Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
...
рассмотрев жалобу Закрытого акционерного общества Генеральный подрядчик "Сибгипрокоммунэнерго" (далее - ЗАО ГП "СГКЭ") на действия заказчика торгов Государственного автономного учреждения дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества" (далее - ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества") при проведении запроса предложений на право заключения контракта на "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (корпус 11 ЦДиСО им. О. Кошевого)" (извещение N 31908595910 на сайте http://zakupki.gov.ru),
в присутствии ...
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ЗАО ГП "СГКЭ" на действия заказчика торгов ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества" при проведении запроса предложений на право заключения контракта на "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (корпус 11 ЦДиСО им. О. Кошевого)" (извещение N 31908595910 на сайте http://zakupki.gov.ru).
Заявитель сообщает следующее.
29.11.2019 года на официальном сайте госзакупок Заказчик разместил Извещение о проведении запроса предложений на право заключения контракта на "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (корпус 11 ЦДиСО им. О. Кошевого)", реестровый номер извещения 31908595910.
Начальная (максимальная) цена договора: 823 226,00 руб. (восемьсот двадцать три тысячи двести двадцать шесть руб. 00 коп.). Согласно смете (приложение к договору, являющемуся неотъемлемой частью конкурсной документации), общая стоимость работ составляет 686 022,00 руб., кроме того НДС 20 % - 137 207 00 руб., всего 823 226,00 руб.
Иными словами, тем самым Заказчик конкретно и однозначно определил своё волеизъявление - в цене договора НДС присутствует.
Таким образом, из конкурсной документации четко следует, что стоимость выполняемых работ без НДС - не может превышать сумму 686 022,00 руб.
Поскольку сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации вне зависимости от применяемой системы налогообложения (основание - п. 5 ст. 173 НК РФ, Постановление Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 года N ВАС-1045/12, решение Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-6052/2015, решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-32818/2015), цена договора, предлагаемая участником конкурса, не может превышать сумму 686 022,00 руб.
Из вышесказанного также следует, что Заказчик сам работает на обычной системе налогообложения (т.е. с НДС). Обязательство уплаты НДС в любом случае неизменно, независимо от того, будет это осуществлено Заказчиком или Подрядчиком. И если Заказчик, объявляя как максимальную цену 823 226,00 руб. с НДС, заключает договор с Участником конкурса на сумму, которая с НДС будет превышать указанную цифру (а обязательство уплаты НДС в ситуации, когда Подрядчик работает на УСНО, возлагается на Заказчика), то Заказчик по данному договору понесет затраты, превышающие цифру им же самим объявленную как максимально возможную.
20.12.2019 года Заказчиком размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (далее - Протокол).
Согласно Протоколу победителем конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "Проект-комплекс" (ИНН 5452114387) с ценовым предложением 823 225 руб.
ЗАО ГП "СГКЭ" не согласно с результатами подведения итогов по следующему основанию: цена договора, предложенная участником ООО "Проект-комплекс" превышает сумму без НДС, установленную конкурсной документацией. Поскольку организация "Проект-комплекс" работает на упрощенной системе налогообложения (что подтверждается прилагаемыми документами), указанная сумма 823 225 руб. является суммой без НДС.
ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества" представило следующие возражения на жалобу.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в отношении хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В части статье 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке, которое в силу частей 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждается заказчиком, является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Документация о закупке, как следует из положений пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Регулирование порядка выбора победителя закупочной процедуры, в силу изложенного выше, а также положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предполагает возможность осуществления такого выбора наиболее приемлемым для заказчика способом с учетом особенностей осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг и, соответственно, не исключает право последнего предусмотреть особенности порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, в части оценки и сопоставления ценовых предложений таких участников, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в частности, антимонопольного, что следует из положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что заказчики должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заказчики самостоятельно определяют порядок формирования цены договора. В том числе заказчики решают, учитывается ли при формировании цены налог на добавленную стоимость. Как гласит пункт 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в документации о закупке должен быть порядок формирования цены договора с учетом или без учета расходов на транспортировку, страхование, уплату обязательных сборов, налог и других платежей. Кроме того, документация должна содержать критерии оценки заявок и их сопоставления. Здесь также указывается, как проходит оценка заявок: с НДС или без НДС.
