Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Лебедева С.Н., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., с участием:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Медтехника-поинт" (далее также - заявитель, ООО "Медтехника-поинт"), представителя по доверенности Рудаковой Т.В.,
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной перинатальный центр" (далее - заказчик, также ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр"), исполняющей обязанности директора Чебурановой О.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника-поинт" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку диагностических реагентов для гистологической лаборатории (извещение N 0371200019220000030) (далее - аукцион, жалоба), и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Медтехника-поинт" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку диагностических реагентов для гистологической лаборатории (извещение N0371200019220000030).
По мнению заявителя, его права и охраняемые законом интересы нарушены тем, что заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе установлены в аукционной документации наряду с другими реагентами (Гематоксилин Майера, Йодная кислота, Шиффа раствор ИВД, Эозин Y раствор ИВД) является поставка реагента (Альциановый синий раствор ИВД), относящегося, по мнению заявителя, к продукции единственного производителя ООО "ЭргоПродакшн", что в свою очередь приводит к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", 26.02.2020 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение N0371200019220000030 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку диагностических реагентов для гистологической лаборатории.
Начальная (максимальная) цена контракта 134 323 (сто тридцать четыре тысячи триста двадцать три) рубля 42 копеек.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
С учетом изложенного следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке диагностических реагентов для гистологической лаборатории по всем позициям, указанным в аукционной документации, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Таким образом, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
В данном случае аукцион проведен в интересах медицинского учреждения заказчика - ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр".
В пункте 2 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком указано, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчик указал наименование объекта закупки - поставка диагностических реагентов для гистологической лаборатории, а также функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, выраженные в таблице:
N |
Наименование |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара* |
Ед. изм |
Кол-во |
1 |
Альциановый синий раствор ИВД/ КТРУ 21.20.23.110-00000718 |
Раствор альциана синего (Alcian blue solution), предназначенный для самостоятельного использования или использования в сочетании с другими растворами/красителями для визуализации тканевых структур биологических/клинических образцов и/или внутри-/внеклеточных элементов. Предназначен для гистологических и цитологических препаратов1 Объем реагента > 500 Кубический сантиметр;^миллилитр Показатель Ph 2,5 |
упаковка |
6 |
2 |
Реагент Гематоксилин Майера |
Многокомпонентный органо-неорганический ядерный краситель для гистологических и цитологических препаратов, имеющий в основе эфирно-экстрактивные вещества и смесь эквимолярных растворов кристаллогидратов. Объем реагента > 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр. |
упаковка |
24 |
3 |
Реагент Йодная кислота |
Реагент, используется в гистологии как окислитель спиртовых групп в Шифф-реакции. Объем реагента > 500 Кубический сантиметр;^миллилитр |
упаковка |
6 |
4 |
Шиффа раствор ИВД/ КТРУ 21.20.23.110-00006573 |
Раствор Шиффа, предназначенный для использования самостоятельно или в сочетании с другими растворами/красителями для визуализации в клиническом/биологическом образце тканевых структур и/или внутри-/внеклеточных элементов. Предназначен для гистологических и цитологических препаратов. Объем реагента > 250 Кубический сантиметр;^миллилитр |
упаковка |
20 |
5 |
Эозин Y раствор ИВД 21.20.23.110-00001279 |
Раствор эозина Y (eosin Y solution), предназначенный для использования отдельно или в сочетании с другими растворами/красителями, для визуализации тканевых структур и/или внутри-/внеклеточных элементов в биологическом/клиническом образце. Предназначен для гистологических и цитологических препаратов1. Форма выпуска: водный раствор Объем реагента > 1000 Кубический сантиметр;^миллилитр |
упаковка |
20 |
В рамках заседания Комиссии представители заказчика отметили, что определение в аукционной документации перечня диагностических реагентов, подлежащих к поставке в рамках рассматриваемой закупки обусловлено спецификой деятельности лечебного учреждения, объективными потребностями заказчика и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Как пояснили представители заказчика, и следует из приведенных выше положений аукционной документации, раздел 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит подробное описание потребности заказчика в поставке диагностических реагентов (альциановый синий раствор ИВД, гематоксилин Майера, йодная кислота, шиффа раствор ИВД, эозин Y раствор ИВД) для гистологической лаборатории, которые при взаимодействии с друг другом участвуют в едином цикле технологического процесса для проведения медицинской услуги - гистологии, где "Гематоксилин Майера" и "Эозин Y раствор ИВД" являются базовыми красителями, позволяющие выявить на образце тканевого куска ядерные и цитоплазматические структуры, при этом "Альциановый синий раствор ИВД", "Йодная кислота", "Шиффа раствор ИВД" докрашивают последние. После этого происходит визуализация тех или иных компонентов клеточных структур, что позволяет врачу - патологоанатому, производить диагностический поиск и устанавливать клинический диагноз.
Таким образом, диагностические реагенты (альциановый синий раствор ИВД, гематоксилин Майера, йодная кислота, шиффа раствор ИВД, эозин Y раствор ИВД) для гистологической лаборатории используются в совокупности и, соответственно, являются технологически и функционально неразрывно связанными между собой.
Исходя из пояснений представителя заказчика учреждения, приобретение указанных позиций диагностических реагентов отдельной (самостоятельной) закупкой является нецелесообразным, в том числе с экономической точки зрения.
Представители заказчика при рассмотрении жалобы отметили, что заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка соответствующих диагностических реагентов, являющихся предметом рассматриваемой закупки, в связи с чем сделан вывод, что совокупность приведенных диагностических реагентов могут поставить как минимум 3 потенциальных участника (коммерческие предложения ООО "Химмедсервис" от 15.01.2020 N149, ООО "БиоВитрум" от 03.02.2020 N2115, ООО "Истмедпром" от 04.02.2020 NВР-46).
Согласно частям 1,4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Представители заказчика, вопреки утверждению заявителя о единственном производителе реагента (альциановый синий раствор ИВД), представили регистрационные удостоверения, согласно содержанию которых, производителем данного медицинского изделия является не только ООО "ЭргоПродакшн", а также и иные производители (Вента Медикал Системс, Инк. (США), ООО "Научно производственная фирма "АБРИС +" (Россия).
Доказательств, опровергающих данную позицию заказчика, заявитель не представил.
Кроме того, в качестве предмета закупки значится поставка диагностические реагенты, в том числе реагента (альциановый синий раствор ИВД), а не производство последнего; в связи с чем, участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющий потребностям заказчика; также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Следовательно, заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, явились непреодолимыми для подателя жалобы как потенциального участника закупки, а также не представлено доказательств невозможности поставки требуемых реагентов, в частности реагента (Альциановый синий раствор ИВД) на условиях заказчика.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.03.2020 на участие в рассматриваемой закупке, подано две заявки от потенциальных поставщиков, готовых поставить товар, требуемый заказчику, один участник допущен до участия в аукционе в электронной форме, второму участнику закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в связи с несоблюдением требований аукционной документации применительно к позициям 2 "Реагент Гематоксилин Майера" и 4 "Шиффа раствор ИВД".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия заказчика не противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013г.N44-ФЗ, а довод заявителя о том, что формирование описания объекта закупки изложенным в рассматриваемой аукционной документации образом привело к ограничению количества участников закупки не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, Комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
решила:
Признать жалобу ООО "Медтехника-поинт" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку диагностических реагентов для гистологической лаборатории (извещение N 0371200019220000030) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Лебедева
Члены Комиссии Е.В. Катричева
Е.К. Семенычева
А.Г. Печников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 марта 2020 г. N 05-02/46Ж-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.03.2020