Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при
проведении закупки "Оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров" (извещение N31908608208) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, осуществившей рассмотрение заявки ООО "Спарта" с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), что привело к неправомерному признанию заявку ООО "Спарта" соответствующей требованиям аукционной документации.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о закупках, а также в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "ГРЧЦ" (далее - Положение).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В поданной в Крымское УФАС России жалобе Заявитель указывает:
"На условиях, установленных в извещении N31908608208 в пункте 20 подпункта б, установлено требование обладать лицензиями на осуществление выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора: "б) обладать лицензиями, разрешениями, свидетельствами или иными документами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Учитывая тот факт, что медицинские лицензии выдаются адресно, соответственно у ООО "Спарта" в лицензию должны быть вписаны 2 адреса: Севастополь и Симферополь. Однако по реестру лицензий у указанного предприятия числиться лишь один адрес: 295051, Республики Крым, г. Симферополь, пер. Элеваторный, дом 16а (литер Д, офис 6), регистрационный номер лицензии: ЛО-82-01-000938, дата регистрации: 28.10.2019 г.
_
Таким образом ООО "Спарта" не может оказывать услуги лично сразу в 2-х городах, а возможность привлечения субподрядчиков документацией закупки не установлено".
В ходе рассмотрения антимонопольным органом жалобы Заявителя была изучена заявка ООО "Спарта", в частности, лицензия на осуществление медицинской деятельности NЛО-82-01-000938 от 28 октября 2019.
Из представленной ООО "Спарта" в составе заявки лицензии следует, что ООО "Спарта" правомочно на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу: 295051, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Элеваторный, дом 16а, литера Д офис 6.
Вместе с тем, извещением о запросе котировок предусмотрено оказание услуг как в городе Симферополе, так и в городе Севастополе. В то время, как лицензия ООО "Спарта" на возможность оказания медицинских услуг в городе Севастополе не указывает.
Изучив извещение, Комиссия установила, что основания для отклонения заявок предусмотрены пунктом 24. "Порядок отклонения заявки участника процедуры закупки" извещения о запросе котировок следующие:
"Заказчик вправе отклонить заявку участника процедуры закупки, в случае:
а) представления в составе заявки документов, не соответствующих требуемой форме, указанной в извещении;
б) представления документов не в полном объеме, указанном в извещении;
в) предложения участником закупки цены (стоимости) договора (лота), превышающей НМЦ договора (лота);
г) представления в составе заявки недостоверных сведений;
д) несоответствия представленных в составе заявки информации (сведений) и документов требованиям извещения.
е) лица, выступающие на стороне одного участника закупки, не вправе участвовать в этой же закупке самостоятельно или на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявок, как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно".
Пунктом 11. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок и инструкция по ее заполнению" извещения Заказчиком установлены следующие требования к содержанию заявок участников:
а) опись документов по форме "Опись документов, представляемых участником закупки", являющейся Приложением N 1 к настоящему извещению;
б) наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, банковские реквизиты Участника закупки, ИНН, КПП, коды ОКПО, ОКТМО, ОКОПФ, ОГРН (ОРГИП) (заполняется по форме Приложения N 2 к настоящему извещению).
В Приложении N 2 должны быть заполнены все пункты формы. При невыполнении данного условия, заявка Участника закупки не допускается до участия в закупке;
в) Декларация соответствия участника требованиям, установленным в п. 20 извещения (Приложение N 3);
г) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Участника - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа (или иного документа) о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника закупки и лица, выступающего на стороне Участника закупки без доверенности (далее - руководитель).
Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации для каждой организационно-правовой формы юридического лица, а именно:
- для обществ с ограниченной ответственностью - Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- для акционерных обществ - Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- для государственных и муниципальных унитарных предприятий - Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- для иных организационно-правовых форм юридических лиц - соответствующему нормативному правовому акту Российской Федерации.