В пункте 2 "Краткое изложение условий договора" об открытом конкурсе в электронной форме установлено, что Начальная (максимальная) цена договора: 823 226,00 руб. (восемьсот двадцать три тысячи двести двадцать шесть руб. 00 коп.). Цена Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Договором. Цена Договора включает в себя расходы, связанные с выполнением Работ, предусмотренных Договором, в полном объеме, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, согласование проектной документации со всеми уполномоченными органами, отвечающей всем требованиям, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной сфере, гарантийные обязательства Исполнителя согласно условиям настоящего Договора, стоимость расходных и иных материалов, необходимых для выполнения работ, иные расходы и издержки связанные с выполнением настоящего договора.
В пункте 20 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" установлено, чтоДля оценки и сопоставления заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о конкурентной закупке устанавливает следующие критерии.
1. Стоимостные критерии - "Цена договора", предложенная Участником в его заявке на участие в конкурсе;
"Цена договора". Значимость данного критерия составляет 40 % (сорок процентов).
Количество баллов, присуждаемых по критерию "цена договора", определяется по формуле:
Ra\x{1d62}=Amax-AiAmax \x{00d7}100
Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Аmax - начальная (максимальная) цена договора;
Ai - цена договора, предложенная i-м участником.
Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Цена договора", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
При оценке заявок по критерию "Цена договора" лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение Участника конкурса с наименьшей ценой договора.
Заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС (так как это не предусмотрено документацией о закупке). По итогам Закупки договор заключается по цене, предложенной победителем вне зависимости от системы налогообложения.
(Данная позиция содержится: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 года по жалобе N Т02-226/16, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 года N Ф03-3011/2015 по делу N А73-14973/2014, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 года по жалобе N Т02-405/15 и др.).
Ссылка подателя жалобы на Постановление ВАС-1045/12 от 21.02.2012 года и другие акты, не может быть принята во внимание, так как речь идет о возмещении стоимости после заключения договора (и указание или не указание в договоре "в том числе НДС или без НДС"), а не о сравнении заявок участников, имеющим разную систему налогообложения.
Победителем была предложена цена 823 226 рублей и по этой цене и был заключен договор.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.11.2019 года ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества" разместило извещение N 31908595910 на сайте http://zakupki.gov.ru о проведении запроса предложений на право заключения контракта на "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (корпус 11 ЦДиСО им. О. Кошевого)".
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 2 Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме определена начальная (максимальная) цена договора - 823 226,00 рублей. Цена Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Договором. Цена Договора включает в себя расходы, связанные с выполнением Работ, предусмотренных Договором, в полном объеме, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, согласование проектной документации со всеми уполномоченными органами, отвечающей всем требованиям, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной сфере, гарантийные обязательства Исполнителя согласно условиям настоящего Договора, стоимость расходных и иных материалов, необходимых для выполнения работ, иные расходы и издержки, связанные с выполнением настоящего договора.
Пунктом 20 Документации об открытом конкурсе в электронной форме установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в том числе стоимостной критерий - "Цена договора", предложенная Участником в его заявке.
Согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом либо без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Следовательно, при определении в конкурсной документации о закупке начальной (максимальной) цены договора к обязанностям заказчика относится установление одного значения такой цены для всех участников закупки, независимо от применяемой ими системы налогообложения, и указание на то, содержит или нет установленная цена НДС.
В силу части 6 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества" при оценке заявок, поступивших на участие в запросе предложений на право заключения контракта на "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (корпус 11 ЦДиСО им. О. Кошевого)", по критерию "Цена договора" оценивало предложение Участника процедуры, которое в соответствии с требованиями Извещения и документации должно включать в себя расходы, связанные с выполнением Работ, предусмотренных Договором, в полном объеме, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, согласование проектной документации со всеми уполномоченными органами, отвечающей всем требованиям, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной сфере, гарантийные обязательства Исполнителя согласно условиям настоящего Договора, стоимость расходных и иных материалов, необходимых для выполнения работ, иные расходы и издержки, связанные с выполнением настоящего договора.
Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях заказчика торгов ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества" при проведении запроса предложений на право заключения контракта на "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (корпус 11 ЦДиСО им. О. Кошевого)" (извещение N 31908595910 на сайте http://zakupki.gov.ru).
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ЗАО ГП "СГКЭ" на действия заказчика торгов ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества" при проведении запроса предложений на право заключения контракта на "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (корпус 11 ЦДиСО им. О. Кошевого)" (извещение N 31908595910 на сайте http://zakupki.gov.ru) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 16 января 2020 г. N 054/01/18.1-75/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2020