Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия), в составе:
В. А.П. - председателя комиссии, заместителя руководителя Управления,
Ф. В.П. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Г. Т.Н. - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "Торговый дом "ВИНАР-М" (далее - ООО "ТД "ВИНАР-М", заявитель) на действия (бездействие) заказчика ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" (далее - заказчик), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) путём проведения запроса котировок в электронной форме на поставку материалов для стерилизации,
с участием в заседании комиссии:
от ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" - А. С.Г. по доверенности N 14 от 23.03.2020, Ю. Е.А. по доверенности N 15 от 23.03.2020,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО "ТД "ВИНАР-М" на действия ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" от 13.03.2020 вх. N 2336 при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку материалов для стерилизации.
Извещение о проведении закупки N 32008933000 размещено 28.02.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО "ТД "ВИНАР-М" принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 18.03.2020 исх. N 04-10/1685).
В направленной жалобе заявителем указано на то, что указанная закупка противоречит нормам Закона о закупках.
В направленной жалобе заявителем указано, что 28.02.2020 заказчиком в ЕИС размещено извещение об оспариваемой закупке. Согласно техническому заданию на поставку материалов для стерилизации, содержащемуся в приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок, указан конкретный товарный знак без слов "или эквивалент".
Согласно жалобе, заявитель считает указание конкретного товарного знака, наименования товаров без указания слов "или эквивалент" нарушает требования Закона о закупках.
По мнению заявителя, в нарушение п. 2 ч. 6.1 ст. 3 закона о закупках заказчик необоснованно ограничил возможные к поставке товары лишь одним товарным знаком, чем заведомо исключил возможность участия в закупке участников, имевших намерение принять участие в закупке, но не соответствующих предъявленным требованиям.
Кроме того, заявителем указано, что в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Таким образом, по мнению заявителя, ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" фактически ограничив конкуренцию, нарушило п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" указывает на необоснованность доводов ООО "ТД "ВИНАР-М".
1. В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом не подававшем заявки, в случае если его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.
Процедура закупки товаров, работ и услуг позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но также устанавливать и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.
Закон о закупках не содержит императивных норм, предусматривающих порядок и содержание критериев выбора заказчиком организаций - участников закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки (положением).
В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки не допускается включение в предмет закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
На официальном сайте единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) 28.02.2020 ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (Реестровый номер извещения N 32008933000) на поставку материалов для стерилизации.
В соответствии с пунктом 6.1 положения в извещении о проведении конкурентной закупки, наряду с требованиями, указанными в подпунктах 1-8 пункта 6.1 положения, содержит иные сведения, не противоречащие требованиям положения и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 4 извещения о проведении оспариваемой закупки описание предмета закупки приведено в Приложении N 2 "Техническое задание" к настоящему извещению о проведении запроса котировок.
В приложении N 2 к извещению приведена таблица, содержащая наименования товаров, конкретные характеристики товаров с указанием состава, формы выпуска, требования к упаковке, а также указаны страны происхождения товара.
Таким образом, комиссией установлено указание заказчиком в извещении наименований, характеристик, а также стран происхождения конкретных товаров, а также отсутствие слов "или эквивалент" в описании предмета закупки.
В представленных в заседание комиссии Управления письменных пояснениях от 20.03.2020 б/н заказчик ссылается на приоритет потребности заказчика при определении требований к предмету закупки, а также на то, что требования пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках не применимы к запросам котировок в электронной форме, поскольку для осуществления закупки указанным способам разработка документации о закупке не требуется, а вышеуказанные нормы содержат требования именно к документации о конкурентной закупке.
Кроме того, по мнению заказчика им не допущено ограничение конкуренции, поскольку являющиеся предметом закупки товары предлагаются к поставке неограниченным кругом лиц.
Данные доводы заказчика отклоняются комиссией ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 частью 3 статьи 3 Закона о закупках необходимым условием осуществления конкурентных закупок является описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1.6 положения под конкурентной закупкой понимают закупку, осуществляемую одновременно с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путём размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке, которые предусмотрены статьёй 3.5 Закона о закупке, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В пункте 2.1.1 положения указаны конкурентные способы закупок, к числу которых относится запрос котировок в электронной форме.
Данный способ закупки является конкурентным также в силу пункта 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках.
Требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках распространяется на все конкурентные закупки, независимо от конкретной формы такой закупки.
Предложенное заказчиком ограничительное толкование вышеуказанных норм Закона о закупках не применимо и противоречит принципам и требованиям Закона о закупках.
Указанный в пункте 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках запрет, исходя из буквального толкования пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действует во всех случаях, за исключение следующих:
- не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
- закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Ни одно из вышеуказанных исключительных обстоятельств представителями заказчика при рассмотрении комиссией Управления жалобы ООО "ТД "ВИНАР-М" не нашло своего подтверждения, не обосновано и не подтверждено соответствующими документами и материалами.
Представителями заказчика на заседании комиссии не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования товаров иных производителей, а также не представлено доказательств проведения закупки в целях исполнения государственного или муниципального контракта.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности закупки товаров иных производителей, а также подтверждений того что при описании предмета закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 3 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки материалов для стерилизации, комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО "ТД "ВИНАР-М", а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования оспариваемой закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТД "ВИНАР-М" вх. N 2336 от 13.03.2020 на действия (бездействие) заказчика - ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках посредством проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки материалов для стерилизации (извещение о проведении оспариваемой закупки N 32008933000 размещено 28.02.2020 в ЕИС) обоснованной.
2. Признать заказчика - ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" нарушившим требования пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 3 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику - ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника" обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки материалов для стерилизации (извещение о проведении оспариваемой закупки N 32008933000 размещено 28.02.2020 в ЕИС).
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 24 марта 2020 г. N 034/10/18.1-287/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.03.2020