Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Виноградовой А.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВДЦ "Орленок" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" (извещение N 0318100047919000197) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона. Требования Заказчика, указанные в Описании объекта закупки, противоречат Закону о контрактной системе.
Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств" (извещение N 0318100047919000197).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 668 500,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В описания объекта закупки аукционной документации в позиции 124 установлены требования к товару:
Насос топливный электрический должен представлять собой модуль электро-бензонасоса погружного типа с датчиком указателя топлива в сборе и встроенным регулятором давления топлива. Номинальное напряжение питания постоянного тока требуется 13,5 В. Предназначен для подачи топлива из бензобака и создания рабочего давления в системе питания бензинового двигателя, а также обеспечения контроля уровня топлива в баке. Рабочее напряжение питания постоянного тока \x{2264}15В. Рабочая температура окружающей среды, при которой допускается нормальная эксплуатация насоса \x{2264}80°С. Производительность модуля не менее 35 л/час. Масса модуля, кг должна быть не более 1,3.
В разделе Описания объекта закупки аукционной документации в позиции 190 "Стартер" Заказчиком установлены требования:
Стартер должен быть предназначен для гарантированного запуска двигателей с ЭСУД автомобилей ВАЗ 2110 и их модификаций. Стартер должен представлять собой электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с электромагнитным реле, планетарным редуктором и муфтой свободного хода. Режим работы стартера - кратковременный. Номинальное напряжение, В должно быть 12. Номинальная мощность, кВт не менее 1,1. Направление вращения должно быть левое. Число зубьев, шт. должно быть 9. Угол профиля зуба не менее 12°. Механизм свободного хода привода стартера должен защищать якорь от механических повреждений. Стартер должен работать при температуре окружающего воздуха в пределах диапазона минус 50°С_ плюс 45°С (влажность окружающего воздуха должна быть менее 90%). Масса, кг максимум 4,1.
Заявитель считает, что вышеуказанные требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Вместе с тем, на рассмотрении Комиссии представителем Заказчика пояснено, что данные показатели не подлежат конкретизации.
Кроме того, Заявителем не представлены документальные подтверждения нарушения при описании топливного насоса.
В разделе "Запасные части и материалы к автомобилям Volvo" описания объекта закупки аукционной документации в позиции 1251 "Хомут" установлены требования к товару:
Номинальный диаметр хомутов в диапазоне не менее 50-80 мм, ширина \x{2265}20 мм. Хомут должен быть предназначен для соединения рукавов в гидравлических и пневматических системах, работающих под давлением \x{2264}7,0 МПа, при температуре в диапазоне минус 60°С_ плюс 120°С. Тип хомута 2; 3. Поверхность хомута не должна быть с заусенцами, с пленами, треснутая, с подсеками. На поверхности резьбы не должно быть вмятин, заусенцев, препятствующих навинчиванию проходного калибра. Не допускается остаточных деформаций, следов износа, трещин и иных признаков разрушения на деталях хомута после его затяжки (момент нагружения). Болт должен быть с шестигранной головкой под ключ размером 13 мм. Хомут должен соответствовать ГОСТ 28191-89.
Согласно ГОСТ 28191-89 "Хомуты зажимные для рукавов. Технические условия" настоящий стандарт распространяется на зажимные хомуты для соединения рукавов в гидравлических и пневматических системах (топливных, водяных и др.), работающих под давлением до 7,0 МПа (70 кгс/см ГОСТ 28191-89 Хомуты зажимные для рукавов. Технические условия), при температуре от минус 60 °С до плюс 120 °С.
Таким образом, требования Заказчика установлены в соответствии с общими положениями государственного стандарта, регламентирующими область применения товара.
В разделе "Запасные части и материалы к автомобилям Hako" описания объекта закупки аукционной документации по позиции 46 "Рукав напорный" установлены требования к товару:
Разрывное усилие проволоки рукава не менее 171,6 Н. Изготовлен с двумя металлическими оплетками. Температура рабочей среды, °С должна быть в пределах диапазона минус 50_ плюс 70°С. Рабочее давление, МПа \x{2264}200 кгс/см2. Резьба должна быть М 16х1,5. Длина РВД должна быть 100 см. РВД должны соответствовать требованиям ГОСТ 6286-2017.
Согласно ГОСТ 6286-2017 "Рукава резиновые высокого давления с металлическими оплетками без концевой арматуры. Технические условия" настоящий стандарт распространяется на резиновые рукаваГОСТ 6286-2017 Рукава резиновые высокого давления с металлическими оплетками без концевой арматуры. Технические условия высокого давления оплеточной конструкции с металлическими оплетками без концевой арматуры (далее - рукава), применяемые в качестве гибких трубопроводов для подачи под высоким давлением жидкостей и работоспособные в районах с умеренным и тропическим климатом при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 70°С, а также в районах с холодным климатом при температуре от минус 60°С до плюс 70°С.
