Я, <_>, рассмотрев материалы, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в отношении ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; 398001, г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 33; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 17.12.2004, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление <_> (вх. N 372-з от 31.07.2019 по вопросу включения филиалом "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в технические условия для присоединения к электрическим сетям N 20581055 (2019/37810) от 12.07.2019 г. требований об установке прибора учета не далее 20 метров от опоры N 9 ВЛИ 0,4 кВ фидера N 3 ТП N 628/250 кВА.
Из материалов следует, что <_> в филиал "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" была подана заявка об осуществлении технологического присоединения объекта, находящегося по адресу: <_>.
Согласно выданным техническим условиям от 28.05.2019, в приложении к договору "Технические условия" в разделе 11, пункт 11.1 указано: прибор учета установить в соответствии с требованиями п. 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее Правила 442) на конструкции, установленной на границе земельного участка.
Не согласившись с данным пунктом технических условий, 01.07.2019 <_> обратилась в филиал "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" с заявлением о приведении договора в соответствие с действующим законодательством, и просил разместить прибор учета на конструкции, на расстоянии не более 25 метров в пределах своего земельного участка.
15.07.2019, письмом N МР1-ЛП/22-3/9953 филиал "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" ответил <_>, и пункт 11.1 технических условий изложил в редакции: ПУ установить не далее 20 метров от опоры N 9 ВЛИ 0,4 кВ фидера N 3 ТП N 628/250 кВА.
Договор на данных условиях был подписан <_> 18.07.2019.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 6 Правил 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 9 Правил 861 определены сведения, которые должны быть в зависимости от конкретных условий указаны в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил).
Пунктом 10 Правил 861 определены документы, которые должны быть приложены к заявке.
Согласно пункту 15 Правил 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
В соответствии с п. 16.1 Правил 861 под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 25(1) Правил 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Таким образом, <_> относится к заявителям, указанным в п. 14 Правил 861, а именно заявка подана в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома, максимальная мощность которого составляет 12,5 кВт по 3 категории надежности, несвязанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 11.1 технических условий предусмотрено: "ПУ установить не далее 20 метров от опоры N 9 ВЛИ 0,4 кВ фидера N 3ТП N 628/250 кВА. (в соответствии с п.144 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ N 442). Конструктивное исполнение ПУ должно позволять осуществлять считывание показаний прибора учета без применения дополнительных инженерных средств со стороны земельных участков общего использования".
Таким образом, филиал "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" указал место, в котором гражданин должен установить прибор учета электрической энергии.
Однако, требования, которые должны быть указаны в обязательном порядке сетевой организации в выданных заявителю технических условиях, приведены в п. 25.1 Правил 861, а именно в технических условиях должны быть указаны: требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Приведенный в п. 25.1 Правил 861 перечень этих требований является закрытым, следовательно, сетевая организация не вправе дополнять его иными, не упомянутыми в нем требованиями.
При этом требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (пункт 26 Правил).
В пункте 137 Основных положений установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
Согласно пункту 138 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Таким образом, требование филиала "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" о месте установки <_> прибора учета электрической энергии не далее 20 метров от опоры N 9 ВЛИ 0,4 кВ фидера N 3ТП N 628/250 кВА, не соответствует п. 25.1 Правил.
Согласно п. 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче, транспортировки газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на законном основании объектам электросетевого хозяйства.
При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 г. N 6057/09 по делу N А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Согласно части 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
1. Возбудить в отношении ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; 398001, г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 33; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 17.12.2004, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001), дело N 048/04/9.21-551/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", надлежит в пятиднедный срок со дня получения настоящего определения представить в Липецкое УФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:
- письменные пояснения о том, правомерно ли ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" определено место установки прибора учета согласно п.11.1 технических условий от 12.07.2017 г. со ссылкой на нормы действующего законодательства.
- предусмотрено ли Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, определение места установки прибора учета;
- схему и план подключения объектов электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" к устройству заявителя;
- технические условия от 28.05.2019 N 41826112 (2019/37810);
- устав ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго";
- свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет;
- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату.
4. Законному представителю ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" явиться "27" августа 2019 к 10 ч. 30 мин. по адресу г. Липецк пл. Плеханова д.1, каб. 516 (тел./факс: 27-01-96), для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя (защитника) с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу N 048/04/9.21-551/2019 со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ, в том числе права на подписание протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 августа 2019 г. N 048/04/9.21-551/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.08.2019