Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
<...> |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
<...> |
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
<...> |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в результате осуществления внеплановой проверки законности действий Управления судебного департамента в Красноярском крае при проведении электронного аукциона N 0119100011419000291 на оказание услуг по дистанционному обучению государственных гражданских служащих с целью повышения квалификации,проведенной согласно п. 2 ч. 15 ст. 99 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ), в связи с поступлением обращения ООО ОДПО УКЦ "Сфера",
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО ОДПО УКЦ "Сфера" о проведении проверки действий заказчика - УСД в Красноярском крае при проведении электронного аукциона N 0119100011419000291 на оказание услуг по дистанционному обучению государственных гражданских служащих с целью повышения квалификации.
Суть обращения ООО ОДПО УКЦ "Сфера" сводится к следующему.
Заявитель полагает, что действия аукционной комиссии заказчика, связанные с отказом в допуске, в том числе, его заявке к участию в электронном аукционе, являлись неправомерными. Протокол рассмотрения первых частей заявок содержит решения аукционной комиссии заказчика об отказе в допуске двадцати трем заявкам из двадцати четырех поданных на участие в данной закупке. Согласно обоснованиям принятых в протоколе решений было отказано в допуске всем заявкам, кроме заявки N 47, по причине непредставления конкретных показателей услуг, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке. ООО ОДПО УКЦ "Сфера" полагает, что требования к представлению конкретных показателей в составе первых частей заявок участников закупок правомерно устанавливать только в отношении товаров, используемых при оказании таких услуг, а не самих услуг.
В целях оценки указанных в обращении ООО ОДПО УКЦ "Сфера" обстоятельств Новосибирским УФАС России были запрошены заявки на участие в данном электронном аукционе и позиция заказчика. Заказчиком были представлены первые части заявок, а также следующие пояснения.
Аукционная комиссия заказчика принимала решения, руководствуясь требованиями документации о закупке.
Установление требований к представлению конкретных показателей основано на мнении заказчика о том, что для оказания услуг по данному контракту требуется нематериальный товар, а именно, образовательная программа. Заказчик относит образовательные программы к товарам на том основании, что в силу статей 1225, 1226, 1259 ГК РФ они, по его мнению, являются объектами интеллектуальной собственности и авторских прав.
По мнению заказчика, количество участников закупки им не было ограничено, поскольку к представлению в заявках требовалась только информация о наименовании образовательной программы и о количестве часов.
Изучив информацию, представленную заказчиком, информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
Предметом данного контракта выступают услуги по дистанционному обучению по программе повышения квалификации в соответствии с Указом Президента РФ от 21.02.2019 N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" по теме "Организация делопроизводства и архивоведения в органах государственной власти" работников заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273 (далее - ФЗ N 273-ФЗ) образовательные программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки отнесены к дополнительным профессиональным программам.
В соответствии с п. б) ч. 2 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе, поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);3) базы данных;4) исполнения;5) фонограммы;6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);7) изобретения;8) полезные модели;9) промышленные образцы;10) селекционные достижения;11) топологии интегральных микросхем;12) секреты производства (ноу-хау);13) фирменные наименования;14) товарные знаки и знаки обслуживания;15) наименования мест происхождения товаров;16) коммерческие обозначения.
Следуя норме ст. 1259 ГК РФ, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: 1) литературные произведения; 2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; 3) хореографические произведения и пантомимы; 4) музыкальные произведения с текстом или без текста; 5) аудиовизуальные произведения; 6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; 7) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; 8) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; 9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; 10) географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.
По мнению Новосибирского УФАС России, ни к чему из перечисленного выше разработанная образовательная программа не может быть отнесена. Как следствие, она не может быть признана объектом охраняемых законом интеллектуальных и иных авторских прав. Значит, образовательная программа не является товаром, используемым при оказании услуг по обучению.
Таким образом, условия контракта, описание объекта данной закупки не предполагают использование товаров.
Пункт 11.2.2 Информационной карты предусматривает, что в заявках должно представляться согласие участника электронного аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в п. 11.2.2 Информационной карты электронного аукциона. В данной инструкции отсутствуют указания на то, что является показателями услуги и какие из них требуются к представлению.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требования документации к представлению в заявках конкретных показателей предлагаемых образовательных программ были установлены заказчиком неправомерно. Заказчик нарушил ч. 3 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией заказчика были приняты решения об отказе в допуске 23 заявкам участников с связи с непредставлением конкретных показателей услуги, а именно, срока обучения по программе повышения квалификации, учебного план, количества обучающихся, формы обучения по программе повышения квалификации, наименования дисциплин, разделов, вида выдаваемого документа. Таким образом, пояснения заказчика о необходимости представления информации только о наименовании образовательной программы и о количестве часов не соответствуют фактическим обстоятельствам, зафиксированным в данном протоколе.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что отказ в допуске по данному основанию заявкам участников закупки был неправомерен ввиду того, что данные участники выразили согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукциона, а требования к представлению конкретных показателей данных услуг в документации являлись неправомерными.
Кроме того, принимая во внимания пояснения заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что решение о допуске заявки N 47 к участию в электронном аукционе не соответствует требованиям документации о закупке, положениями которой руководствовалась аукционная комиссия, поскольку в данной заявке не была представлена информация об учебном плане.
В соответствии с п. 22 ст. 2 ФЗ N 273-ФЗ учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов в заявке N 47 не нашли свое отражение.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что аукционная комиссия заказчика, допустив указанную заявку, проявила неравный подход к участникам закупки, предоставила данному участнику преимущественные условия участия в закупке.
Ввиду того, что контракт 27.12.2019 г. был заключен, выдача предписания об устранении нарушений не представляется возможной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать заказчика - УСД в Красноярском крае нарушившим ч. 3 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 25 февраля 2020 г. N 054/06/66-120/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.02.2020