Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2020 года
В полном объеме решение изготовлено "19" марта 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия Мордовского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: председатель Комиссии: <_> - руководитель Мордовского УФАС России; члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <_> - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; <_> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России, в присутствии:
от организатора торгов - Казенного учреждения городского округа Саранск "Градостроительство" <_> (доверенность Nб/н от 15.08.2019 года), <_> (доверенность Nб/н от 15.08.2019 года);
в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Борд" (вх. N1311 от 06.03.2020 года; вх. N1329 от 10.03.2020 года) на действия организатора торгов - Казенного учреждения городского округа Саранск "Градостроительство" при проведении открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (сайт http://torgi.gov.ru извещение N110220/1047111/01),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Борд" (далее - ООО "Борд", Заявитель) (вх. N1311 от 06.03.2020 года) на действия организатора торгов - Казенного учреждения городского округа Саранск "Градостроительство" (далее - КУ г.о. Саранск "Градостроительство", Организатор торгов) при проведении открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (сайт http://torgi.gov.ru, извещение N110220/1047111/01). Аналогичная жалоба Заявителя по подведомственности была перенаправлена ФАС России (вх. N1329 от 10.03.2020 года).
Информация о принятой к рассмотрению жалобе (вх. N1311 от 06.03.2020 года; вх. N1329 от 10.03.2020 года) и ее содержании размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.mordovia.fas.gov.ru 10.03.2020 года.
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу исх. N565 от 10.03.2020 года рассмотрение жалобы было назначено на 13.03.2020 года, о чем уведомлены Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции". 13 марта 2020 года Комиссией Мордовского УФАС России рассмотрение жалобы Заявителя было перенесено на 11 часов 00 минут 16 марта 2020 года.
Согласно жалобе ООО "Борд" в соответствии с частью 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора, заключенного по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов. Во исполнение указанной нормы Организатором торгов в составе извещения опубликован проект договора, заключаемого по результатам аукционов. Вместе с тем, Заявитель полагает, что отдельные положения договора вступают в противоречие с нормами действующего законодательства.
1. По мнению Заявителя, благоустройство и озеленение земельного участка, на котором размещена рекламная конструкция не относится к предмету договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а является отдельным видом гражданских взаимоотношений между Администрацией и владельцем рекламной конструкции. Кроме того, благоустройство и озеленение в интересах органа местного самоуправления должно осуществляться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Размер задатка, установленный Организатором торгов в размере 90% от начальной цены предмета аукциона, является высоким и экономически необоснованным.
Организатор торгов не согласился с доводами жалобы и представил письменные возражения (N1398 от 12.03.2020 года).
Исследовав жалобу ООО "Борд", возражения на жалобу и выслушав представителей Организатора торгов, Комиссия установила следующее.
10 февраля 2020 года Администрацией городского округа Саранск утверждено постановление N190 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций".
Аукцион по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводится КУ г.о. Саранск "Градостроительство" в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 августа 2013 года N 334 "О мерах по реализации положений Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", Положением о порядке организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 22 мая 2008 года N 84, с учетом отчетов об оценке рыночной стоимости права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и протокола заседания Комиссии по проведению аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 6 февраля 2020 года.
11 февраля 2020 года в газете "Известия Мордовии" N14, а также на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение N110220/1047111/01 о проведении открытых аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В состав вышеуказанных аукционов вошли 28 Лотов, с предоставлением муниципального имущества по следующим адресам:
Лот N1 - г. Саранск, ул. Победы, 100 м. к югу от ЦОП;
Лот N2 - г. Саранск, ул. Победы (напротив ЦОП);
Лот N3 - г. Саранск, а/дорога на северо-запад, в районе поворота к ЦОП;
Лот N4 - г. Саранск, ул. Победы (район АЗС-3 "Мордовнефтепродукт");
Лот N5 - г. Саранск ул. Веселовского (в районе жилого дома N17);
Лот N6 - г. Саранск, ул. Веселовского (в районе жилого дома N33);
Лот N7 - г. Саранск, пр-кт 60 лет Октября, 113;
Лот N8 - г. Саранск, Александровское шоссе, на пересечении с ул. Лодыгина и Северо - Восточным шоссе;
Лот N9 - г. Саранск, Лямбирское шоссе, левая сторона (335 м. от поворота на ул. Строительная);
Лот N10 - г. Саранск, пр-кт 70 лет Октября, напротив здания N91а;
Лот N11 - г. Саранск, пр-кт 70 лет Октября (в районе жилого дома N79);
Лот N12 - г. Саранск, пр-кт 70 лет Октября (в районе жилого дома N85);
Лот N13 - г. Саранск 70 лет Октября (в районе жилого дома N103);
Лот N14 - г. Саранск, пр-кт 70 лет Октября, в районе здания N86а;
Лот N15 - г. Саранск, ул. Косарева (ГТС щит N1);
Лот N16 - г. Саранск, ул. Косарева (ГТС щит N2);
Лот N17 - г. Саранск, ул. Косарева (ГТС щит N3);
Лот N18 - г. Саранск, ул. Косарева (в районе ж.д. N25 по ул. Гожувская);
Лот N19 - г. Саранск, ул. Косарева (в районе жилого дома N104);
Лот N20 - г. Саранск, ул. Осипенко (напротив жилого дома N33А);
Лот N21 - г. Саранск, ул. Осипенко (напротив жилого дома N89);
Лот N22 - г.о. Саранск, рп. Луховка, пересечение ул. Красная и ул. Садовая;
Лот N23 - г. Саранск, ул. Волгоградская (напротив жилого дома N114а);
Лот N24 - г. Саранск, в районе поворота с ул. Короленко на ул. Волгоградская (правая сторона);
Лот N25 - г. Саранск, ул. Косарева (напротив жилого дома N13/2);
Лот N26 - г. Саранск, ул. Косарева, в районе ж/д N76;
Лот N27 - г. Саранск, ул. Севастопольская (на разворотном кольце, напротив жилого дома N95);
Лот N28 - г.о. Саранск, рп. Николаевка, ул. Ленина, пересечение с ул. Мичурина.
