согласно локальной смете N02-01-02 на сумму 130718,00 руб., являющейся приложением N1 к дополнительному соглашению, включены виды работ и материалы, которые изначально не были предусмотрены аукционной документацией о проведении электронного аукциона N0177300011419000012 на установку уличного освещения. Таким образом, положение пп. б) п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе при заключении рассматриваемого дополнительного соглашения не применимо. Объективных оснований по невключению в техническую часть аукционной документации (в локальную смету N02-01-01 к контракту) дополнительных работ и затрат заказчиком не представлено.
11.12.2019 г. заказчиком на основании платежного поручения N 822333 произведена оплата выполненных исполнителем работ на сумму 1450316,13 руб.
Следовательно, дополнительное соглашение к контракту N0177300011419000012 от 31.10.2019 г., подписанное сторонами 27.11.2019 г., не соответствует требованиям ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
За данные правонарушения предусмотрена ответственность по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно выписке из распоряжения главы МО "Турочакский район" N 71л/с от 01.04.2019 г. ... назначен на должность директора МКУ МО "Турочакский район" "Дорожно-хозяйственное управление" с 01.04.2019 г.
Дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту N 0177300011419000012 от 31.10.2019 г. подписано 27.11.2019 г. директором МКУ "ДХУ" ...
Таким образом, в действиях директора МКУ "ДХУ" _ содержится состав нарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вместе с тем, в соответствии с положениями КоАП РФ, неосторожность также является формой вины.
При таких обстоятельствах, субъективная сторона выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина, как элемент состава административного правонарушения, характеризуется тем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, могло предотвратить нарушение законодательства о контрактной системе (не подписывать дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту N 0177300011419000012 от 31.10.2019 г., которое не соответствует законодательству о контрактной системе), однако, не обеспечило исполнение требований Закона о контрактной системе, допустив их нарушение.
Факт совершения административного правонарушения директором МКУ "ДХУ" _. подтверждается материалами дела об административном правонарушении N004/04/7.32-50/2020.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное директором МКУ "ДХУ" ... повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Срок давности привлечения директора МКУ "ДХУ" _ к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3, 4.2 КоАП РФ, не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.4; 7.32; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать директора МКУ "ДХУ" _ виновным в совершении административного правонарушения (подписание 27.11.2019 г. дополнительного соглашения N 1 к муниципальному контракту N 0177300011419000012 от 31.10.2019 г. в нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", приказу ФАС России от 19.08.2019 г. N 1109А/19 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84701000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111601071019000140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: "Административные штрафы, установленные Главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (иные штрафы)".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 5-11-56.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Турочакский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 20 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2020