Комиссия Пензенского УФАС России (далее - Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), в составе:
- <...> - заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
- <...> - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
- <...> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
в отсутствие заявителя - представителя ООО "Стратегия 2.0";
в присутствии ответчика - представителя муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Ритуал" <...> (доверенность от 11.02.2020),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стратегия 2.0" (ИНН 5836690966, ОГРН 1195835012603, ул. Володарского, 17, офис 46, г. Пенза, 440000) на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Ритуал" (ИНН 5803020211, ОГРН 1095803001975, ул. Рабочая, 139а, к. Кузнецк, Пензенская область, 442530) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку ритуальных принадлежностей (извещение N 32008775434 от 17.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 27.01.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Стратегия 2.0" (далее - заявитель, ООО "Стратегия 2.0") (ИНН 5836690966, ОГРН 1195835012603, ул. Володарского, 17, офис 46, г. Пенза, 440000) на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Ритуал" (далее - заказчик, МУП г. Кузнецка "Ритуал") (ИНН 5803020211, ОГРН 1095803001975, ул. Рабочая, 139а, к. Кузнецк, Пензенская область, 442530) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку ритуальных принадлежностей (извещение N 32008775434 от 17.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
Из жалобы заявителя следует, что заказчик - в нарушение ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), п. 4 ч. 1.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Ритуал" (далее - Положение о закупках) установил неизмеряемые требования к участникам закупки. Заказчик не указал единицы измерения некоторых характеристик товара. Установлены необоснованные требования к регулированию результата поставки товара, а именно, не установлены требования к месту и периодам отгрузки товара, наличие права заказчика выборочно передавать образцы поставляемого товара на экспертизу, которая оплачивается за счет поставщика. Согласно Положению о закупках запрос предложений и запрос котировок проводятся с целью обеспечить срочные, неотложные нужды заказчика. При этом, учитывая срок поставки товара, установленный договором, поставка изделий не носит срочный характер. Кроме того, заказчиком допущены нарушения при формировании начальной максимальной цены договора.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 30.01.2020 N 134-3э назначено и проведено 05.02.2020 в 11 часов 00 минут.
03.02.2020 в Пензенское УФАС России поступил отзыв представителя заказчика на жалобу, в котором он с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
На рассмотрение жалобы 05.02.2020 представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.
05.02.2020 Комиссией Управления в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе, рассмотрение жалобы назначено на 13.02.2020.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 05.02.2020 N 191-3э назначено и проведено 13.02.2020 в 15 часов 00 минут.
На рассмотрение жалобы 13.02.2020 представитель заявителя не явился, заявитель о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
На заседании комиссии 13.02.2020 представитель заказчика Макаров В.В. поддержал позицию, изложенную в отзыве, просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке (письмо ФАС России от 25.06.2019 N МЕ/53183/19).
В ходе заседания Комиссии Управления установлено следующее.
17.01.2020 МУП г. Кузнецка "Ритуал" разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку ритуальных принадлежностей (извещение N 32008775434 от 17.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
Дата начала срока подачи заявок - 17.01.2020.
Дата и время окончания подачи заявок - 27.01.2020 в 10:00.
Дата подведения итогов - 27.01.2020.
Как пояснил представитель МУП г. Кузнецка "Ритуал" в ходе заседания Комиссии Управления заявитель ООО "Стратегия 2.0" заявку на участие в запросе котировок не подавало.
Жалоба ООО "Стратегия 2.0" поступила в Пензенское УФАС России 27.01.2020, то есть до истечения срока подачи заявки на участие в закупке.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО "Стратегия 2.0" подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Как указано в ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Ритуал", утвержденным директором МУП г. Кузнецка "Ритуал" 28.10.2019 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи..
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
1. Относительно довода заявителя об отсутствии в документации некоторых характеристик товара установлено следующее.
Согласно Техническому заданию (приложение N 2 к извещению о запросе котировок) поставке подлежат в том, числе:
- по позиции 1 "Покрывало церковное с печатью хлопчато-бумажное" в количестве 1000, при этом, не указаны размеры товара, не указана единица измерения количества товара;
- по позиции 2 "Покрывало церковное с печатью шелк" в количестве 500 - не указаны размеры товара, не указана единица измерения количества товара;
- по позициям 3, 4 и 5 не указана единица измерения количества товара;
- по позиции 5 "Платье женское габардиновое" размер товара указан с 46 по 62, при этом, не указаны количество товара каждого размера и единица измерения количества товара;
- по позициям 6-10 не указаны количество товара каждого размера и единица измерения количества товара;
- по позициям 11-19 не указана единица измерения количества товара.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Аналогичные требования содержаться в п. 1.8.2 Положения о закупках.
Таким образом, заказчиком в нарушение п. 3 ч. 9 ст. 4, ч. 6.1. ст. 3 Закона о закупках, п. 1.8.2. Положения о закупках не установлены требования к количеству и техническим характеристикам поставляемого товара.
Кроме того, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
Аналогичное требование установлено в п. 1.8.2 Положения о закупках.
