Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:
председателя |
- Б, заместителя руководителя управления; |
членов комиссии: |
- В, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; - У, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; |
рассмотрев дело N 070/07/3-47/2020, возбужденное по жалобе ООО "САМ" (далее - Заявитель) (вх. N 1828 от 20.03.2020 г.) на действия заказчика - ФГБНУ "Томский НИМЦ РАН" (ИНН 7019011979) (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства "Поставка готовых блюд для нужд структурного подразделения Томского НИМЦ - НИИФиРМ им. Е.Д. Гольдберга" (извещение N 32008983718), в присутствии представителей Заказчика М. по доверенности N 04-2020 от 26.03.2020 г., М. по доверенности N 05-2020 от 26.03.2020 г., представителя Заявителя Н. по доверенности б/н от 06.04.2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России поступила жалоба ООО "САМ" (вх. N 1828 от 20.03.2020 г.) на действия заказчика - ФГБНУ "Томский НИМЦ РАН" (ИНН 7019011979) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства "Поставка готовых блюд для нужд структурного подразделения Томского НИМЦ - НИИФиРМ им. Е.Д. Гольдберга" (извещение N 32008983718).
По мнению Заявителя, Заказчик при проведении указанной закупки допустил нарушение законодательства, Положения и закупках Заказчика, а именно установил необоснованные требования к порядку оказания услуг:
необходимость обеспечения исполнителем ежедневного вывоза и утилизации отходов, образовавшихся у заказчика по питанию пациентов;
доставка готовых блюд в индивидуальных термоконтейнерах;
тарелки для первых и вторых блюд должны быть изготовлены из фарфора;
внешние габариты термоконтейнеров должны быть не более 400х350х150 мм.;
необходимость предоставления карточек-раскладок готовых блюд согласно п. 4.6 Документации;
Указанные требования заявитель считает избыточными, необоснованными и незаконными.
В заседании Комиссии представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дополнительно пояснив, что для утилизации отходов, остающихся после питания пациентов, у заказчика должны быть установлены диспоузеры (измельчители) отходов, которые после измельчения утилизируются в систему городской канализации, доставка готовых блюд в индивидуальных термоконтейнерах предусмотрена только для строящихся и реконструируемых медицинских организаций, заказчик такой организацией не является. Требования к материалу тарелок и габаритам термоконтейнеров не обоснованы. Составление карточек-раскладок готовых блюд согласно п. 4.6 Документации относится к медицинской деятельности и подлежит лицензированию. На основании изложенного, представитель просил признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, предоставили письменный отзыв на жалобу, в заседании комиссии пояснив, что помещения заказчика измельчителями не оборудованы, их установка повлечёт дополнительные затраты, что для заказчика нецелесообразно. Требования к доставке готовых блюд в индивидуальных термоконтейнерах обусловлено отсутствием у заказчика отдельного помещения для приёма пищи, пациенты питаются в палатах, этим же обусловлено указание на габариты термоконтейнеров - посуду большего размера нельзя будет разместить на прикроватной тумбочке. Материал тарелок выбран заказчиком исходя из необходимости обеспечить безопасность и комфорт пациентов. Пункт 4.6 Документации о необходимости предоставления карточек-раскладок заказчиком исключён 20.03.2020 г.
Комиссия, заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) рассматриваются жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Следовательно, жалоба заявителя подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчик при осуществлении закупок руководствуется действующим законодательством, Положением о закупке Томского НИМЦ.
Согласно ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ одной из целей регулирования настоящего Федерального закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заявитель в обосновании первого довода приводит СанПиН 2.1.7.728, согласно которому для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, предпочтительным является сброс пищевых отходов в систему городской канализации.
Однако указанный СанПиН не обязывает медицинскую организацию осуществлять сброс отходов именно таким образом, указывая лишь на предпочтительность такого способа.
Исходя из пояснений заказчика, доставка готовых блюд в индивидуальных термоконтейнерах определённых габаритов обусловлено отсутствием места для приёма пищи, ограниченного пространства помещений и прикроватных тумбочек.
По утверждению заказчика, установление требований к материалу, из которого должны быть изготовлены тарелки для блюд, отвечает специфике его деятельности, безопасности и удобству пациентов.
Пункт 4.6. Документации заказчиком исключён до принятия жалобы к рассмотрению, в связи с чем Комиссией Томского УФАС России не рассматривается.
Исходя из изложенного, Комиссия Томского УФАС России делает вывод о том, что заказчиком в документации о закупке установлены требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам оказываемых услуг исходя из требований действующего законодательства, потребностей заказчика.
Комиссией Томского УФАС России в действиях ФГБНУ "Томский НИМЦ РАН" (ИНН 7019011979) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства "Поставка готовых блюд для нужд структурного подразделения Томского НИМЦ - НИИФиРМ им. Е.Д. Гольдберга" (извещение N 32008983718) не выявлено нарушений в части рассматриваемых Комиссией обстоятельств.
На основании изложенного, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1. ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "САМ" (вх. N 1828 от 20.03.2020 г.) на действия заказчика - ФГБНУ "Томский НИМЦ РАН" (ИНН 7019011979) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства "Поставка готовых блюд для нужд структурного подразделения Томского НИМЦ - НИИФиРМ им. Е.Д. Гольдберга" (извещение N 32008983718) не обоснованной.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии Б.
Члены Комиссии: В., У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 9 апреля 2020 г. N 070/07/3-47/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2020