Таким образом, требования Заказчика установлены в соответствии с общими положениями государственного стандарта, регламентирующими область применения товара.
В разделе "Запасные части и материалы к автомобилям ВАЗ" описания объекта закупки аукционной документации в позиции 1 установлены требования к товару:
Аккумуляторная батарея должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 53165-2008 (МЭК 60095-1:2006). Батареи должны быть стойкими (иметь возможность нормально эксплуатироваться) к воздействию изменения температур окружающего воздуха в диапазоне не менее минус 40°С_ плюс 60°С.
По позициям 4 "Аккумуляторная батарея" описания объекта закупки аукционной документации Заказчиком установлено требование:
Батареи должны быть стойкими (иметь возможность нормально эксплуатироваться) к воздействию изменения температур окружающего воздуха в диапазоне не менее минус 40°С_ плюс 60°С.
При этом, согласно п. 7.3.3 ГОСТ Р 53165-2008 "Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия" состав периодических испытаний, деление его на группы и периодичность проведения испытаний должны соответствовать указанным в таблице 2:
|
|
|
|
|
Группа испы- тания |
Вид испытания и проверки |
Номер подраздела, пункта, подпункта |
Периодичность испытаний |
|
|
|
технических требований |
методов контроля |
|
П-1 |
1 Проверка габаритных размеров батарей |
6.2.1 |
9.11.1 |
Один раз в 3 мес |
|
2 Проверка размеров выводов |
6.2.2 |
9.11.1 |
|
|
3 Проверка массы |
6.2.8 |
9.11.6 |
|
|
4 Испытание на воздействие изменения температур |
6.2.5 |
9.11.7 |
|
Таким образом, показатели, установленные Заказчиком к аккумуляторной батарее, не подлежат конкретизации и в зависимости от партий поставки товара могут быть различными.
При этом на момент подачи заявки на участие в аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар.
Аналогичные нарушения содержатся в позициях 168, 169, 182, 185, 197 Описания объекта закупки аукционной документации.
В разделе "Запасные части и материалы к автомобилям Hako" описания объекта закупки аукционной документации по позиции 49 установлены требования к товару:
Сальник: Температура нижнего предела и уплотняемой среды, °С должна быть в пределах диапазона минус 45°С_ плюс 150°С.
При этом, согласно ГОСТ 8752-79 "Манжеты резиновые армированные для валов. Технические условия" в зависимости от условий работы манжет группу резины выбирают по табл.3:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип эластомера |
Группа резины |
Нижний темпера- турный предел, °С |
Температура уплотняемой среды, °С |
||||||||
|
|
|
Минеральные масла |
Смазки на основе мине- ральных масел |
Дизель- ные топлива |
Углево- дороды хлори- рованные |
Вода (пить- евая, техни- ческая, морс- кая) |
Тор- моз- ная жид- кость |
|||
|
|
|
Мотор- ные |
Транс- мис- сион- ные (кроме гипоид- ного) |
Гипо- идные |
Соля- ровые |
|
|
|
|
|
Бутадиен- нитрильный каучук |
1 |
-45 |
+100 |
+100 |
+80 |
+90 |
+90 |
- |
- |
С |
- |
|
2 |
-30 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
3 |
-60 |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
Фторкаучук |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СКФ-32 |
4 |
-45 |
+150 |
+150 |
+150 |
+150 |
+100 |
+150 |
- |
- |
С |
СКФ-26 |
5 |
-20 |
+170 |
+170 |
|
С |
С |
- |
+90 |
|
|
Силиконовый каучук |
6 |
-55 |
+150 |
+130 |
+130 |
С |
С |
С |
- |
С |
С |
То есть, требование к температуре нижнего предела и уплотняемой среды относится к характеристикам резины, из которой изготавливается манжета и применяется при производстве, а не поставке сальника.
Таким образом, требование к температуре резины для изготовления манжеты является излишним.
Аналогичные нарушения содержаться в позициях 71, 72, 74 Описания объекта закупки аукционной документации.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, установленные Заказчиком в описании товара, используемого при выполнении работ, требования вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя предоставить конкретные показатели, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе по оспариваемым позициям заявки участников закупки не отклонялись.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Виноградовой А.В. обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100047919000197).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 февраля 2020 г. N 023/06/64-583/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.02.2020