Прием заявок и прилагаемых к ним документов для участия в аукционе осуществляется по 10 марта 2020 года.
Дата, время определения участников аукциона: 12 марта 2020 года 15:00.Дата и время проведения аукционов: 16 марта 2020 года, 09:00.
1. В пункте 2.3.3 проекта договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции указано, что "Сторона 2" (победитель торгов) обязуется осуществить благоустройство и озеленение земельного участка, на котором размещена рекламная конструкция, а также прилегающую территорию в срок не более 4 дней после монтажа или демонтажа рекламной конструкции.
По мнению Заявителя, указанная обязанность победителя торгов не относится к предмету договора, а является отдельным видом гражданских взаимоотношений между Администрацией и владельцем рекламной конструкции. Кроме того, в данном пункте договора не указываются размер земельного участка, который надо благоустраивать и озеленять владельцу рекламной конструкции.
Согласно возражениям Организатора торгов (вх. N1398 от 12.02.2020 года) пункт 2.3.3 включен в проект договора на основании части 5.10 Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 N114 (далее - Правила N114). Указанные Правила N114 приняты в соответствии со статьей 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определяют требования к благоустройству территории, а также требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений (включая инженерные коммуникации) и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Владелец рекламной конструкции осуществляет благоустройство и озеленение земельного участка, на котором размещена рекламная конструкция, а также прилегающей территории (если иное не предусмотрено соглашением с собственником земельного участка, либо лицом, уполномоченным собственником), в срок не более 4 дней после монтажа или демонтажа рекламной конструкции (пункт 5.10 Правил).
Согласно пояснениям Организатора торгов благоустройство земельного участка осуществляется не на постоянной основе, а лишь в том случае и в том объеме, в котором затронут земельный участок при монтаже либо демонтаже рекламной конструкции, соответственно, указание конкретной площади земельного участка, который необходимо благоустроить, является некорректным условием.
Кроме того, согласно извещению о торгах от 11.02.2020 года "дополнительную информацию можно получить по адресу: г. Саранск, пр-кт Ленина, 4, 3 этаж, каб. 302, тел. 47-68-54 в период приема заявок и на официальном сайте www.torgi.gov.ru". Информация об обращении Заявителя к Организатору торгов по вопросу разъяснений условий договора в материалах дела N013/10/18.1-199/2020 отсутствует.
На основании вышеизложенного довод Заявителя о неправомерном включении пункта 2.3.3 в проект договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций Комиссией Мордовского УФАС признается необоснованным.
2. Согласно части 16 Положения о порядке организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утв. решением Совета депутатов г.о. Саранск от 22.05.2008 года N84, размер задатка по каждому лоту, выставляемому на аукцион, устанавливается в сумме не менее 90% от рыночной стоимости лота.
Претендентам, не признанным победителями аукциона, задаток возвращается Организатором в течение 5-дневного срока после подписания итогового протокола. В случае, предусмотренном подпунктом "г" пункта 44 настоящего Положения, внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается.
Согласно части 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.
Поскольку в Гражданском кодексе РФ, Законе о рекламе, Законе о защите конкуренции и иных нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок проведения рассматриваемых торгов, отсутствуют какие-либо ограничения относительно размера задатка на участие в торгах, довод жалобы относительно размера задатка в рассматриваемых торгах не может быть признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган является уполномоченным органом по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, при этом указанная функция не во всяком случае преследует цель установления нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии с разъяснениями ФАС России, данными в письме от 22.12.2011 N ИА/47880, рассмотрение жалобы по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не является рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, рассмотрение жалоб по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется антимонопольным органом в порядке реализации полномочий, предоставленных ему Законом о защите конкуренции, и в целях защиты охраняемых этим законом правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Борд" (вх. N1311 от 06.03.2020 года; вх. N1329 от 10.03.2020 года) необоснованной.
2. Передать материалы жалобы ООО "Борд" (вх. N1311 от 06.03.2020 года; вх. N1329 от 10.03.2020 года) в отдел контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства для проверки на предмет наличия признаков нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии: <>
<>
<>
<>
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 марта 2020 г. N 013/10/18.1-199/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.03.2020