- физическое лицо предоставляет копию документа, удостоверяющего личность;
д) в случае, если от имени Участника закупки действует не руководитель, то заявка Участника закупки, помимо документов, указанных в подпункте "г" настоящего пункта Извещения, должна содержать доверенность, заверенную печатью Участника закупки (при наличии) и подписанную руководителем Участника закупки (для юридических лиц), либо нотариально заверенную копию такой доверенности на осуществление действий от имени Участника закупки для участия в закупке, в том числе на торговой площадке с использованием цифровой подписи, а именно: представлять необходимые документы и сведения, подписывать необходимые документы, заявления и формы, подавать и отзывать заявку на участие в закупке, подавать предложение о стоимости услуг;
е) для юридического лица - полученная не ранее чем за 3 месяца до дня размещения на официальном сайте извещения выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
ж) для индивидуального предпринимателя или физического лица - полученная не ранее чем за 3 месяца до дня размещения на официальном сайте извещения выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копия документа, удостоверяющего личность;
з) для иностранного юридического лица или индивидуального предпринимателя - надлежащим образом засвидетельствованная выписка (или ее надлежащим образом засвидетельствованная копия) из торгового реестра страны учреждения иностранного юридического лица с надлежащим образом засвидетельствованным переводом на русский язык, полученная не ранее чем за 3 месяца до дня размещения на официальном сайте извещения; надлежащим образом засвидетельствованный документ (или его надлежащим образом засвидетельствованная копия) о регистрации иностранного физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства с надлежащим образом засвидетельствованным переводом на русский язык, полученным не ранее чем за 3 месяца до дня размещения на официальном сайте извещения;
и) решение об одобрении или о совершении крупной сделки/сделки с заинтересованностью в случае если требование о необходимости наличия такого решения для совершения сделки установлено законодательством Российской Федерации/законодательством иностранного государства, а также решение об одобрении сделки, если необходимость одобрения предусмотрена уставом юридического лица, включая одобрение внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора, а в случае отсутствия необходимости предоставления такого решения представляется пояснительное письмо об этом;
к) копии учредительных документов участника закупки, а также копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию свидетельства о государственной регистрации (ОГРН) (для участников закупки, зарегистрированных после 01.01.2017 - лист записи Единого государственного реестра юридических лиц либо лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) - со всеми изменениями и дополнениями;
л) основание для освобождения от уплаты НДС (при наличии).
Уведомление о применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с подтверждением его направления в Федеральную налоговую службу (при направлении по почте представляются копия квитанции об отправке заказного письма с описью вложения, при передаче в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - копии извещений о получении электронного документа и копия подтверждения отправки (подтверждение специализированного оператора связи)) или отметкой налогового органа о его приеме;
м) предложение о стоимости услуг в соответствии с Приложением N 4 к настоящему извещению (в стоимость услуг должны быть включены все издержки Исполнителя, связанные с исполнением обязательств по договору, а также все расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей). Ценовое предложение от лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, должно быть единым. В документе должны быть заполнены все ячейки формы, расчеты не должны содержать арифметических ошибок;
н) декларирование о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства (по форме Приложения N 5);
о) иные документы, которые, по мнению участника закупки, подтверждают его соответствие установленным требованиям.
Исходя из положений пункта 11. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок и инструкция по ее заполнению" и пункта 20. "Требования к участникам процедуры закупки" извещения о запросе котировок, участники в составе заявки должны представить декларацию, подтверждающую соответствие следующим требованиям:
"а) быть правомочным заключать договор;
б) обладать лицензиями, разрешениями, свидетельствами или иными документами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) не находиться в процессе ликвидации или реорганизации - для юридического лица, не быть признанным по решению суда несостоятельным (банкротом) - для юридических и физических лиц;
г) не являться лицом, на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которого приостановлена по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
д) не иметь задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 10 процентов балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник процедуры закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки не принято;
е) являться субъектом малого и среднего предпринимательства в случае закупки, осуществляемой заказчиком у субъектов малого и среднего предпринимательства.
ж) не находиться в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, из вышеизложенного следует, что заявка участника подлежит отклонению в случаях, предусмотренных пунктом 24. "Порядок отклонения заявки участника процедуры закупки" извещения о запросе котировок следующие, в частности, в случае несоответствия представленных в составе заявки информации (сведений) и документов требованиям извещения, включая декларацию соответствия участника требованиям, установленным в п. 20 извещения, к которым относится наличие лицензий, необходимых для оказания услуг являющихся предметом договора.
Вместе с тем, положениями извещения не предусмотрено отклонение заявки участника в случае его несоответствия установленных пунктом 11. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок и инструкция по ее заполнению" требованиям, что способствовало созданию условий, в которых комиссия Заказчика лишена правовых оснований для отклонения заявок участников, которые не соответствуют установленным Заказчиком требованиям.
Действия Заказчика, утвердившего извещение с нарушением требований Закон о закупках, нарушают часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
Ввиду того, что в ходе заседания антимонопольного органа было установлено, что Заказчиком 24.12.2019 был заключен договор N3910-20-0011, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 декабря 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.12.2019