Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков Алексей Сергеевич, рассмотрев жалобу <...> (далее - <...> ) на постановление Свердловского УФАС России от 31.10.2019 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.15-3431/2019 об административном правонарушении, в отсутствие <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы (далее - Жалоба),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Свердловского УФАС России от 31.10.2019 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.15-3431/2019 об административном правонарушении (далее - Постановление) должностное лицо - начальник службы по развитию и реализации услуг АО "ЭСК ЧТПЗ" (далее также - Общество) признан виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена статьей 9.15 КоАП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным Постановлением, <...> обратился в ФАС России с Жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по
делу об административном правонарушении прекратить.
Обсудив доводы Жалобы, проверив законность обжалуемого Постановления, устанавливая правильность применения Свердловским УФАС России норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления и вынесении Постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом Постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в Жалобе,оснований для удовлетворения Жалобы и отмены Постановления УФАС России не установлено.
Согласно материалам дела об административном правонарушении событие событие предусмотренного статьей 9.15 КоАП административного правонарушения проявляется в нарушении субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в электронных средствах массовой информации.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов органом антимонопольной службы произведен осмотр официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет АО "Энергосетевая компания ЧТПЗ" по адресу: www.eskchel.ru.
В ходе проверки сделан вывод о нарушении обществом Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), а именно: на сайте не раскрыты сведения, предусмотренные абзацами 3, 4 подпункта "г" пункта 19 Стандартов в установленные сроки и порядке.
Результаты проверки оформлены актом осмотра Интернет-сайта от 22.03.2018, составлен протокол об административном правонарушении от 12.04.2019.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Свердловским УФАС России вынесено постановление от 22.05.2019, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП, и ему назначено
наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Согласно статье 9.15 КоАП нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2014 N 24 (далее - Стандарты) в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), статьями 8, 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий. При этом услуги по передаче электрической энергии в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 3 Стандартов информация раскрывается путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии.
Под сайтом в сети "Интернет" понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; под доменным именем - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет"; (пункты 13, 15 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
АО "ЭСК ЧТПЗ" филиал в г. Первоуральске является сетевой организацией -
субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность на рынке по передаче электрической энергии в границах своих сетей, что подтверждается постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23.12.2016 N 224-
ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2017 - 2021 годы", что обязывает Общество раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
Согласно пункту 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее:
а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее -официальные печатные издания);
б) опубликования в электронных средствах массовой информации;
в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов;
д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.10.2017 N 114-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях" официальный сайт АО "ЭСК "ЧТПЗ" филиал в г. Первоуральске в сети "Интернет" по адресу www.eskchel.ru.
Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе информацию:
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования (абзац 3 подпункта "г" пункта 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (абзац 1 пункта 29 Стандартов);
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования ( абзац 3 подпункта "г" пункта 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации,
ежегодно, до 1 марта (абзац 1 пункта 29 Стандартов);
о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании (абзац 4 подпункта "г" пункта 19 Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (абзац 1 пункта 29 Стандартов).
Как указывает Свердловское УФАС России, в ходе осмотра официального сайта АО "ЭСК ЧТПЗ" филиал в г. Первоуральске в сети "Интернет" выявлено не раскрытие Обществом следующих вышеуказанных сведений за отчетный 2018 год:
1. о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования (абзац 3 подпункта "г" пункта 19 Стандартов), которые должны были быть раскрыты до 01.03.2019;
2. о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования (абзац 3 подпункта "г" пункта 19 Стандартов), которые должны были быть раскрыты до 01.03.2019;
3. о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами
балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании (абзац 4 подпункта "г" пункта 19 Стандартов), которые должны были быть раскрыты до 01.03.2019.
Сведения об отсутствии и причинах отсутствия вышеуказанной информации на официальном сайте Общества в установленные сроки также не раскрыты (в случае отсутствия таких сведений).
Постановлением Свердловского УФАС России от 22.05.2019 по делу N 066/04/9.15- 338/2019 об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2019 (дело N А60-33412/2019) вывод Свердловского УФАС России о наличии событий административных правонарушений признан обоснованным.
В соответствии с части 3 статьи 2.1 КоАП в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5).
