Председатель Комиссии Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области рассмотрены материалы, переданные прокуратурой Омсукчанского района, в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа (далее - Управление) и ООО "Регионэнергосервис" (далее - Общество) по факту исполнения муниципальных контрактов, заключенных между Управлением и Обществом от 01.10.2019 N 0847300001019000036002 на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, 33 в п. Омсукчан (реестровый номер закупки 0847300001019000036); от 21.10.2019 N 08473000010190000370001 на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, 25 в п. Омсукчан (реестровый номер закупки 0847300001019000037) до проведения конкурентных процедур, определения победителя и заключения муниципальных контрактов в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что привело (или могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и указывает на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Как следует из указанных материалов, предметом рассматриваемых контрактов являлись фактически выполненные работы.
04 сентября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком Управлением жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, дом 33 в п. Омсукчан (реестровый номер извещения 0847300001019000036).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 635 241 руб.
Дата и время начала подачи заявок - 04.09.2019.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.09.2019.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 13.09.2019.
24 сентября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком Управлением жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, дом 25 в п. Омсукчан (реестровый номер извещения 0847300001019000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 364 721,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок - 24.09.2019.
Дата и время окончания подачи заявок - 02.10.2019.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 04.10.2019.
Согласно протоколам N 0847300001019000036-1 от 13.09.2019 года и N 0847300001019000037-1 от 07.10.2019 на основании ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст.
67, ч. 13 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" электронные аукционы признаны несостоявшимися.
На основании п. 4 ч. 1 статьи 71, ч. 3.1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракты решено заключить с ООО "Регионэнергосервис".
01.10.2019 г. между Заказчиком и победителем торгов заключен муниципальный контракт на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, д. 33 в п. Омсукчан. Срок исполнения контракта в течение 30 дней с момента заключения (п. 1.4.2 Контракта).
21.10.2019 г. между Заказчиком и победителем торгов заключен муниципальный контракт на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, д. 25 в п. Омсукчан (реестровый номер извещения 0847300001019000037). Срок исполнения контракта в течение 35 дней с момента заключения (п. 1.4.2 Контракта).
Однако, фактически указанные работы выполнены подрядчиком в августе сентябре 2019 года, что подтверждается письменными объяснениями физических лиц, имеющимися в материалах дела, и новостным видео-сюжетом, вышедшем в эфир в региональном блоке "Вести - Магадан" на телеканале "Россия" 27.08.2019 г. в 20 час. 44 мин.
Также, в материалах имеются распечатки с официальных новостных сайтов, свидетельствующие, что работы проводились ранее, чем заключены муниципальные контракты.
Из пояснений, представленных Управлением (вх. N 01/141 от 20.01.2020), следует, что в 2019 году в рамках выполнения мероприятий по социальному партнерству, приуроченных к празднованию 65-летия Омсукчанского района, были определены направления для повышения комфортного проживания населения п. Омсукчан в виде проведения работ по капитальному ремонту фасадов жилых многоквартирных домов центральной улицы поселка Омсукчан.
Работы необходимо было выполнить, в том числе по адресам:
- ул. Ленина, д.25; - ул. Ленина, д.ЗЗ.
Общая сметная стоимость работ определена в размере 29 737 078,35 рублей, включая строительные фасадные работы, художественную роспись стен и нанесение граффити, объединенных единым художественным замыслом.
Оплату работ предлагалось осуществить за счёт средств поступивших в рамках социально-экономических соглашений в сумме 19 737 078,35 рублей, а также за счет средств из бюджета Магаданской области в размере 10 000 000,00 рублей.
Спонсорами были приобретены материалы с техническими характеристиками, не позволяющими их использование при влажности выше средней, и температурном режиме до +5, соответственно, обозначенные работы должны быть проведены в летний период.
Также, как пояснило Управление, для выполнения работ за счёт средств спонсоров были заключены договоры подряда, в том числе договор между ООО "Регионэнергосервис" и Управлением от 20 мая 2019 года на ремонт дома N 33 по ул. Ленина (строительные работы). В указанных договорах было закреплено условие об оплате работ за счёт третьих лиц (спонсоров).
