Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела N 036/04/9.21-19/2020 об административном правонарушении, возбужденного 30.01.2020 г. в отношении акционерного общества акционерного общества "Воронежская горэлектросеть" (394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 65; ОГРН: 1023601577812; ИНН: 3650000268; КПП: 366601001; дата регистрации: 06.12.1991 г.; далее - АО "Воронежская горэлектросеть") по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителя АО "Воронежская горэлектросеть" <_>,
У С Т А Н О В И Л:
11.12.2019 г. в Управление от гр. <_> поступило обращение (вх. N 01-10/1202) по вопросу неисполнения АО "Воронежская горэлектросеть" мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) срок.
Как следует из обращения, между АО "Воронежская горэлектросеть" и гр. <_> заключен договор N 1335 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.12.2018 г. (далее - Договор) и выданы технические условия N 4038 для присоединения к электрическим сетям АО "Воронежская горэлектросеть" (далее - ТУ).
Согласно пункту 1.5 Договора срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 (один) год со дня заключения настоящего Договора.
Таким образом, мероприятия по осуществлению технологического присоединения должны были быть исполнены АО "Воронежская горэлектросеть" в срок до 03.12.2019 г.
Однако в установленный срок АО "Воронежская горэлектросеть" не исполнило свои обязательства.
20.12.2019 г. Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения в целях проверки фактов, изложенных в нем, направило запрос/требование (исх. N 04-16/8202) в АО "Воронежская горэлектросеть" о предоставлении следующей информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1. Письменных объяснений по фактам, изложенным в обращении гр. <_> с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих доводы АО "Воронежская горэлектросеть".
2. Заявки(ок) на технологическое присоединение земельного участка к электрическим сетям гр. <_> с отметкой о получении последним.
3. Уведомления о предоставлении недостающих сведений и документов, направленное АО "Воронежская горэлектросеть" гр. <_> (в случае направления указанного уведомления приложить документ, подтверждающий отправление данного уведомления).
4. Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, направленного АО "Воронежская горэлектросеть" гр. <_> (приложив доказательства его направления).
5. Уведомления о выполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению объекта гр. <_> к электрическим сетям, направленное АО "Воронежская горэлектросеть" заявителю (в случае направления указанного уведомления приложить документ, подтверждающий отправление данного уведомления).
6. Уведомления о выполнении своей части мероприятий по технологическому присоединению объекта гр. <_> к электрическим сетям, направленное последним в АО "Воронежская горэлектросеть" (в случае направления приложить такое уведомление с отметкой о получении).
7. Всей имеющейся переписки/информации/документов по данному вопросу.
10.01.2019 г. в Управление от АО "Воронежская горэлектросеть" поступили запрашиваемая информация и документы, согласно которым 22.11.2018 г. в сетевую организацию от гр. <_> поступила заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям.
30.11.2018 г. АО "Воронежская горэлектросеть" направило гр. <_> письмо (исх. N 01/-0/4312) с приложением оферты договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.
В этот же день гр. <_> нарочно получил письмо АО "Воронежская горэлектросеть" (исх. N 01/-0/4312), о чем имеется соответствующая отметка.
Как сообщило АО "Воронежская горэлектросеть" при исполнении указанного договора возникли трудности с согласованием подготовленной рабочей документации.
В связи с этим, АО "Воронежская горэлектросеть" не выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению объекта гр. <_> к электрическим сетям в установленный Правилами срок.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <_> установлено, что в нарушение срока, предусмотренного подпунктом "б" пункта 16 Правил АО "Воронежская горэлектросеть" не выполнило мероприятия по технологическому присоединению нежилого помещения к электрическим сетям, что свидетельствует о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении АО "Воронежская горэлектросеть" был составлен протокол N 036/04/9.21-19/2020 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела N 036/04/9.21-19/2020 об административном правонарушении было назначено на 07.02/2020 г.
Согласно письменным объяснениям АО "Воронежская горэлектросеть" (исх. от 07.02.2020 г. N 105) у сетевой организации при исполнении указанного договора возникли трудности с согласованием подготовленной рабочей документации.
