Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_>- заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>) требований части 11 статьи 5, части 1 статьи 18, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России из ФАС России поступило заявление <_> по факту направления 08.11.2019 в 19:34 на его абонентский номер <_> смс-сообщения рекламного характера: "Вам доступен займ 30000 рублей под 0%. Получить - zaime.us/D9NHXz" от отправителя, имеющего обозначение "Belous", смс-центр <_>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена по сетям электросвязи и направлена на привлечение внимания к финансовой услуге - выдаче займов.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В вышеуказанной рекламе информация о лице, оказывающей финансовую услугу, отсутствует.
Кроме того, Омским УФАС России установлено, что в рекламе содержится информация о процентной ставке и сумме займа ("_30000 рублей под 0%...") при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Одновременно в силу части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.
Орфографические нормы - это правила написания слов, которые закреплены в орфографических словарях, учебных пособиях по русскому языку.
В рекламе "Вам доступен займ 30000 рублей под 0%. Получить - zaime.us/D9NHXz" допущено нарушение орфографических норм при написании слова "заём".
Согласно нормам современного русского языка слово "заём" в именительном падеже единственного числа пишется через букву "ё".
Таким образом, неправильное написание слов в рекламе, противоречащее нормам русского языка, недопустимо, и свидетельствует о признаках нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Более того, по утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На запрос Омского УФАС России ПАО "ВымпелКом" была представлена информация, из которой следует, что отправителем вышеуказанного смс-сообщения является акционерное общество "Загрузка" (далее - АО "Загрузка") на основании договора об оказании услуг связи "Билайн" N 496629095 от 10.12.2013, заключенного между ПАО "ВымпелКом" и АО "Загрузка".
Согласно ответу АО "Загрузка" от 27.11.2019 исх. N 632 "_смс-рассылка была осуществлена через технические и программные средства АО "Загрузка" по заказу ПАО "Ростелеком" в рамках исполнения Договора N РТ -07-19 от 01.08.19 г_".
По информации, представленной ПАО "Ростелеком" (вх. N 274э от 16.01.2020), "Распространение SMS - сообщения, поступившего 08.11.2019 в 19 час. 34 мин. на номер +<_> от отправителя с буквенным идентификатором "Belous", осуществлялось ИП <_> (ИНН <_>)_".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", индивидуальный предприниматель Скоробогатов Егор Андреевич является рекламораспространителем.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу N 055/05/18-306/2020 по признакам нарушения требований части 11 статьи 5, части 1 статьи 18, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- заявитель <_>;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуальный предприниматель <_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>, адрес регистрации: <_>);
- заинтересованное лицо - ПАО "Ростелеком" (ИНН <_>, ОГРН <_>, место нахождения: <_>).
3. Назначить дело N 055/05/18-306/2020 к рассмотрению на 21 апреля 2020 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ИП <_> в срок до 17 апреля 2020 года представить в адрес Управления письменные пояснения по вышеуказанному факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с приложением документов, обосновывающих позицию ИП <_>.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка ИП <_> для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 марта 2020 г. N 055/05/18-306/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.03.2020