Резолютивная часть решения оглашена 7 апреля 2020 года. г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2020 года.
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договора, порядка осуществления процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,
с участием:
от организатора закупки - АО "ОДК" (далее - также Организатор) - Козлова К.А, Алешечкина А.В. (по доверенностям),
от заявителя - АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" (далее - так же Заявитель) - Горбенко В.С., Крамер А.А., Крамера Б.Ю.,
рассмотрев жалобу АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" на действия организатора закупки - АО "ОДК" (ИНН 7731644035, ОГРН 1107746081717), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба
АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" на действия организатора закупки - АО "ОДК" и заказчика ПАО "ОДК-Сатурн" при проведении закупки в виде конкурса в электронной форме на поставку, монтаж, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию системы (установки) автоматизированного скоростного рентгеновского контроля турбинных лопаток секторов, а так же инструктаж персонала покупателя работе на оборудовании (изв. N 31908227137).
Обжалуемые действия - совершение организатором торгов действий, нарушающих положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). Заявитель указывает на незаконность и необоснованность решения закупочной комиссии Организатора о проведении в отношении АО "Тестрон" процедуры постквалификации с запросом значительного количества документов, подтверждающих ранее задекларированные Заявителм технические параметры, и проведением выездных проверок, а также незаконность и необоснованность последующего решения закупочной комиссии об отстранении Заявителя от участия в закупке и решения о непроведении аналогичной процедуры в отношении участника, занявшего второе место. Также Заявитель указывает на нарушение Организатором закупки сроков проведения процедуры постквалификации.
Заказчик закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 24.03.2020 N 3095/06-07.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.
Приказом генерального директора АО "ОДК" Артюхова А.В. от 29.08.2017 N 374 введён в действие Стандарт организации СТО ОДК 093-2017 "Организация закупок в рамках технологического перевооружения", согласно которому организатором закупки при начальной максимальной цене свыше 10 000 000 рублей является АО "ОДК". Аналогичное положение содержится в пункте 4.1.3 (5) Положения о закупках государственной корпорации "Ростех", утвержденного наблюдательным советом государственной корпорации "Ростех" (протокол от 18.03.2015 N 2), в редакции с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета от 26.12.2019 N 13 (далее - Положение о закупках Ростех).
22.08.2019 Организатор закупки разместил извещение N 31908227137 о проведении конкурса в электронной форме на поставку, монтаж, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию системы (установки) автоматизированного скоростного рентгеновского контроля турбинных лопаток секторов, а так же инструктаж персонала покупателя работе на оборудовании на сайте https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html., согласно которому заказчиком выступает ПАО "ОДК-Сатурн".
Протоколом оценки и сопоставления заявок N 31908227137-03, размещённым в ЕИС 05.02.2020, Заявитель был признан победителем закупки. Этим же решением закупочной комиссией на основании пункта 8.6.5 Положения о закупках Ростех в отношении победителя назначена процедура постквалификации сроком до 02.03.2020.
В рамках постквалификации, решение о которой принимается закупочной комиссией на основании своего субъективного усмотрения (пункт 8.6.5 Положения о закупках Ростех, пункт 4.8.13 Документации о закупке), Организатором принято решение о принятии мер по проверке требований, задекларированных Заявителем, и документов, подтверждающих его квалификацию (опыт поставки по закупкам с аналогичным предметом).
Для проверки задекларированных требований Организатором закупки направлен запрос АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" от 11.02.2020 N 0097-3090 о предоставлении ряда документов (по 56 пунктам технического предложения), подтверждающих ранее задекларированные им характеристики (условия исполнения договора), а для проверки квалификации Общества направлен запрос его контрагентам (ООО "ЕВРОПАРТНЁР", ООО "ЭНЕРГОРЕСУРС"), договоры по поставке аналогичного предмета закупки которым были предоставлены Заявителем.
Заявитель предоставил все документы, запрошенные Организатором закупки.
Также Организатор закупки посетил указанных выше контрагентов Заявителя, с целью осмотра оборудования, поставленного последним, получил переписку этих и иных организаций, содержащую замечания последних в отношении исполнения обязанностей АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон".
Протоколом от 03.03.2020 N 31908227137-05, размещённым в ЕИС 06.03.2020, Заказчиком по итогам проведенной постквалификации принято решение об отстранении АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" с идентификационным номером 94285 от дальнейшего участия в закупке на основании пункта 4.18.7 документации о закупке, так как он не подтвердил своего соответствия требуемому параметру квалификации и условиям исполнения договора в соответствии с критерием отбора, установленным в пункте 27.3 информационной карты документации о закупке (не подтвердил соответствие параметрам, заявленным в пунктах 11.10, 15.2, 15.3.1, 15.4, 15.6 технического предложения).