В связи с этим, АО "Воронежская горэлектросеть" не выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению объекта гр. <_> к электрическим сетям в установленный Правилами срок.
24.07.2019 г. в рассмотрении дела N 036/04/9.21-19/2020 об административном правонарушении участвовал представитель АО "Воронежская горэлектросеть" <_>, которому в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Изучив материалы дела N 036/04/9.21-19/2020 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Правил установлено, что, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Согласно абзацу 1 пункта 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Подпунктом "г" пункта 18 Правил установлено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил АО "Воронежская горэлектросеть" как сетевая организация обязана их соблюдать.
Вместе с тем, АО "Воронежская горэлектросеть" не осуществило мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта заявителя в установленный срок, что является нарушением подпункта "б" пункта 16 Правил.
Несоблюдение АО "Воронежская горэлектросеть" указанного требования Правил свидетельствует о нарушении данным лицом установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетями влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
АО "Воронежская горэлектросеть", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Одновременно с этим установлено, что АО "Воронежская горэлектросеть" ранее, а именно: постановлением от 24.07.2019 г. по делу N 036/04/9.21-187/2019 об административном правонарушении; постановлением от 12.11.2019 г. по делу N 036/04/9.21-271/2019 об административном правонарушении, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ уже привлекалось к административной ответственности.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что бездействие АО "Воронежская горэлектросеть" по нарушению установленного Правилами порядка технологического присоединения к электрическим сетям путем невыполнения мероприятий по технологическому присоединению здания к электрическим сетям в установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил срок содержат в себе событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у АО "Воронежская горэлектросеть" имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пунктов 3, 6, 7, подпункта "б" пункта 16 и подпункта "г" пункта 18 Правил), в частности выполнить мероприятия по технологическому присоединению в установленный Правилами срок.
Однако АО "Воронежская горэлектросеть" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 16 Правил.
Таким образом, вина АО "Воронежская горэлектросеть" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела находит свое полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершенное АО "Воронежская горэлектросеть" имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения было нарушено право заявителя - гр. <_> на своевременное технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации в установленный Правилами срок.
Административное правонарушение, совершенное АО "Воронежская горэлектросеть" причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении к принятой АО "Воронежская горэлектросеть" публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения АО "Воронежская горэлектросеть" от административной ответственности.
Довод АО "Воронежская горэлектросеть", изложенный в письменных объяснениях (исх. от 07.02.2020 г. N 105) о том, что у сетевой организации возникли сложности с согласованием проектной документации подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку все процедуры связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям заявителя должны были быть произведены сетевой организацией в рамках срока, который установлен подпунктом "б" пункта 16 Правил, который является императивным.
Законом об электроэнергетике (абзац 3 части 1 статьи 26), Правилами (подпункт "б" пункта 16) предусмотрен срок, в течение которого сетевая организация обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям.
При этом, в указанных нормах Закона об электроэнергетики и Правилах не содержится какой-либо оговорки о возможности сетевой организацией продлить либо изменить срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В связи с этим, несоблюдение сетевой организацией срока подключения, предусмотренного Правилами образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Каких-либо смягчающих, отягчающих либо исключающих административную ответственность АО "Воронежская горэлектросеть" в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения и его последствия, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ считаю необходимым назначить административный штраф в размере - 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.
Указанная сумма штрафа в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение АО "Воронежская горэлектросеть" противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать акционерное общество "Воронежская горэлектросеть"; 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 65; ОГРН: 1023601577812; ИНН: 3650000268; КПП: 366601001; дата регистрации: 06.12.1991 г.) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.
2. Направить акционерному обществу "Воронежская горэлектросеть"; 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 65; ОГРН: 1023601577812; ИНН: 3650000268; КПП: 366601001; дата регистрации: 06.12.1991 г.) настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366601001
Код бюджетной классификации 161 1 16 01091 01 0016 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа - административный штраф по делу N 036/04/9.21-19/2020
УИН 16100500000000420176
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 7 февраля 2020 г. N 036/04/9.21-19/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2020