Кроме того, Управление указало, что для выполнения работ по художественной росписи стен дома N 33 по ул. Ленина и комплекса работ по дому N 25 по ул. Ленина за счёт муниципальных средств, ООО "Регионэнергосервис" планировало принять участие в торгах, на основании которых в последующем были заключены муниципальные контракты. Лимиты бюджетных обязательств из бюджета Магаданской области поступили в бюджет Омсукчанского городского округа 27.08.2019 г. Управлением в кратчайшие сроки были размещены извещения о проведении закупок.
Письмом от 20.05.2019 г. N 21, направленном в адрес Управления, ООО "Регионэнергосервис" выразило намерение провести работы до заключения муниципальных контрактов и полностью осознавало свой коммерческий риск. Таким образом, по мнению Управления, нарушений антимонопольного законодательства при заключении рассматриваемых муниципальных контрактов Заказчиком не допущено.
Из пояснений, представленных ООО "Региоэнергосервис" от
20.01.2020 (вх. N 01/155), следует, что в марте 2019 года администрация Омсукчанского городского округа обратилась с запросом о выполнении ремонтных работ в рамках празднования 65-летия Омсукчанского района. Работы включали в себя благоустройство фасадов жилых домов в пос. Омсукчан в том числе домов лг2N 25 и 33 по ул. Ленина в п. Омсукчан (строительные фасадные работы, художественная роспись стен и нанесение граффити).
С целью выполнения полного объема работ в летний период 2019 года, была установлена поочередность их выполнения, которая была определена следующим образом.
Работы было необходимо начать с дома N 21 по улице Ленина, так как все работы по данному дому (строительные фасадные работы, художественная роспись стен, нанесение граффити) полностью финансировались за счёт коммерческих компаний (спонсоров), что не требовало проведения муниципальных закупок.
Далее, за счёт средств спонсоров планировалось выполнить строительные и фасадные работы дома N 33 по улице Ленина, затем по результатам торгов за счёт бюджетных средств выполнить работы по художественной росписи стен дома N 33 по улице Ленина и работы по дому N 25 по улице Ленина.
Из пояснений ООО "Регионэнергосервис" следует, что для выполнения работ за счет средств спонсоров Обществом был заключен ряд договоров подряда, в том числе договор подряда с Управлением жилищнокоммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского от 20.05. 2019 года на выполнение строительных работ дома N 33 по улице Ленина п. Омсукчан.
Как сообщило Общество, в указанных договорах было закреплено условие об оплате работ за счёт третьих лиц (спонсоров).
Для выполнения работ по художественной росписи стен дома N 33по улице Ленина и комплекса работ по дому N 25 по улице Ленина за счёт бюджетных средств, ООО "Регионэнергосервис" планировало принять участие в торгах, по результатам которых в последующем были заключены муниципальные контракты.
После выполнения работ по договорам подряда, оплата которых осуществлялась за счет средств спонсоров, необходимо было выполнить работы, оплата которых должна была быть осуществлена за счет средств муниципального бюджета, для чего администрация Омсукчанского городского округа должна была провести соответствующие торги.
Как следует из пояснений ООО "Регионэнергосервис", учитывая, что проведение муниципальных закупок будет осуществлено не ранее сентября 2019 года (по причине отсутствия средств в муниципальном бюджете), ООО "Регионэнергосервис" на свой коммерческий риск и за свои собственные денежные средства начало выполнение работ, оплата которых должна была быть осуществлена за счет средств муниципального бюджета, планируя в дальнейшем принять участие в муниципальных торгах.
Работы должны были быть выполнены исключительно в летнее время года, так как их выполнение при отрицательных температурах наружного воздуха по технологическим параметрам не представляется возможным. Работы по нанесению строительных средств (шпатлевание, грунтование), а также выполнение работ по художественной росписи стен (нанесение краски) возможно производить только при положительных температурах наружного воздуха.
Как следует из пояснений Общества, учитывая, что вопрос о проведении торгов не будет решен до поступления денег в муниципальный бюджет и закупка будет проведена в сентябре - октябре 2020 года было принято решение выполнить работы и завершить весь их объем до наступления отрицательных температур наружного воздуха. Все необходимые материалы (краска, шпатлёвка, грунтовка) были ранее закуплены за счет средств спонсоров и их приобретение не входило в объем затрат по муниципальным контрактам.