Комиссия не согласна с доводами Организатора закупки о правомерности действий Организатора закупки, совершённых последним в рамках постквалификации, на основании следующего.
Согласно пункту 4.18.6 Положения о закупках Ростех, пункту 8.6.6 Документации о закупке в ходе проведения постквалификации организатор закупки имеет право:
- запрашивать предоставление участником закупки документов, установленных извещением, документацией о закупке, в целях подтверждения заявленных параметров квалификации и условиям исполнения договора;
- инспектировать производство участников закупки на предмет наличия заявленных ими характеристик и их соответствия установленным в извещении, документации о закупке параметрам квалификации и условиям исполнения договора;
- запрашивать у соответствующих органов государственной власти, у юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней, информацию о достоверности сведений, представленных в заявке.
Таким образом, Организатор закупки не вправе в рамках проведения постквалификации инспектировать производство организаций, являющихся контрагентами участника закупки. Такие действия являются нарушением пункта 4.18.6 Положения о закупках Ростех.
Более того, Организатор закупки не вправе запрашивать у участника документы, не предусмотренные документацией о закупке. Как было указано выше, все требования, установленные в техническом задании, подтверждаются декларативно (пункт 14 Информационной карты Документации о закупке). Следовательно, предоставление документов, подтверждающих соответствие участника требованиям 11.10, 15.2, 15.3.1, 15.4, 15.6, в Документации о закупке предусмотрено не было. Действия Организатора закупки по такому запросу также нарушают пункт 4.18.6 Положения о закупках Ростех.
Не смотря на это, Организатор закупки в своём запросе в отношении спорных требований (11.10, 15.2, 15.3.1, 15.4, 15.6) потребовал от АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" следующие документы:
1. Информацию о производителе, модели термостабилизированного цифрового детектора с размером пикселя 100 мкм, спецификацию (состав) на термостабилизированный детектор, с указанием производителя покупных комплектующих (пункт 11.10 технического предложения). Заказчик пояснил, что модель и производитель комплектующих и самого детектора необходимы для установления Заказчиком реального существования оборудования с параметрами, указанными Заявителем в техническом предложении.
Заявитель предоставил спецификацию и базовую техническую документацию детектора с указанием всех базовых технических параметров. Заявитель пояснил, что расширенная техническая документация (внутренняя документация производителя) может быть предоставлена лишь на стадии привлечения в рамках исполнения договора поставщиков той или иной комплектующей.
Полная техническая документация на детектор предоставляется вместе с поставкой оборудования. Производителем самого детектора является АО "Тестрон". АО "Тестрон" также является производителем электроники детектора и покупает только матрицу из аморфного кремния. Данные матрицы производятся рядом фирм и свободно продаются на открытом рынке для всех OEM производителей детекторов. АО "Тестрон" использует только компоненты ведущих производителей, таких как Varex Imaging, Teledyne и т.д. Конкретный производитель и тип матрицы, использующейся для данного детектора не подлежит разглашению в соответствии с соглашением NDA, заключенным между АО "Тестрон" и производителем матриц.
Детектор, это сложная система, состоящая из десятков комплектующих. Какие из них используются в данном детекторе является внутренней документаций производителя, которая не подлежит разглашению. Детектор имеет легко проверяемые характеристики, которые демонстрируются заказчику в рамках приемо-сдаточных испытаний, подробно описанных в техническом задании.
Таким образом, Заявитель предоставил всю имеющуюся у него информацию на день поступления запроса, не являющуюся коммерческой тайной. Более подробные сведения могли быть предоставлены Заказчику позднее. Иное приводило бы к невозможности войти на рынок хозяйствующему субъекту, решившему начать производство нового для себя товара, представляющего сложную совокупность технических комплектующих.
2. Расчет, подтверждающий мощность эквивалентной дозы излучения в 1 мкЗв/час на расстоянии 100 мм от корпуса кабины на любой поверхности (пункт 15.2 технического предложения). Заказчик пояснил, что, участником представлены лишь итоговые расчёты (показатели) мощности эквивалентной дозы излучения в 1 мкЗв/час на расстоянии 100 мм от корпуса кабины, однако отсутствует сам ход расчёта.
Заявитель указал и, Комиссия Ярославского УФАС России соглашается с ним, что при расчёте использовалось три метода: основной - программа PC Lab, дополнительные (подтверждающие) - перерасчёт по номограммам Машкович/Клюев и перерасчёт по таблицам для прямого и рассеянного излучения Клюева.