Из указанного следует, что действующее законодательство позволяет привлекать к административной ответственности по статье 9.15 КоАП, как юридическое лицо (АО "ЭСК ЧТПЗ"), так и конкретных должностных лиц АО "ЭСК ЧТПЗ", по вине которых оно было совершено.
Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, т.е. подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (примечание к статье 2.4 КоАП).
КоАП не раскрывает, что понимается под выполнением лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
При этом согласно пунктам 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 N 19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия - должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий.
Согласно представленным Обществом сведениям (вх. от 04.09.2019 N 01-22774) ответственным за раскрытие информации согласно Стандартам назначен <...> <...> , что следует из приказа генерального директора АО "ЭСК ЧТПЗ" от 30.12.2015 N 143 "О назначении ответственного за раскрытие информации", изданного во исполнение требований постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
<...> переведен на должность<...> Общества с 15.01.2015 (приказ о переводе работника на другую работу от 12.01.2015, трудовой договор от 28.06.2013 в редакции соглашения N 3 от 15.01.2015).
Согласно должностной инструкции (утверждена генеральным директором Общества 01.09.2015) <....> относится к категории руководитель (пункт 1.1). Начальнику службы подчиняется персонал, закрепленный организационной структурой (пункт 1.2). В своей деятельности начальник руководствуется, в том числе приказами и распоряжениями, касающимися его деятельности (пункт 1.7.9).
В должностные обязанности начальника, среди прочего, входит осуществление планирования и организация деятельности подчиненных (пункт 2.1.3); организация планирования бюджетных показателей деятельности подразделения, выполнение установленных бюджетных показателей, рациональное использование финансовых ресурсов (пункт 2.1.4).
С учетом изложенного, начальник службы <...> является должностным лицом, осуществляющим организационно - распорядительные функции, что следует из его должностной инструкции.
Также согласно пункту 2.3.1 должностной инструкции начальник службы обязан своевременно, качественно и в полном объеме выполнять:
обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией;
устные и письменные распоряжения непосредственного руководителя.
Начальник службы непосредственно подчиняется генеральному директору (пункт 1.2 должностной инструкции).
Как указывалось ранее, именно приказом генерального директора Общества <...> назначен ответственным за раскрытие информации согласно Стандартам.
Следовательно, <...>, являясь должностным лицом, должен был в силу возложенных на него обязанностей обеспечить выполнение требований законодательства РФ в части раскрытия информации по регулируемым видам деятельности в сфере энергетики, примять меры, направленные на соблюдение сроков раскрытия (также с соблюдением утвержденной формы) сведений, предусмотренных Стандартами, на официальном сайте Общества.
На основании изложенного Свердловским УФАС России сделан обоснованный вывод о наличии в действиях <...> состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП.
Довод жалобы о необходимости прекращения в отношении <...> производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Состав предусмотренного статьей 9.15 КоАП правонарушения является формальным, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права без уважительных причин. Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в области электроэнергетики и естественных монополий.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично- правовому порядку деятельности.
Введение в законодательство нормы, предусматривающей ответственность за нарушение Стандартов раскрытия информации, обусловлено защитой публичных интересов в сфере электроэнергетики и призвано повысить прозрачность деятельности профессиональных участников розничных рынков электроэнергии и субъектов естественных монополий.
Таким образом, основания для применения статьей 2.9 КоАП в данном деле отсутствуют.
Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, Свердловским УФАС России не допущено.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, не установлены.
Довод жалобы о том, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица на основании статьи 2.9 КоАП свидетельствует о малозначительности в действиях виновного должностного лица подлежит отклонению, поскольку действующим законодательством освобождение юридического лица от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения не предусмотрено в качестве основания для освобождения от административной ответственности должностного лица. Вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП разрешен Свердловским УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в обжалуемом постановлении.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного противоправного деяния и не установлено нарушения порядка привлечения <...> к административной ответственности и назначения наказания, следовательно, правовых оснований для отмены оспариваемого Постановления не имеется.
Из вышесказанного следует, что Свердловское УФАС России, рассматривая дело об административном правонарушении, полно и всесторонне исследовало представленные доказательства, установило все имеющие значение для дела обстоятельства, сделало правильные выводы по существу дела, а также не допустило при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,
РЕШИЛ:
Постановление Свердловского УФАС России от 31.10.2019 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.15-3431/2019 об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу <...> - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Заместитель начальника Правового управления |
|
А.С. Крюков |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.03.2020