Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
- заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;
- заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
- ведущего-специалиста эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена Комиссии,
в отсутствии:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ПромТехКомплект" (место нахождения: 129090, г. Москва, пр-т Мира, д. 7, стр.2, пом.1, ком.8 ИНН 7751141745, ОГРН 1187746337371) (далее - ООО "ПромТехКомплект", Заявитель), надлежащим образом уведомлены, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия;
при участии от ответчика акционерной компании "Алроса" (публичное акционерное общество) (место нахождения: 678170, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, пр-т Мира, д.7, стр.2, пом.1, ком.8 ИНН 1433000147, ОГРН 1021400967092 (далее - АК "Алроса" (ПАО), Заказчик) представителя
рассмотрев жалобу от 13.02.2020 г. (вх. N149) ООО "ПромТехеКомплект" на действия Заказчика АК "Алроса" (ПАО) при организации и проведении открытого тендера в электронной форме на право заключения договора поставки обезвоживающего вибропитателя (извещение N31908651710 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от 13.02.2020 г. (вх. N149) ООО "ПромТехеКомплект" на действия заказчика АК "Алроса" (ПАО) при организации и проведении открытого тендера в электронной форме на право заключения договора поставки обезвоживающего вибропитателя (извещениеN31908651710 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указал следующие доводы:
"17 января 2020 года Закупочной комиссией в рамках проводимой закупочной процедуры на предмет поставки обезвоживающего вибропитателя по результатам рассмотрения заявок участников было принято решение утвердить результаты рассмотрения заявок участников было принято решение утвердить результаты рассмотрения заявок, допустить к дальнейшему участию в закупке двух участников - АО "СПЕЦТЕХНОМАШ" и ООО "ПромТехКомплект", а также провести очно-заочную переторжку 21.01.2020 г. на предмет снижения стоимости единицы оборудования без НДС с ТЗР, отразив это в Протоколе N1300-1000064175-2 от 17.01.2020 г. (в ЕИС - Протокол рассмотрения заявок N31908651710-01 от 17.01.2020).
31 января 2020 года Закупочной комиссией по результатам проведения переторжки 04.02.2020 г. на предмет в рамках вышеназванной закупки было отмечено и решено признать процедуру переторжки состоявшейся, а также провести второй этап очно-заочной переторжки 04.02.2020 г. на предмет снижения стоимости от общей цены предложения. Данное решение комиссии было оформлено протоколом N1300-1000064175-3 от 31.01.2020 г. (в ЕИС - Протокол в свободной форме N31908651710-02 от 31.01.2020 г.)
Закупочной комиссией в Протоколе от 31.01.2020 г. было также омечено, что по итогам 1-го этапа процедуры переторжки участник - АО "СПЕЦТЕХНОМАШ" не изменил своего первоначального предложения по цене и не сделал скидки (фактически данный участник не принял участия в переторжке и его первоначальная заявка действует на первоначально предложенных условиях -1 440 290 рублей)
При этом ООО "ПРОМТЕХКОМПЛЕКТ" являясь участником переторжки изменил свое первоначальное предложение по цене и сделал скидку в размере 100 800 (Сто тысяч восемьсот) рублей, заявив цену в размере 1 339 450 рублей (при начальной цене переторжки в размере 1 397 042, 50 рублей).
Тем не менее Закупочной комиссией было отмечено в Протоколе от 31.01.2020 г., что в целях предоставления участникам права добровольно повысить предпочтительность своих ранее поданных заявок целесообразно провести второй этап очно-заочной переторжки, в результате чего было принято решение провести второй этап переторжки на предмет снижения стоимости и пригласить на второй этап переторжки всех участников, заявки которых допущены к участию в закупке.
Закупочной комиссией было также решено изменить дату подведения итогов закупки с 31.01.2020 г. на 12.02.2020 г., что отражено в Протоколе от 31.01.2020 г.
В нарушении норм Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту "Закон о закупках"), Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО) и Документации о закупке Заказчик своевременно не подвел итоги закупки и не объявил победителя закупки, а также Заказчик неправомерно провел второй (дополнительный) этап переторжки, нарушил правила и порядок проведения переторжки, не оформил протокол по результатам процедуры оценки и сопоставления заявок (не осуществил ранжирование заявок) и использовал критерии оценки заявок участников, которые направлены на установление преимуществ отдельных лиц (в частности производителей) и на необоснованное ограничение конкуренции".
АК "Алроса" (ПАО) предоставила письменное возражение на жалобу ООО "ПромТехКомплект" (вх.1746 от 20.02.2020 г.) в котором просят признать жалобу необоснованной.
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы было назначено на "20" февраля 2020 г. в 17 час. 00 мин.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" являются специальными по отношению к закону о защите конкуренции.
Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N223-ФЗ), согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.
В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Таким образом, жалоба ООО "ПромТехКомплект" рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы пришла к выводу о признании жалобы ООО "ПромТехКомплект" необоснованной по следующим основаниям:
12.12.2019 г. на официальном сайте www.zakupki.ru размещено извещение о проведении закупки N31908651710.