Организатор закупки не пояснил Комиссии, какой именно расчёт был необходим и удовлетворил бы интересы Организатора. Комиссия не находит возможным предоставление какого-либо процесса расчёта при использовании автоматизированного способа расчёта - программа PC Lab.
Требуя от участника раскрыть методику расчёта, Заказчик вынуждает первого использовать определённый метод, необходимость применения которого нигде не указана.
При этом необходимо учитывать, что АО "Тестрон" имеет лицензию на деятельность в области ИИИ (источников ионизирующего излучения), в том числе на проектирование и размещение, и обладает опытом выполнения радиационных проектов. Заказчик не обладает таким опытом и соответствующей лицензией.
Аргумент Заказчика о безопасности сотрудников Комиссией не принимается, так как проверка оборудования, в том числе мощность эквивалентной дозы излучения в 1 мкЗв/час на расстоянии 100 мм от корпуса кабины на любой поверхности, может быть произведена на стадии поставки до момента ввода оборудования в эксплуатацию.
3. Описание, состав, технические характеристики автономной системы охлаждения, наименование производителя и модель гидронасоса (пункт 15.3.1 технического предложения).
Заявитель предоставил технические параметры системы охлаждения на иностранном языке, указав, что описание на русском языке предоставляется при поставке оборудования.
Пункт 4.5.3 Документации о закупке в данном случае не применим, так как рассматриваемый документ не входит в состав заявки.
Организатор закупки не смог указать, какие именно данные отсутствуют в документе, предоставленном Заявителем.
4. Схема расположения элементов по п.п. 15.3.1-15.3.10 технического задания, подтверждающая доступность для непосредственного обслуживания без демонтажа любого из узлов системы (пункт 15.4 технического предложения).
Заявителем была предоставлена такая схема, однако организатор закупки посчитал, что на ней отображены не все элементы из п.п. 15.3.1-15.3.10, что делает невозможным формирование вывода о доступности для непосредственного обслуживания без демонтажа любого из узлов системы.
Комиссия Ярославского УФАС России соглашается со доводами Заявителя о том, что все узлы на предоставленной схеме отображены, однако не все из них подписаны. Заказчик не просил в своём запросе подписывать все узлы, следовательно, схема соответствует запросу Организатора закупки. Более того, как указали представители АО "Тестрон", любой технический специалист, разбирающийся в данном оборудовании, сможет точно сказать, основываясь на данной схеме, о доступности для непосредственного обслуживания без демонтажа любого из узлов системы.
Обслуживание без демонтажа любого из узлов системы осуществляется за счет сервисных дверей, которые указаны на схеме, а также возможности входа внутрь основного пространства защитной камеры и возможности выдвижения манипулятора корзины за пределы камеры.
5. Материалы, подтверждающие значение максимального увеличения объекта при геометрической нерезкости, равной размеру пикселя по обоим осям для малого фокусного пятна (пункт 15.6 технического предложения).
Заявитель предоставил следующий расчёт. Нерезкость определяется по формуле 11 из стандарта ГОСТ ISO 176936-2 п.7.7.
U = (v-1)*d, где v - геометрическое увеличение, d - размер фокусного пятна. Соответственно v = U/d+1. Для размера пикселя 0,1 мм и размеру фокусного пятна 0,4 мм получаем v = 0,4/0,1+1 = 1,25.
Представители Заявителя пояснили, что в процессе печати допущена опечатка (написано 0,4/0,1 вместо 0,1/0,4). При этом правильные, отдельно указанные значения подставлялись в правильно написанную формулу, опечатка не повлияла на конечный результат. Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем допущена техническая опечатка, которая могла быть устранена последним при уточнении со стороны Организатора закупки, который посчитал такую опечатку достаточным основанием для отклонения участника на этапе постквалификации.
В отношении отклонения Заявителя по факту предоставления последним недостоверных сведений об осуществлении им ранее поставок с аналогичным предметом закупки, представители АО "ОДК" пояснили следующее.
АО "ОДК" получило запрос информации от бюро специальных технических мероприятий МВД России от 06.12.2019 N 10/23259 с требованием о предоставлении копий документов, полученных АО "ОДК" от АО "Тестрон" в рамках аналогичного конкурса, проводимого АО "ОДК" по закупке томографа (изв. N 31908227137). В своём ответе от 18.02.2020 бюро специальных технических мероприятий МВД России сообщило АО "ОДК" об отсутствии выплат за поставку аналогичного оборудования от ООО "Энергоресурс" на счёта АО "Тестрон", открытые последним в ПАО "Промсвязь банк".
Также АО "ОДК" в своих письменных пояснениях указало, что в рамках посещения производственных площадок контрагентов, договоры с которыми участник приложил в качестве подтверждения опыта поставки продукции сопоставимого характера, выявлено, было установлено следующее.