Согласно п. 2.1.1 проекта договора поставщик обязан осуществить поставку товара партиями надлежащего качества, в срок, в количестве, предусмотренном Приложением N 1 к настоящему договору.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п. 6.1 проекта договора качество поставленного товара должно соответствовать установленным стандартам (ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия"), что должно подтверждаться сертификатами и паспортами соответствия на товар или заверенными копиями указанных документов.
В соответствии с разделом "Информационные данные" ГОСТ 8486-86 настоящий стандарт распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и экспорта.
Предметом закупки не являются пиломатериалы хвойных пород, следовательно, указанный стандарт не применим при проверке качества поставляемого товара.
Таким образом, установленные заказчиком в проекте договора требования к качеству поставляемого товара, противоречат характеристикам поставляемого товара, установленным в Приложении N 2 к извещению о запросе котировок.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком в нарушение п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 1.8.2. Положения о закупках не определил качественные характеристики предмета закупки, предусмотренные документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
2. Проанализировав довод заявителя об отсутствии в документации о закупке требований к месту и периодам отгрузки товара, установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки и п. 1.2 проекта договора, который является неотъемлемой частью извещения о запросе котировок, определено место поставки товара по договору: Пензенская область, город Кузнецк, Рабочая улица, 193 А, которое также является местом нахождения заказчика.
Согласно п. 1.1 проекта договора поставка осуществляется по заявкам заказчика в течение одного дня, следующего за днем поступления заявки, с момента заключения договора по 31.12.2020 года. В соответствии с п. 1.3 проекта договора товар передается партиями в соответствии с условиями настоящего договора на основании заявки заказчика.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 508 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Таким образом, рассматриваемый довод заявителя признается Комиссией Управления необоснованным.
3. Рассмотрев довод заявителя о наличие в документации о закупке ограничивающего количество участников запроса котировок права заказчика выборочно передавать на экспертизу образцы товара, оплата которой производиться за счет поставщика, Комиссия Управления приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2.5.1 проекта договора заказчик вправе при приемке Товара передать выборочно на экспертизу образцы поставляемого товара, о чем заведомо уведомляет Поставщика Товара, не позднее, чем за 3 (три) календарных дня для разрешения разногласий. Оплата экспертизы производится за счет поставщика товара.
Согласно п. 1 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
В соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Таким образом, установленное проектом договора условие о приемке товара не противоречит нормам законодательства Российской Федерации, и довод заявителя признается не обоснованным.
4. Относительно довода заявителя о необоснованности выбора способа закупки путем проведения запроса котировок установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.3.6 Положения о закупках запрос предложений и запрос котировок проводятся с целью обеспечить срочные, неотложные нужды заказчика.
Согласно п. 5.1.2 запрос котировок может проводиться, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 500 тыс. руб. При необходимости осуществить срочную закупку товаров, работ, услуг с начальной (максимальной) ценой до 5 млн. руб. Заказчик вправе принять решение о проведении запроса котировок, когда невозможно провести аукцион из-за длительности процедуры.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении запроса котировок начальная (максимальная) цена договора 1 801 268,00 рублей.
Согласно п. 1.1 проекта договора поставка осуществляется с момента заключения договора по 31.12.2020.
С учетом периода действия договора срочность в проведении закупки отсутствует.
На заседании Комиссии Управления представитель МУП г. Кузнецка "Ритуал" не смог указать основания для выбора в качестве способа определения поставщика проведения закупки путем проведения запроса котировок, предусмотренные Положением о закупках.
Таким образом, заказчиком в нарушение пунктов 1.3.6 и 5.1.2 Положения о закупках неправильно выбран способ закупки.
5. Относительно довода заявителя о нарушении Заказчиком порядка формирования начальной максимальной цены товара установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Таким образом, Закон о закупках не устанавливает требования к порядку формирования начальной (максимальной) цены договора.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что Комиссией установлены нарушения Закона о закупках и Положения о закупках, которое повлекло неправильный выбор способа закупки, Комиссия считает необходимым выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", частями 10 и 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия управления,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стратегия 2.0" (ИНН 5836690966, ОГРН 1195835012603, ул. Володарского, 17, офис 46, г. Пенза, 440000) на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия города Кузнецка "Ритуал" (ИНН 5803020211, ОГРН 1095803001975, ул. Рабочая, 139а, к. Кузнецк, Пензенская область, 442530) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку ритуальных принадлежностей (извещение N 32008775434 от 17.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное унитарное предприятие города Кузнецка "Ритуал" (ИНН 5803020211, ОГРН 1095803001975, ул. Рабочая, 139а, к. Кузнецк, Пензенская область, 442530) нарушившим пункт 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - муниципальному унитарному предприятию города Кузнецка "Ритуал" (ИНН 5803020211, ОГРН 1095803001975, ул. Рабочая, 139а, к. Кузнецк, Пензенская область, 442530) обязательное для исполнения предписание об аннулировании запроса котировок в электронной форме на поставку ритуальных принадлежностей (извещение N 32008775434 от 17.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 18 февраля 2020 г. N 058/07/3-49/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.02.2020