Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Организатор торгов) <...>;
САО "ВСК" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.02.2020 вх. N4734-ЭП/20) САО "ВСК" на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации комплексного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ПАО "МРСК Северо-Запада" (извещение N32008847175), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
05 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N32008847175 о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации комплексного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках), версия 35 от 18.09.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
17 359 551,44 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
05.02.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
21.02.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
28.02.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, Российская Федерация, Город Санкт-Петербург город федерального значения, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н |
2. Доводы жалобы:
1) Заявитель оспаривает незаконное установление Организатором торгов в Документации основанного на публичной информации порядка оценки и сопоставления заявок, дающего преимущество единственному участнику Закупки;
2) По мнению Заявителя Организатором торгов торгов незаконно объединены в 1 лот Закупки услуги по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N78/5044/20 от 19.02.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ПАО "МРСК Северо-Запада" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Предметом конкурса согласно извещению о Закупке является право заключения договора на оказание услуг по организации комплексного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ПАО "МРСК Северо-Запада".
По первому доводу жалобы:
Согласно п. 5.3.1 ч. I Документации заявки участников закупки оцениваются исходя из критериев и в порядке, установленном в приложении 1 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ".
В соответствии с п. 5.3.2 ч. I Документации рассмотрение, оценка и сопоставления заявок участников осуществляется в рамках проведения этапов закупки, установленных в пункте 9 части II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ" с учетом сведений и документов, содержащихся в заявках участников закупок, направляемых Заказчику оператором ЭТП в порядке и в соответствии с требованиями, установленными законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц. При этом по результатам каждого этапа закупки составляется отдельный протокол, составляемый в соответствии с требованиями, установленными Законом 223-ФЗ и Положением о закупке Заказчика. Протокол по результатам последнего этапа не составляется. По окончании последнего этапа закупки, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол.
Пунктом 5.3.3 ч. I Документации закреплено, что победителем закупки признается участник закупки, заявка на участие в закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка, окончательное предложение, которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора. В случае если итоговый рейтинг двух или более заявок будет одинаковым, победителем закупки признается участник, заявка на участие в закупке которого поступила ранее других заявок.
Согласно п. 4 Приложения N1 к ч. II Документации в рамках оценочной стадии Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет Заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя из следующих критериев (включая подкритерии) и их весовых коэффициентов:
N |
Критерии оценки Участников закупочной процедуры |
Коэффициент значимости критерия (весовой коэффициент) |
Максимальное количество баллов (Bmax) |
1 |
Цена договора Расчет баллов производится по формуле 1 |
0,75 |
100 |
2 |
Квалификация Участника закупочной процедуры |
0,10 |
100 |
2.1 |
Размер собственных средств Участника на 30.09.2019, руб. (строка 51 бухгалтерского баланса) Расчет балла по данному подкритерию производится в следующем порядке: 25 баллов - при наличии собственных средств в размере 25 млрд рублей и более. В случае, если размер собственных средств Участника менее 25 млрд рублей, расчет балла по данному подкритерию производится по формуле 2. |
25 |
|
2.2. |
Рейтинг финансовой надежности национального аккредитованного Банком России агентства Эксперт РА. Расчет балла по данному подкритерию производится в следующем порядке: 25 баллов - при наличии действующего рейтинга "Эксперт РА" "ruAAA";"ruAA+"; 15 баллов - при наличии действующего рейтинга "Эксперт РА" "ruAA"; 10 баллов - при наличии действующего рейтинга "Эксперт РА" "ruAA-"; 0 баллов - при отсутствии действующего рейтинга "Эксперт РА", а также при наличии действующего рейтинга "Эксперт РА" ниже "ruAA-". |
25 |
|
2.3. |
Соотношение отказов в страховой выплате к урегулированным страховым случаям по договорам ОСАГО и ДСАГО в отчетном периоде (за 2017, 2018 и 9 мес. 2019 г. в совокупности) (рассчитывается как отношение общего количества отказов в страховой выплате по ОСАГО и ДСАГО за 2017, 2018 и 9 мес. 2019 г. к общему количеству урегулированных страховых случаев по ОСАГО и ДСАГО за 2017, 2018 и 9 мес. 2019 г. (определяется по строкам 191 и 152.1. ОКУД 0420162) Расчет балла по данному подкритерию производится по формуле 3. |
25 |
|
2.4. |