Способ размещения закупки: тендер в электронной форме.
Предмет закупки: поставка обезвоживающего вибропитателя.
НМЦ:1 728 348,00 руб.
Дата начала срока подачи заявок: 12.12.2019 г.
Дата и время окончания подачи заявок:23.12.2019 г.
Дата подведения итогов: 31.01.2020 г.
Место подведения итогов: г. Мирный, ул. Московская 9а
Согласно протоколу N1300-10000 от 17.01.2020 г., по результатам открытия доступа к электронным заявкам на участие в закупке поступило 2 (две) заявки:
АО "СПЕЦТЕХНОМАШ" (первоначальное коммерческое предложение на сумму 1 728 348,00 руб.)
ООО "ПромТехКомплект" (первоначальное коммерческое предложение 1 728 300 руб.)
Закупочный орган рассмотрел поступившие заявки на соответствие установленным в информационной карте документации о закупке критериям отбора и в целях предоставления участникам права добровольно повысить предпочтительность своих ранее поданных заявок решил провести очно-заочную переторжку.
Дата и время начала подачи заявок на участие в очно-заочной переторжке: 21.02.2020г.в 17 часов 30 минут (МСК).
Начальная цена переторжки: 1 397 042,50 руб.
Шаг переторжки: от 1 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены.
Согласно протоколу заседания закупочного органа N1300-1000064175-3 от 31.01.2020 г., по результатам проведения переторжки получены следующие предложения от участников:
АО "СПЕЦТЕХНОМАШ". Цена первоначальной заявки:1 440 290,00 руб без НДС с ТЗР. Цена по итогам 1-й процедуры переторжки:1 440 290,00. Размер полученной скидки от первоначальной заявки: 0 руб.
ООО "ПромТехКомплект". Цена первоначальной заявки:1 440 250,00 руб без НДС с ТЗР. Цена по итогам 1-й процедуры переторжки: 1 339 450,00. Размер полученной скидки от первоначальной заявки: 100 800 руб.
Закупочная комиссия Заказчика признала процедуру переторжки состоявшейся и в целях повышения предпочтительности ранее поданных заявок решила провести второй этап очно-заочной переторжки 04.02.2020 г. в 09:00 (МСК).
В связи с необходимостью проведения дополнительной переторжки Заказчик изменил дату и время подведения итогов с 31.01.2020 г. на 12.02.2020 г.
Согласно ч.1 ст.3 Закона N223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участниками закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам а также к условиям исполнения договора, требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке которые не указаны в документации о закупке.
Закупочную деятельность Заказчика регламентирует Положение о закупках АК "Алроса" (утверждено наблюдательным советом АК "Алроса" 15.11.2018 (протокол NА01/283-ПР-НС) (далее - Положение о закупках).
В силу п.15.9.1 Положения о закупках, при проведении конкурса, запроса предложений, запроса котировок, тендера, специального тендера, запроса цен, специального запроса цен Заказчик вправе предусмотреть возможность проведения переторжки в ходе закупки.
Согласно п..15.9.2 Положения о закупках, переторжка проводится, если Заказчик принимает решение предоставить допущенным участникам право добровольно повысить предпочтительность своих ранее поданных заявок путем улучшения любой из следующих характеристик или их сочетания:
цены;
сроков;
условий оплаты;
иных характеристик заявки.
Согласно п.3.15.5 Документации о закупке, переторжка может проводиться один или несколько раз; каждая процедура переторжки проводится на основании решения, оформляемого соответствующим протоколом.
Ранжирование заявок - это процесс расстановки заявок по местам в порядке убывания степени их предпочтительности.
Как указано в п.29.11.3 Положения о закупках, результатом оценки и сопоставления заявок является их ранжирование в соответствии с критериями и в порядке, установленными в документации о закупке, при этом первое место в ранжировании присваивается заявке (окончательному предложению), получившей(ему) по сравнению с другими заявками наилучший результат оценки. Если несколько заявок (окончательных предложений) имеют одинаковые результаты оценки, первое место присваивается заявке с наименьшей ценой договора (если цены участников разные), либо полученной ранее по времени (если цены участников равны).
Согласно п. 29.11.4 результаты оценки заявок на участие в закупке отражаются в протоколе с указанием итогового решения закупочного органа о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок.
В соответствии п.29.10.10 Положения о закупках, протокол с решением закупочного органа по результатам рассмотрения заявок оформляется в случае проведения аукциона, конкурса а также (вне зависимости от способа закупки) и в случае принятия коллегиального решения о проведении конкурентных переговоров и/или переторжки; в иных случаях, когда рассмотрение заявок совмещено с иными стадиями закупки, отдельный протокол может не оформляться, а соответствующая информация включается в объединенный протокол.
