Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ООО "ЖКС N2 Красносельского района" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "КОМПАНИЯ БУМ" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N7226/20 от 05.03.2020) ООО "КОМПАНИЯ БУМ" на действия организатора торгов ООО "ЖКС N2 Красносельского района" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 февраля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N32008930244 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (далее - Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "ЖКС N2 Красносельского района" (далее - Положение о закупках), версия 13 от 18.03.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
14 397 298,00 \x{20bd} |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
27.02.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
06.03.2020 в 01:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
11.03.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198206, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Пионерстроя, д. 19, корп. 3 |
2. В жалобе Заявитель полагает незаконным и дискриминационным установленное в п. 3 раздела 10.1 Извещения требование о предоставлении в составе заявки электронного образа выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Также Заявитель указывает о неправомерности предъявления к участникам Закупки согласно п. 7 раздела 10.1 Извещения требования о включении в состав заявки предложения участника запроса котировок в электронной форме с характеристиками товаров, использующихся для выполнения работ, не относящихся к предмету Закупки.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N 78/7144/20 от 11.03.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ООО "ЖКС N2 Красносельского района" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
По первому доводу жалобы:
В соответствии с п. 3 разд. 10.1 Извещения Организатором торгов установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, согласно которым заявка на участие в Закупке должна включать электронный образ выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), либо электронный образ выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за три месяца до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме; электронный образ документа, удостоверяющие личность (для физического лица); либо электронный образ надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученных не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно разд. 10.2 Извещения установлено, что документы в составе заявки представляются участником закупки либо в виде электронного образа документа, либо в виде электронного документа, в соответствии с требованиями пунктов 10.1 и 10.2 настоящего извещения о проведении запроса котировок в электронной форме: Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная соответствующей электронной подписью. Заказчик имеет право в извещении о проведении запроса котировок как использовать общий термин "электронный образ документа", так и в указанном термине вместо слово "документа" указывать название документа (например, "электронный образ декларации").
Приказом Министерства финансов РФ от 15.01.2015 г. N 5н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, устанавливающий в том числе порядок предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Согласно письму от 16.03.2017 N ГД-3-14/1814@ ФНС России электронная выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП равнозначна выписке на бумаге, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
При этом Извещение не содержит условий, допускающих предоставление в составе заявки на участие в Закупке выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что условия п. 3 разд. 10.1 Извещения содержат дискриминационные требование о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП исключительно в сканированном виде, не соответствующее законодательству, в т.ч. действующим нормативным актам.
На основании изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению п. 3 разд. 10.1 Извещения дискриминационного требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП исключительно в сканированном виде, не соответствующего нормам действующего законодательства, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении ненадлежащих требований к заявке на участие в закупке, допущенное при организации и проведении Закупки.
По второму доводу жалобы:
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с п. 7 разд. 10.1 Извещения Организатором торгов установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, согласно которым заявка на участие в Закупке должна включать Предложение участника запроса котировок в электронной форме о характеристиках товаров, использующихся для выполнения работ (форма 4 приложения N 1 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме) в формате электронного образа документа.
Согласно Инструкции по заполнению формы 4 "Предложение участника запроса котировок в электронной форме о характеристиках товаров, используемых для выполнения работ" Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме: Участник закупки при заполнении данной формы обязан применять требования, установленные в пункте 1 настоящей Инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок в электронной форме. В форме 4 участник закупки обязан заполнить Таблицу "Конкретные показатели товаров, используемые для выполнения работ, предлагаемые участником закупки" (далее по тексту настоящей инструкции Таблица) формы 4 Приложения N 1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, представив конкретные показатели товаров, использующихся для выполнения работ, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к Описанию предмета закупки (Техническое задание) Приложения N2 к настоящему извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, и требованиям настоящей инструкции. Требования к товарам, используемым для выполнения работ, установлены Заказчиком в таблице 2 в Приложении N 4 к Описанию предмета закупки (Техническое задание) приложения N 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.
Вместе с тем, предмет Закупки не включает в себя оказание услуг по поставке товаров, вследствие чего предъявление Организатором торгов требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, включая описание таких товаров, не может быть отнесено к требованиям к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, вследствие чего является чрезмерным и содержит признаки необоснованного ограничения конкуренции.
На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 7 разд. 10.1 Извещения требования о включении в состав заявки предложения участника запроса котировок в электронной форме с характеристиками товаров, использующихся для выполнения работ, являющегося чрезмерным и не соответствующего предмету Закупки, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 3.2, ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в предъявлении ненадлежащих требований к заявке на участие в закупке, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх. N7226/20 от 05.03.2020) ООО "КОМПАНИЯ БУМ" на действия организатора торгов ООО "ЖКС N2 Красносельского района" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях оргиназитора торгов ООО "ЖКС N2 Красносельского района" нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 3.2, ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. N7226/20 от 05.03.2020) ООО "КОМПАНИЯ БУМ" на действия организатора торгов ООО "ЖКС N2 Красносельского района" (ИНН 7807335262, ОГРН 1089847197175) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244) обоснованной.
2. Признать в действиях ООО "ЖКС N2 Красносельского района" (ИНН 7807335262, ОГРН 1089847197175) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244) нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении ненадлежащих требований к заявке на участие в закупке, допущенное путем неправомерного установления п. 3 разд. 10.1 Извещения дискриминационного требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП исключительно в сканированном виде, не соответствующего нормам действующего законодательства;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 3.2, ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в предъявлении ненадлежащих требований к заявке на участие в закупке, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное по неправомерному установлению в п. 7 разд. 10.1 Извещения требования о включении в состав заявки предложения участника запроса котировок в электронной форме с характеристиками товаров, использующихся для выполнения работ, являющегося чрезмерным и не соответствующего предмету Закупки.
3. Организатору торгов ООО "ЖКС N2 Красносельского района" (ИНН 7807335262, ОГРН 1089847197175) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244) путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
17 марта 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 17.03.2020 N Т02-197/20 по жалобе на действия организатора торгов ООО "ЖКС N2 Красносельского района" при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ООО "ЖКС N2 Красносельского района" (ИНН 7807335262, ОГРН 1089847197175) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244), путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке кровли от снега и наледи (извещение N32008930244) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 16 апреля 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2020