ООО "Энергоресурс" является неработающим предприятием, а единственное эксплуатируемое оборудование - рентгентелевизионный комплекс FILIN X ARM Compact-320 с функцией ренгеновского томографа (производства АО "Тестрон").
Также АО "ОДК получено письмо от УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благопалучия человека по городу Санкт-Петербург о том, что
ООО "Энергоресурс" не имеет лицензий на деятельность, связанную с использованием с ИИИ, что не позволяет легально эксплуатировать ренгеновскую установку.
ООО "Европартнёр" своим основным видом деятельности имеет изготовление крепёжного инструмента из полимеров для строительства и ремонта зданий. Данная организация также не имеет соответствующей лицензии.
Оба контрагента, по данным www.spark-interfax.ru, не обладают достаточными финансовыми возможностями для закупки такого дорогостоящего оборудования.
Проанализировав информацию, полученную АО "ОДК" от бюро специальных технических мероприятий МВД России от 18.02.2020 об отсутствии выплат за поставку аналогичного оборудования от ООО "Энергоресурс" на счёта АО "Тестрон", Комиссия пришла к выводу, что данная информация не опровергает факт поставки оборудования, а лишь говорит о неисполнении своих обязанностей
ООО "Энергоресурс".
Материалы выездных проверок АО "ОДК" Комиссия Ярославского УФАС России также находит не убедительными и не опровергающими презумпцию добросовестности участников гражданского оборота, так как данные о финансовых возможностях, полученные АО "ОДК" с официального сайта www.spark-interfax.ru не отражают всех финансовых возможностей организации, а отсутствие необходимой лицензии говорит лишь о невозможности эксплуатации такого оборудования, но никак не о возможности его приобретения.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России считает, что Заявитель в полной мере подтвердил факт наличия опыта по поставкам с аналогичным предметом закупок (квалификация участника), а Организатор закупки не доказал недостоверность данных сведений.
Необоснованно отстранив АО "Тестрон" от участи в закупке, закупочная комиссия нарушила пункт 4.18.7 Документации о закупке.
Более того, Комиссия Ярославского УФАС России критически оценивает факт соединения в рамках одной процедуры закупки декларирования и постквалификации, а также субъективное усмотрение членов закупочной комиссии при принятии решения о проведении или непроведении такой постквалификации.
В отношении участника под номером 94184, занявшего второе место, закупочная комиссия Организатора приняла решение не проводить постквалификацию и заключить договор после предварительных переговоров на предмет снижения цены договора.
Представители Организатора не предоставили Комиссии Ярославского УФАС России убедительных аргументов, на основании которых закупочная комиссия приняла решение о проведении постквалификации в отношении АО "Тестрон" и отказалось от проведения такой процедуры в отношении участника, занявшего второе место.
Более того, ни протокол от 03.02.2020, ни протокол от 03.03.2020 не содержат указания на обстоятельства, которыми руководствовалась закупочная комиссия заказчика при принятии своих решений, что не позволяет Комиссии Ярославского УФАС России оценить те фактические обстоятельства, которые положены в основу своих решений члены закупочной комиссии, что делает такие решения произвольными, а также нарушает принцип информационной открытости закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Такие действия Организатора закупки являются нарушением принципов равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках), которым должная подчиняться вся процедура закупки, а также нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора".
Также Комиссия усматривает несоблюдение срока, установленного Заказчиком для постквалификации, так как последняя должна быть завершена 02.03.2020, а протокол об её итогах был подписан 03.03.2020, что также является нарушением пункта 8.6.5 Положения о закупках Ростех.
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что Организатор закупки провёл процедуру закупки с нарушением Положения о закупках Ростех, Документации о закупке и Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" на действия организатора закупки - АО "ОДК" и ПАО "ОДК-Сатурн" при проведении закупки в виде конкурса в электронной форме на поставку, монтаж, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию системы (установки) автоматизированного скоростного рентгеновского контроля турбинных лопаток секторов, а так же инструктаж персонала покупателя работе на оборудовании (изв. N 31908227137), обоснованной.
2. Признать Организатора закупки и закупочную комиссию организатора нарушившими пункты 1,2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, пункт 4.18.6, 8.6.5 Положения о закупках Ростех, пункт 4.18.7 Документации о закупке.
3. Выдать предписание Организатору конкурса в электронной
форме - АО "ОДК" (ИНН 7731644035, ОГРН 1107746081717) о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.В. Семенюк
А.М. Бубнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 апреля 2020 г. N 076/07/3.2-258/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.04.2020