Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии: <...> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля торгов;
Члены комиссии:
<...> - главный специалист - эксперт отдела контроля торгов;
<...> - специалист - эксперт, рассмотрев жалобу ООО "Нота" (далее - Заявитель),
в присутствии:
от Заявителя: <...>, <...>, <...> - представители по доверенности;
от Заказчика: <...>, <...>, <...> - представители по доверенности;
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Нота" на действия закупочной комиссии Заказчика - АО "ДВЗ "Звезда" при проведении запроса оферт - поставка лесов наружных (обстройка) и внутренних лесов (обстройка) блок-секций согласно Техническому заданию (Блок 7 документации о закупке N323/19-ЗО) (извещение N31908637633).
По мнению Заявителя, закупочная комиссия неправомерно приняла решение о несоответствии заявки ООО "Нота" требованиям закупочной документации и требованиям ОСТ5.9029-84.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные возражения.
Оценив доводы, изложенные Заявителем и Заказчиком, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Акционерное общество "Дальневосточный завод "Звезда" согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223 - ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридическими лицами" (далее - Закон о закупках) относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Следовательно, закупочная деятельность Акционерного общества "Дальневосточный завод "Звезда" должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.
Проведение конкурентных процедур осуществляется АО "ДВЗ "Звезда" в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019, введенным в действие приказом АО "ДВЗ "Звезда" от 20.12.2018 N 2480.
Из материалов дела следует, что 10.12.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса оферт - поставка лесов наружных (обстройка) и внутренних лесов (обстройка) блок-секций согласно Техническому заданию (Блок 7 документации о закупке N323/19-ЗО) (извещение N31908637633).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 2,3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно пункту 5.2 Положения о закупках, заказчик в праве сформулировать подробное описание предмета закупки, либо требования к нему, однозначно определить все условия исполнения договора, к участникам закупки предъявляются минимальные требования для прохождения аккредитации и дополнительные квалификационные требования.
Документация о закупке, утверждена протоколом N 323/19-у от 09.12.2019, содержит техническое задание на проведение запроса оферт (Блок 5 приложение 7 к Закупочной документации), к которому имеется техническое описание (приложение N 1), содержащее требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке товара, результатам работ, услуг.
Из пояснений Заказчика следует, что у АО "ДВЗ "Звезда" возникла потребность в использовании нестандартной технологической оснастки - строительных лесов. Поскольку необходимые комплекты лесов отличались, от обычно поставляемых поставщиками стандартных комплектов был проведен запрос оферт в электронной форме на поставку лесов. Указанная процедура не является торгами в соответствии с действующим у заказчика Положением о закупке товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019. Участникам в соответствии с требованиями заказчика, изложенным в закупочной документации было предложено разработать специальный комплект лесов для обстройки строящегося заказа, полностью удовлетворяющий нужды заказчика и осуществить поставку данного комплекта. В ходе проведения закупочной процедуры от участников, в том числе заявителя жалобы ООО "Нота", поступили заявки с технико-коммерческими предложениями. В ходе рассмотрения заявки ООО "Нота" закупочная комиссия заказчика установила, что предложенный данным участником комплект лесов не соответствует потребностям заказчика, определенным в закупочной документации и не может быть использован заказчиком.
Заявка ООО "Нота" протоколом от 22.01.2020 была признана не отвечающим требованиям и условиям закупочной процедуры и отклонена в связи с тем, что участник не прошел процедуру аккредитации и не представил соответствующих документов, кроме того не предоставил заключение о искробезопасности конструктивных материалов (ФГБУ МЧС России), а также по несоответствию ТО и ОСТ 5.9029-84, а именно отсутствие элементов для переноса краном и не соответствие трапа ярусного по ширине.
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев заявку ООО "Нота" установила следующее.
В соответствии с разделом 7 Положения о закупках товаров, работ, услуг (действующего у заказчика) все поставщики, претендующие на заключение договора с заказчиком должны удовлетворять установленным минимальным требованиям для подтверждения соответствия, которым должны пройти аккредитацию. Список требований и документов, необходимый для прохождения аккредитации опубликован в разделе "Информация об аккредитации" на сайте ПАО НК "Роснефть", а также включается в документацию о закупке.
Закупочной документацией Блок 3 (Общие условия и требования по проведению закупки) установлено (п.3.2) требование, что для подтверждения соответствия минимальным требованиям участник закупки должен предоставить в составе квалификационной части заявки сведения об успешном прохождении аккредитации, указав реквизиты документа, подтверждающего факт прохождения аккредитации и декларацию об отсутствии изменений в части соответствия минимальным требованиям аккредитации по форме 1 а/1 б, либо предоставить в составе квалификационной части заявки полный пакет документов и сведении, указанных в блоке 9 Закупочной документации. Заявка участника не будет допущена, если в ходе закупки аккредитация не пройдена, либо срок имеющегося у участника закупки положительного решения о прохождении аккредитации истекает в период действия заявки и документы на прохождение аккредитации не предоставлены организатору закупки в установленном порядке.
Поскольку участник не имел на дату подачи заявки аккредитации, он должен был в составе квалификационной части заявки предоставить весь пакет документов для аккредитации. На основании документов, предоставленных участником в составе заявки, участник был признан не соответствующим требованиям для прохождения аккредитации. О чем он был извещен в установленном порядке.