Также из представленных пояснений следует, что директор Общества, принимая решение о начале выполнения работ за счет собственных средств до проведения торгов осознавал, что ООО "Регионэнергосервис" может не стать победителем аукционов. Однако, учитывая, что остановка работ может привести к их невыполнению в 2019 году, или работы вообще не будут выполнены полностью, было принято решение об их выполнении на свой коммерческий риск.
Из представленных ООО "Регионэнергосервис" документов и пояснений следует, что Обществом в адрес Управления жилищнокоммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского 20 мая 2019 года было направлено письмо (исх. N 21) согласно которому, в связи недостаточностью денежных средств, выделенных в рамках социального партнерства, Общество "Регионэнергосервис" принимает решение о выполнении работ по покраске фасадов домов лг2N 25 и 33 по ул. Ленина в п. Омсукчан до получения муниципальным образованием денежных средств на данные цели из области и проведения соответствующих конкурсных процедур.
В соответствии с п. 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (п.2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, работы по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресам: ул. Ленина, д. 33 и ул. Ленина, д. 25 в п. Омсукчан, фактически выполнялись ООО "Регионэнергосервис" без проведения конкурентных процедур, установленных законодательством в нарушение принципа обеспечения конкуренции, установленного статьей 8 Закона о контрактной системе.
Выполнение работ и оказание услуг до подведения итогов соответствующих процедур свидетельствует о волеизъявлении обоих участников достигнутых соглашений, о совершении действий, направленных на исполнение договорных мероприятий, которые в последующем оформляются муниципальным контрактом, что содержит в себе признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Из вышеизложенного следует, что действия Управления жилищнокоммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского и ООО "Регионэнергосервис", выразившиеся в фактическом исполнении муниципальных контрактов от 01.10.2019 N 0847300001019000036002 на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, 33 в п. Омсукчан (реестровый номер закупки 0847300001019000036), от 21.10.2019 N 08473000010190000370001 на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, 25 в п. Омсукчан (реестровый номер закупки 0847300001019000037) до проведения конкурентных процедур, определения победителя и заключения муниципальных контрактов, что привело (или могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, издан Приказ Магаданского УФАС России N 01-12/15 от 28.01.2020 (в редакции от 11.02.2020 N 01-12/18/1) о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управлением жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа (ИНН: 4902001987, ОГРН: 1144911000101, 686410, Магаданская область, Омсукчанский район, пгт. Омсукчан, ул. Ленина, д. 13) и обществом с ограниченной ответственностью "Регионэнергосервис" (ИНН: 4909114186; ОГРН: 1124910005417, 685000, Магаданская область, город Магадан, ул. Скуридина, 1/23) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в фактическом исполнении муниципальных контрактов от 01.10.2019 N 0847300001019000036002 на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, 33 в п. Омсукчан (реестровый номер закупки 0847300001019000036); от 21.10.2019 N 08473000010190000370001 на выполнение работ по восстановлению (модернизации) муниципального имущества по адресу: ул. Ленина, 25 в п. Омсукчан (реестровый номер закупки 0847300001019000037) до проведения конкурентных процедур, определения победителя и заключения муниципальных контрактов в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что привело (или могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке".
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛА:
Назначить дело N 049/01/17-27/2020 к рассмотрению на "09" апреля 2020 г. на 14 часов 30 мин. по адресу: г. Магадан, пр-кт Ленина, 28 Б, каб. 101.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 049/01/17-272020 в качестве заявителя Прокуратуру Омсукчанского района (ИНН 4909000950, ул. Транспортная, д.2, шт. Омсукчан, Омсукчанский район, Магаданская область).
З. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 049/01/17-27/2020 в качестве ответчиков:
-Управление жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства администрации Омсукчанского городского округа (ИНН: 4902001987, ОГРН: 1144911000101, 686410, Магаданская область, Омсукчанский район, пгт. Омсукчан, ул. Ленина, д. 13);
- общество с ограниченной ответственностью "Регионэнергосервис" (ИНН: 4909114186; ОГРН: 1124910005417, 685000, Магаданская область, город Магадан, ул. Скуридина, 1/23).
Явка ответчиков по делу либо их представителей с надлежащим образом оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 11 февраля 2020 г. N 049/01/17-27/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.02.2020