В действиях (бездействии) Администрации г. Черепаново Новосибирской области Новосибирской области установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные чч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Кладбище города Черепаново Черепановского района Новосибирской области находится в ведении Муниципально-казенного учреждения города Черепаново Черепановского района Новосибирской области "Сфера", далее МКУ "Сфера".
МКУ "Сфера" создано на основании Постановления Администрации города Черепаново Черепановского района Новосибирской области N 579 от 05.12.2012 года.
Согласно Постановлению города Черепаново Черепановского района Новосибирской области N 110 от 10.02.2016 года в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены городское кладбище с кадастровым номером: 54:28:046513:424 (Новосибирская обл., Черепановский район, площадью 123208,0 кв.м.
Согласно п.10 раздела 2 Устава МКУ "Сфера" Учреждение создано для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Черепаново Черепановского района Новосибирской области в сфере: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Для достижения целей, указанных в пункте 10 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: организация похоронного дела; содержание общественных кладбищ города Черепаново.
Согласно п. 12 Устава, Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность для достижения целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в настоящем Уставе.
В соответствии с п.5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
МКУ "Сфера" осуществляет хозяйственную деятельность в пределах, установленных действующим законодательством, уставом, следовательно, по смыслу определения, установленного в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет приносящую доход деятельность.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 4 ст.18 Закона N 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение, какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специальной службы, и наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения Законом N 131-ФЗ и Законом N 8-ФЗ не предусмотрена.
Указанная позиция подтверждается постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 17206/10, от 23.09.2008 N 12027/07, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.07.2019 года N А45-38252/2018.
МКУ "Сфера" осуществляет функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и функции хозяйствующего субъекта путем оказания ритуальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации г. Черепаново Новосибирской области, выразившихся в наделении МКУ "Сфера" функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, а также передаче в хозяйственное ведение городского кладбища, в результате чего МКУ "Сфера" получило преимущественные условия деятельности при оказании ритуальных услуг, что могло привести к созданию третьим лицам препятствий при осуществлении хозяйственной деятельности на данном рынке, усматриваются признаки нарушения чч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Новосибирское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем осуществления действий, направленных на возврат городского кладбища в муниципальное ведение, а также на исключение из Устава МКУ "Сфера" положений о совмещении функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта в срок до 24.04.2020 г.
О выполнении предупреждения сообщить в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 февраля 2020 г. N 054/01/15-332/2020 (ключевые темы: защита конкуренции - ритуальные услуги - похоронное дело - общественные кладбища - органы местного самоуправления)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.02.2020