Резолютивная часть решения оглашена 20.08.2019.
Решение в полном объеме изготовлено 21.08.2019.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙРЕСУРС" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул. Советской Армии в г.Лебедянь Липецкой области (реестровый номер ) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 13.08.2019 поступила жалоба ООО "СТРОЙРЕСУРС" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В своей жалобе заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:
1. в аукционной документации, в нарушении требований ст.31 Закона о контрактной системе, не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
2. в проекте контракта ненадлежащим образом установлены требования к банковской гарантии.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика по доводам жалобы заявителя представили письменные возражения.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 15.08.2019 N389, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Советской Армии в г.Лебедянь Липецкой области и документация об электронном аукционе (реестровый номер 0346600000819000037) размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
1. В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к настоящему постановлению.
Согласно п.2.3 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99, в случае выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также пунктом 2.3 приложения N1 к Постановлению Правительства N99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
При этом, документами, подтверждающими соответствие участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию, в соответствии с пунктом 2.3 приложения N1 к Постановлению Правительства N99 являются:
-копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
-копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как установлено, объектом закупки является выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Советской Армии в г.Лебедянь Липецкой области, а начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 355 390, 00 рублей.
Следовательно, в рассматриваемом случае, подлежат применению требования, установленные Постановлением Правительства N99.
Однако, проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком, в нарушение ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, не были установлены дополнительные требования к участникам данной закупки, предусмотренные п.2.3 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99.
Вместе с тем, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки. Так, согласно протокола подведения итогов электронного аукциона, победителем признано ООО "Инфинити групп". При этом, на рассмотрение жалобы заказчиком представлены копия исполненного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, а также копии актов выполненных работ по контракту. При этом, стоимость контракта составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Таким образом, представленные копии документов свидетельствуют о наличии у ООО "Инфинити групп" опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией.
2. Согласно ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1.1 ст.45 Закона о контрактной системе, при установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с ч.1.2 ст.45 Закона о контрактной системе, перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов" установлены требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.
Между тем необходимо учесть, что согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что п.12.1 проекта контракта содержит условие: "_Заказчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта принимается банковская гарантия, выданная банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения", не предусмотренное положениями ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе, что является нарушением ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данное нарушение не повлияло на результат закупки.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является обоснованной.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения ч.3, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. Как было вышеизложено, согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе..
При этом, в соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что п.10 содержит требования к участникам закупки, в числе которых: "соответствие участников размещения заказа требованиям ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации", которые не соответствуют требованиям ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе и нарушают ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Как было вышеизложено, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе предусматривает, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
А согласно п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению.
При этом, как установлено, рассматриваемый электронный аукцион проводится у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
А согласно ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п.12 заказчиком установлены следующие условия о порядке и сроках оплаты за выполненные работы: "Оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств за фактически выполненные работы, принятые после проведения экспертизы по качеству и объему выполненных работ и на основании актов приемки-передачи выполненных работ по форме N КС- 2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3: из бюджета городского поселения город Лебедянь в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней; из бюджета Липецкой области, в течение 5 календарных дней со дня их поступления на расчетный счет Заказчика. Датой оплаты считается день списания денежных средств со счета Заказчика", что не соответствует требованиям ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе и нарушает ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙРЕСУРС" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул. Советской Армии в г.Лебедянь Липецкой области (реестровый номер 0346600000819000037) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.3, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 20 августа 2019 г. N 048/06/105-615/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.08.2019