Общий размер страховых премий по договорам ОСАГО и ДСАГО в отчетном периоде (за 2017, 2018 и 9 мес. 2019 г. в совокупности) (определяется по строкам 191 и 152.1. ОКУД 0420162), руб. Расчет балла по данному подкритерию производится в следующем порядке: 25 баллов - при наличии общего размера страховых премий по договорам ОСАГО и ДСАГО в отчетном периоде (за 2017, 2018 и 9 мес. 2019 г. в совокупности) 50 млрд рублей и более. В случае, если общий размер страховых премий по договорам ОСАГО и ДСАГО в отчетном периоде (за 2017, 2018 и 9 мес. 2019 г. в совокупности) менее 50 млрд рублей, расчет балла производится по формуле 2. |
25 |
|
3 |
Качество услуг |
0,15 |
100 |
3.1. |
Предложение по сроку урегулированию убытка со дня получения всех необходимых для урегулирования убытка документов, календарных дней (не менее 3-х календарных дней). Расчёт баллов по данному подкритерию производится по формуле 3. |
10 |
|
3.2. |
Увеличение страховой суммы по ДСАГО по каждому ТС (без износа) Расчет балла по данному подкритерию производится в следующем порядке: Без увеличения лимита - 0 баллов Предоставление лимита 1 500 000,00 рублей - 30 баллов Предоставление лимита 2 000 000,00 рублей - 60 баллов Предоставление лимита 2 500 000,00 рублей - 90 баллов |
90 |
Согласно позиции Организатора торгов общество при установлении значимости критерия цена договора (75%), руководствовалось п. 4 "Особенности отборочной и оценочной стадии при проведении закупочных процедур, относящихся к оказанию финансовых и страховых услуг, аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности" приложения 3 к типовым требованиям приложения 2 к Единому Стандарту закупок ПАО "Россети" "Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок".
Оценка производится в баллах, при этом для каждого критерия в зависимости от его значимости устанавливается весовой коэффициент. Критерии оценки и их весовые коэффициенты устанавливаются с учетом особенностей каждой закупки, в зависимости от предмета закупки, и утверждаются закупочной комиссией.
Представители Организатора торгов указали, что каждый потенциальный участник закупки вправе определять (в т.ч. просчитывать), имеется ли у него интерес участия в той или иной конкурентной процедуре с учетом анализа своего положения на рынке, учитывая возможность участия в закупке конкурентов с более лучшими показателями квалификации или других параметров.
Согласно позиции Организатора торгов конкуренция на рынке страховых услуг существует независимо от действий заказчиков этой продукции. Объективные конкурентные преимущества поставщиков продукции являются исключительно результатами действий самих поставщиков, которые, в равных условиях соперничая друг с другом, своими самостоятельными действиями обеспечивают наибольшее (наилучшее) соответствие своей продукции потребностям заказчиков. Участник закупки, обладающий лучшими конкурентными преимуществами, никакого воздействия на общие условия обращения этих услуг на соответствующем рынке не оказывает.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает надлежащим и соответствующим требованиям Закона N223-ФЗ установленный в Документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
В соответствии с п. 3 ч. II Документации предмет договора: оказание услуг по организации комплексного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ПАО "МРСК Северо-Запада".
Общее количество транспортных средств, подлежащих страхованию составляет 3 381 единица.
Количество поставляемого товара/объем выполняемой работы/объем оказываемой услуги и описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ установлено в разделе V "Техническое задание" документации о закупке. Все указания в настоящей документации на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара читать со словами "или эквивалент".
Согласно Техническому заданию Документации комплексное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включает в себя:
- организацию обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО);
- организацию добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ДСАГО).
Таким образом в единый лот Закупки объединены услуги по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности.
Представители Организатора торгов указали, что Организатором торгов обоснована экономическая эффективность комплексной закупки ОСАГО и ДСАГО. Услуги по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности связанны технологически и функционально напрямую, так как на практике дополняют друг друга. Полисы ДСАГО и ОСАГО выдаются на один парк ТС. Выплата по полису ДСАГО возможна только после исчерпания лимитов по полису ОСАГО.
При этом со стороны Заявителя не представлено сведений, указывающих на возможное ограничение прав Заявителя или иных лиц, возникшее вследствие организации закупочной процедуры с включением в единый лот Закупки услуг по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает обоснованным и допустимым включение в единый лот Закупки услуг по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй довод жалобы неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 14.02.2020 вх. N4734-ЭП/20) САО "ВСК" на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации комплексного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ПАО "МРСК Северо-Запада" (извещение N32008847175), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов ПАО "МРСК Северо-Запада" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 14.02.2020 вх. N4734-ЭП/20) САО "ВСК" на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации комплексного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ПАО "МРСК Северо-Запада" (извещение N32008847175) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.03.2020