В силу п.29.11.6 Положения о закупках, Заказчик вправе совмещать рассмотрение, оценку и сопоставление заявок, подведение итогов закупки, оформляя соответствующие решения.
Закупочный орган АК "Алроса" (ПАО) протоколом N1300-1000064175-2 от 17.01.2020 г. утвердил результаты рассмотрения заявок и допустил к дальнейшему участию в закупке АО "СПЕЦТЕХНОМАШ" и ООО "ПромТехКомплект", также было принято решение провести переторжку.
Таким образом, документация о закупке позволяет Заказчику провести переторжку один или несколько раз.
В связи с тем, что Заказчик решил провести повторную переторжку дата и время подведения итогов были перенесены с 31.01.2020 г. на 12.02.2020 г. Как указано в итоговом протоколе N1300-1000064175-4р от 12.02.2020 г., закупочный орган решил признать процедуру второго этапа переторжки не состоявшейся, оценка и сопоставление заявок допущенных участников осуществлена в соответствии с критериями оценки установленными в документации. Следовательно, доводы заявителя в части того, что Заказчик не подвел итоги закупки, не осуществил ранжирование заявок необоснованные.
Из содержания жалобы Заявителя следует, что несмотря на то, что ООО "ПромТехКомплект" являясь участником закупки изменил свое первоначальное предложение по цене и сделал скидку в размере 100 800,00 руб., Заказчик не объявил его победителем закупки и провел второй этап переторжки.
Кроме того, Заказчик при расчете оценки предпочтительности по критерию "Статус участника" (5 баллов - производитель; 2,5 балла- официальный представитель производителя, официальный дистрибьютор или официальный дилер; 0 баллов - иная категория (посредник)) необоснованно ограничил конкуренцию, так как, данные критерии оценки не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара давая преимущества отдельным лицам, в частности, производителям.
В соответствии с п.13 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ, в документации о закупках указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки заявок на участие в закупке.
Согласно с ч.16 ст. 3.2 Закона о закупках победителем закупки признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Как указано в п. 26.2 Положения о закупках оценка и сопоставления заявок на участие в закупке осуществляется на основании установленных в документации о закупке критериев.
Алгоритм и методика расчета баллов по неценовым критериям подробно описана в Методике оценки заявок участников к документации о закупке, согласно которому, в рассматриваемой закупочной устанавливается следующее долевое соотношение критериев оценки:
Вид критерия оценки |
Значимость (вес) критерия оценки (В) |
Ценовой |
90% (В=0,9) |
Неценовой |
10% (В=0,1) |
Всего |
100% (В=1) |
В соответствии с неценовым критерием оценки заявки расчет оценки предпочтительности осуществляется по частному критерию "Статус участника" где:
Кол-во баллов |
Статус участника |
5 баллов |
производитель |
2,5 балла |
официальный представитель производителя, официальный дилер |
0-баллов |
иная категория (посредник) |
В итоге, согласно протоколу N1300-1000064175-4Р от 12.02.2020 г. АО "СПЕЦТЕХНОМАШ" получили: по ценовому критерию -4,18 б., по неценовому критерию-0,50 б. Общий балл:4,68.
ООО "ПромТехКомплект" получили: по ценовому критерию -4,50 б., по неценовому критерию-0,00 б. Общий балл:4,50.
Комиссия Якутского УФАС России, изучив заявки, участников закупки, выяснило, что АО "СПЕЦТЕХНОМАШ", согласно техническому предложению представленному в составе заявки специализируется на выпуске обогатительного оборудования для сортировки, грохочения, сепарации, промывки, смешивания, перешивания руд и минеральных ископаемых в твердом состоянии, элеваторов ковшовых и конвейеров непрерывного действия и предлагает продукцию собственного изготовления.
ООО "ПромТехКомплект" представил в составе заявки сертификат соответствия N1287566 выданный изготовителю ООО "Машиностроительный Завод "Восток", а также партнерское письмо ООО "Машиностроительный завод "Восток" из содержания которого следует, что Заявитель является партнером завода и может представлять их интересы для участия в закупках АК "Алроса" (ПАО). Вместе с тем, договор, соглашение или иные документы подтверждающие постоянные партнерские отношения между организациями в составе заявки не представлены. Также, письмо не содержит реквизитов исходящего номера и даты.
Таким образом, Заявка ООО "ПромТехКомплект" была отклонена, в связи с непредставлением доказательств того, что Заявитель является уполномоченным представителем изготовителя товара по вопросу его продажи (дилером).
Учитывая изложенное, оценив все доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия Якутского УФАС России не находит основания для признания жалобы обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПромТехКомплект" (ИНН 7751141745, ОГРН 1187746337371) на действия АК "Алроса" (ИНН 1433000147, ОГРН 1021400967092 при организации и проведении открытого тендера в электронной форме на право заключения договора на поставку обезвоживающего вибропитателя (извещение N31908651710 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) - необоснованной.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 марта 2020 г. N 014/07/3-366/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2020