Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе председательствующего - заместителя руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, - ведущего специалиста-эксперта органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей от:
- АО "Хабаровская ремонтно-монтажная компания" - по доверенности от 25.03.2020 N 460-20, по доверенности от 25.03.2020 N 459-20,
- ООО "Импорт Лубриканс" - о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечило,
рассмотрев материалы дела N8-01/87(027/01/18.1-431/2020) по жалобе ООО "Импорт Лубриканс" на действия АО "Хабаровская ремонтно-монтажная компания",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Импорт Лубрикант" на действия АО "Хабаровская ремонтно-монтажная компания" (далее - АО "ХРМК") при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки моторных масел и смазки для нужд АО "ХРМК" (извещение N32008941040).
Как следует из жалобы ООО "Импорт Лубриканс", заказчиком не предоставлен ответ на запрос о разъяснении закупочной документации в части количества закупаемого товара, что привело к невозможности сформировать и подать заявку участие в данной закупке.
Представители АО "Хабаровская ремонтно-монтажная компания" с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 23.03.2020 N б/н, дополнительно пояснив в заседании комиссии Хабаровского УФАС России, что в соответствии с пунктом 1.2.18 документации о закупке организатор вправе не предоставлять разъяснение в случае, если запрос от участника поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (часть 2 статьи 3.2 Закона о закупках).
В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 указанной статьи, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); сведения о начальной (максимальной) цене договора (пункт 5); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 9, 10); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 14).
02.03.2020 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru АО "ХРМК" размещено извещение N32008941040 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки моторных масел и смазок. Начальная (максимальная) цена договора - 2 000 000,00 руб. Дата окончания подачи заявок - 10.03.2020. Дата подведения итогов - 13.03.2020.
В соответствии с техническим заданием к поставке требуются моторные масла и смазки по 14 позициям.
Пунктом 1.2.18 извещения о проведении запроса котировок дата и время окончания срока предоставления участникам разъяснений - 03:00 (по московскому времени) 10.03.2020.
В соответствии с подпунктом 4.3.1 пункта 4.3 документации о закупке участники вправе обратиться к организатору за разъяснениями документации о закупке. Согласно подпункту 4.3.2 пункта 4.3 запросы на разъяснение документации о закупке должны подаваться следующим образом:
- в случае проведения закупки способом "открытый запрос котировок" или "закрытый запрос котировок" (в бумажной форме) запросы подаются в форме электронного сканированного документа за подписью руководителя организации или иного ответственного лица участника, направленного в адрес организатора по адресу электронной почты контактного лица, указанного в пункте 1.2.9 (пункт а);
- в случае проведения закупки способом "запрос котировок в электронной форме" или "закрытый запрос котировок" с использованием ЭТП запросы подаются в соответствии с регламентами и инструкциями оператора ЭТП, опубликованными на сайте соответствующей ЭТП (пункт б).
Организатор обязуется ответить на любой вопрос, поступивший не позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. В случае поступления вопросов с нарушением установленного срока организатор вправе не предоставлять разъяснения (подпункт 4.3.3 пункта 4.3 документации о закупке). Данное условие соответствует части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.
Ответы на поступившие вопросы официально размещаются (с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил вопрос) в сроки, установленные пунктом 1.2.18, но в любом случае
не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса. При проведении закупки с использованием ЭТП копия ответа размещается организатором закупки на ЭТП (пункт 4.3.5 документации о закупке).
Как следует из протокола от 13.03.2020, в установленный извещением о закупке срок на участие в закупке поступила заявка от одного участника, закупка признана несостоявшейся.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Импорт Лубрикантс" 10.03.2020 в 01:47 обратилось с запросом о разъяснении положений конкурсной документации, ответ на запрос организатором закупки не предоставлен.
Поскольку запрос на разъяснение документации поступил в последний день срока подачи заявок, действия заказчика в связи с непредставлением разъяснений Закону о закупках не противоречат, права заявителя не нарушают.
Исходя из установленных обстоятельств, жалоба признается необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Импорт Лубриканс" на действия АО "Хабаровская ремонтно-монтажная компания" при открытом запросе котировок в электронной форме на поставку моторных масел и смазки для нужд АО "Хабаровская ремонтно-монтажная компания" (извещение N32008941040) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 марта 2020 г. N 027/01/18.1-431/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.03.2020