Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Хабаровского УФАС России от 23.03.2020 N 142 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Хабаровский аграрий", единоличным исполнительным органом - директором ООО "Хабаровский аграрий" (в период проведения аукциона N 300617/0024667/01) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении электронного аукциона по продаже акций АО "Хорское", являющихся государственной собственностью Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение Управления ФСБ России по Хабаровскому краю на действия ООО "Хабаровский аграрий", при проведении открытого аукциона по продаже акций АО "Хорское" в количестве 3886110 штук, являющихся государственной собственностью Хабаровского края в электронной форме.
Из обращения следует, что ООО "Хабаровский аграрий", при подготовке и проведении аукциона заключено антиконкурентное соглашение, запрещенное пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.07.2016 N 246-пр "О Прогнозном плане приватизации краевого государственного имущества на 2017 год" принято решение о приватизации и продаже собственности Хабаровского края, в том числе акций АО "Хорское".
Распоряжением Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 30.06.2017 N 1766 "Об условиях приватизации акций АО "Хорское" в количестве 3 886 110 штук, являющихся государственной собственностью Хабаровского края" установлены исполнитель - Краевое государственное казенное учреждение "Фонд имущества Хабаровского края" (далее - Организатор) и процедура реализации акций АО "Хорское".
Аукцион проводился в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Хабаровского края от 23.04.2003 N 115 "О приватизации краевого государственного имущества", Постановлением Правительства России от 27.08.2012 N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества"в электронной форме.
30.06.2017 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и ЕЭТП roseltorg.ru Организатором размещено извещение N 300617/0024667/01 о проведении аукциона по продаже акций АО "Хорское" в количестве 3886110 штук, являющихся собственностью Хабаровского края, аукционная документация, проект договора купли-продажи, договоры аренды земельных участков. Срок подачи заявок - с 30.06.2017 по 24.07.2017. Дата проведения аукциона - 27.07.2017.
Начальная цена продажи - 190 000 000 руб. Сумма задатка для участия в аукционе - 38000000 руб. Шаг аукциона - 1 900 000 руб.
Для участия в торгах в качестве претендента необходимо иметь аккредитацию и действующий лицевой счет.
Покупателями государственного и муниципального имущества согласно статье 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
Юридические лица предоставляют: учредительные документы; документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное его руководителем письмо); документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании), в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
Физические лица: документ, удостоверяющий личность.
В соответствии с извещением аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях: а) не было подано ни одной заявки на участие либо ни один из претендентов не признан участником; б) принято решение о признании только одного претендента участником; в) ни один из участников не сделал предложение о начальной цене акций.
На участие в открытом аукционе по продаже акций АО "Хорское" поданы заявка и заявка ООО "Хабаровский аграрий" (протокол от 25.07.2017).
Победителем аукциона признано ООО "Хабаровский аграрий" с ценой предложения 195 700 000 рублей, с которым заключен договор купли-продажи от 31.07.2017 N 1232.
Цена предложения второго участника торгов - - 193 800 000 рублей (протокол от 27.07.2017).
Обстоятельства и действия участников указанного аукциона свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства.
Анализ фактического поведения и ООО "Хабаровский аграрий" (директор -.) в ходе проведения аукциона свидетельствует о наличии между указанными лицами антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Наличие устного соглашения между ответчиками подтверждается следующим:
при участии в аукционе реализовывали единую стратегию поведения.
Согласно документам и информации, представленным ЕЭТП, аукцион проходил следующим образом:
На аукцион с начальной ценой продажи имущества 190000000,00 руб. подано и допущено к участию 2 заявки на участие в аукционе. В аукционе приняли участие 2 участников.
Согласно протоколу о результатах проведения аукциона от 27.07.2017 поступили следующие предложения о цене имущества:
- в 03:01:31 предложение о цене в размере 191900000, 00 руб. сделало ООО "Хабаровский аграрий" ()
- в 03:29:57 предложение о цене в размере 193800000,00 руб. сделал Хачатрян А. А.;
- в 03:30:45 предложение о цене в размере 195700000,00 руб. сделало ООО "Хабаровский аграрий" ().
Вход на сайт электронной площадки для подачи заявок на участие в аукционе по данным, предоставленным ЕЭТП, оператора электронной площадки Росэлторг, осуществлялся данными лицами с одного IP-адреса: 87.225.63.168.
Таким образом, заявки формально независимых участников аукциона - физического лица и хозяйствующего субъекта, конкуренция которых предполагается на торгах, подавались с одного IP-адреса, что свидетельствует о скоординированности действий указанных лиц и указывает на их взаимосвязь при участии в аукционе.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения, в частности, приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 2).
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации; соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 1, 4, 5, 18).
В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции, совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.
Из анализа указанных норм закона следует, что Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязи статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.
Скоординированные действия могут свидетельствовать о заключении между участниками аукциона устного соглашения о поведении на торгах и намерении поддержать начальную цену покупки пакета акций, направленного на достижение победы ООО "Хабаровский аграрий" на торгах благодаря действиям при участии в аукционе, а отказ от конкурентной борьбы при проведении аукциона путем отказа от подачи ценовых предложений - об отсутствии в действиях участников торгов конкуренции.
В рассматриваемой ситуации, как установлено материалами дела, действия участников торгов (ООО "Хабаровский аграрий") были направлены на то, чтобы аукцион состоялся и победителем признано ООО "Хабаровский аграрий" и свидетельствуют о согласованности с целью победы на аукционе.
Таким образом, исследовав имеющиеся в распоряжении Хабаровского УФАС России документы и информацию, в действиях ООО "Хабаровский аграрий", в ходе участия в аукционе по продаже акций АО "Хорское" усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения запрещённого антимонопольным законодательством соглашения, которое могло привести к поддержанию цен на торгах.
Руководствуясь частями 13,14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 027/01/11-358/2020 к рассмотрению на 11 час. 00 мин. 14 апреля 2020 года по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 20.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков ООО "Хабаровский аграрий" (г. Хабаровск, ул. Нововыборгская, 18А, пом. 9), единоличный исполнительный орган - директора ООО "Хабаровский аграрий" (в период проведения аукциона N 300617/0024667/01) (г. Хабаровск, Николаевская, 18), (г. Хабаровск, Николаевская, 18).
3. Привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц КГКУ "Краевой имущественный комплекс" (г. Хабаровск, ул. Запарина, 76), ООО "Евроазия групп" (г. Хабаровск, ул. Нововыборгская, 18А, пом. 1).
4. Всем лицам, участвующим в деле, в срок до 10.04.2020 предоставить мотивированный отзыв по делу.
Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Хабаровское УФАС России сообщает, что в работу комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства внесены изменения.
Все заинтересованные лица могут участвовать в комиссии по рассмотрению дела по средствам видеоконференц-связи (далее ВКС). Для этого заинтересованные лица должны подать ходатайство на участие в рассмотрении дела по средствам ВКС не позднее чем за 24 часа до времени рассмотрения дела по адресу электронной почты to27@fas.gov.ru и установить программу и необходимые плагины с сайта scopia.fas.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 30 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.03.2020