На момент отбора заявок участников и принятия решения об отклонении заявки ООО "Нота", предоставленные в составе заявки документы участника подтверждали не соответствие требованиям для прохождения аккредитации. Какие-либо дополнительные документы влияющие на соответствие требованиям для прохождения аккредитации участник до принятия закупочной комиссией решения не предоставлял.
Прим таких обстоятельствах, закупочная комиссия приняла правомерное решение об отказе в допуске по вышеуказанному основанию.
Пунктом 3.3.1 Блока 3 Закупочной документации предусмотрено, что требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги и иные требования с учетом потребности заказчика устанавливаются в п.|6 Блока 2 Закупочной документации "Информационной карты". Для подтверждения соответствия предложения указанным требованиям участник закупки должен предоставить в составе технической части заявки полный пакет документов и сведений, указанный в п. 6 Информационной карты".
Пунктом б Информационной карты установлено требование о предоставлении участником закупки, в том числе Заключения о искробезопасности конструктивных материалов (ФГБУ МЧС России).
В нарушение данного требования участник вышеуказанное заключение в составе заявки не предоставил, что подтверждается описями документов, составляющих заявку участника, составленных и подписанных самим участником, в которых указанный документ отсутствует.
Прим таких обстоятельствах, закупочная комиссия приняла правомерное решение об отказе в допуске по вышеуказанному основанию.
По несоответствию ТО и ОСТ 5.9029-84, а именно отсутствие элементов для переноса краном и не соответствие трапа ярусного по ширине.
В соответствии с п.2 Технического описания (Приложение к техническому заданию) конструкция лесов должна иметь возможность перемещения краном (допускается применение дополнительных элементов). Между тем, комплект лесов, предложенный участником, по мнению закупочной комиссии, возможность перемещения краном не предусматривает, так как отсутствуют конструктивные элементы, обеспечивающие возможность перемещения, дополнительных элементов участник также не предложил. Указанный участником в жалобе "стопорный палец" не обеспечивает возможность переноса краном собранного комплекта лесов. В инструкции отсутствуют какие-либо обозначения мест крепления грузоподъемных элементов (стропы).
Вместе с тем в техническое задание на проведение запроса оферт (Блок 5 приложение 7 к Закупочной документации), к которому имеется техническое описание (приложение N 1) установлено, что конструкция лесов должна обеспечивать формирование корпуса, сборку блок - секций, доступ к рабочим уровням, с установленными маршевыми лестницами и лестницами доступа согласно правил ОТ и ПБ по ОСТ5.9029-84. В соответствии с технологией формирования корпуса, конструкция должна иметь возможность перемещения краном (допускается применении дополнительных элементов). Вместе с тем в Техническом задании отсутствует конкретного указания на то, какими дополнительными элементами или каким образом конструкция должна иметь возможность перемещения краном.
Кроме того в заявке ООО "Нота", содержится указание на то, что конструкция имеет возможность перемещения краном, вместе с тем из пояснений представителя ООО "Нота" следует, что дополнительных элементов для перемещения конструкции не требуется, что не противоречит требованиям пункта 1 Приложения 1 Технического задания, также следует отметить, что ОСТ5.9029-84 также не предусматривает конкретные виды элементов для возможности перемещения краном.
При таких обстоятельствах, закупочная комиссия приняла неправомерное решение об отказе в допуске по вышеуказанному основанию.
Кроме того заявка ООО "Нота" была также отклонена по основанию не соответствия ТО и ОСТ5.9029-84 п. 3.1.18 при указании Трапа ярусного (минимальная ширина 0,6 м) ОСТ5.9029-84 по каталогу лист 23 ширина 0,4 м.
Вместе с тем следует отметить, что вышеуказанная характеристика, а имена ширина трапа ярусного не предусмотрена Техническим заданием запроса оферт.
На основании вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу, что Техническое задание по запросу оферт, а также Приложение N 1 к Техническому заданию не позволяет участникам закупки представить заявку в полном соответствии с требования Заказчика, так как в Техническом задании отсутствует указания и характеристики важные для Заказчика и необходимые ему для удовлетворения своих потребностей, кроме того в запросе оферт отсутствует инструкция по заполнению заявки, что может привести к необъективному рассмотрения заявок со стороны закупочной комиссии. В связи с чем, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик при описание объекта закупки допустил нарушение пункту 2,3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, в связи с тем, что Заказчик допустил нарушение пункту 2,3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках закупочная комиссия не смогла объективно рассмотреть заявки поданные на участие в запросе оферт, что привело к необоснованному их отклонению, по основаниям, не предусмотренных документацией по запросу оферт.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона.
Учитывая выявленные нарушения при проведении аукциона, Комиссия считает необходимым, в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, выдать Организатору торгов (комиссии) обязательное для исполнения предписание.
Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и Заказчиком документов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нота" на действия закупочной комиссии Заказчика - АО "ДВЗ "Звезда" при проведении запроса оферт - поставка лесов наружных (обстройка) и внутренних лесов (обстройка) блок-секций согласно Техническому заданию (Блок 7 документации о закупке N323/19-ЗО) (извещение N31908637633) необоснованной.
2. Признать факт нарушения заказчиком пункту 2,3 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ " О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Председатель Комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 20 февраля 2020 г. N 025/07/3.2-74/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2020