Резолютивная часть решения оглашена "13" апреля 2020 года В полном объеме решение изготовлено "27" апреля 2020 года
ООО МИП "Интеллект+" Советская ул., д. 22, кв. 17, г. Сыктывкар, 167000
ФГБОУ ВО "Сыктывкарский государственный Университет им. Питирима Сорокина" Октябрьский пр-кт, д. 55, 167001
(по адресу)
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>,
рассмотрев дело N 011/01/11-791/2019 по признакам нарушения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (ИНН 1101483236, ОГРН 1021100507230), адрес места нахождения: 167001, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 55, и обществом с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Интеллект+" (ИНН 1101056876, ОГРН 1161101051165), адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 22, квартира 17, части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в отсутствие представителей ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", ООО МИП "Интеллект +" и <...>, надлежащим образом уведомленных о дате и месте рассмотрения дела определением от 01.04.2020 N 02-01/2976, что подтверждается уведомлениями о получении почтовых отправлений N 8008044779380, 80080447793792, а также сведениями с официального сайта ФГУП "Почта России" в сети Интернет о получении почтового отправления N <_>,
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России N 279 от 16.12.2019 по признакам нарушения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (далее - ФГБОУ ВО "СГУ имени Питирима Сорокина", Университет) и обществом с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Интеллект+" (далее - ООО МИП "Интеллект+") части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела послужило заявление <...> от 13.09.2019 (вх. N К-35 от 16.09.2019).
ООО МИП "Интеллект+" письмом от 08.04.2020 N 29 (вх. N 1989-э от 09.04.2020) заявлено ходатайство о переносе рассмотрения дела N 011/01/11-791/2019, назначенного на 13.04.2020, в связи с указами Главы Республики Коми от 15.03.2020 N 16 "О введении режима повышенной готовности", от 03.04.2020 N 24 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Коми от 15 марта 2020 г. N 16 "О введении режима повышенной готовности" на более поздний срок, до завершения данного периода.
ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" письмом от 13.04.2020 N 11/11515 (вх. N 2042-э от 13.04.2020) заявлено ходатайство о переносе рассмотрения дела N 011/01/11-791/2019, назначенного на 13.04.2020, на более поздний срок в связи с невозможностью реализации права на участие в рассмотрении дела, ознакомления с материалами дела, представления доказательств, дачи объяснений по причине введения режима самоизоляции, установления нерабочих дней.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 N 16 "О введении режима повышенной готовности" в целях повышения готовности органов управления, сил и средств Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к реагированию на возникновение возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Коми, введены меры по соблюдению режима повышенной готовности.
Указом Главы РК от 03.04.2020 N 24 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Коми от 15 марта 2020 г. N 16 "О введении режима повышенной готовности" в целях защиты населения и территории Республики Коми от распространения новой коронавирусной инфекции с 00.00 часов 31 марта 2020 г. до 24.00 часов 30 апреля 2020 г. гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Республики Коми, установлены ограничения, в том числе не покидать места проживания (пребывания).
Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
С учетом положений статьи 41.1 Закона о защите конкуренции Комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении ходатайств ООО МИП "Интеллект+" и ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" об отложении рассмотрения дела.
Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы настоящего антимонопольного дела, исследовав имеющиеся доказательства, установила следующее.
В соответствии с п. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Между Университетом (далее - Арендодатель) и ООО МИП "Интеллект+" (далее - Арендатор) заключен договор N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" (далее - договор аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017) без проведения торгов.
В рамках рассмотрения антимонопольного дела N 011/01/11-791/2019 Коми УФАС России проведено исследование товарного рынка предоставления в аренду (пользование) федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23Б, здание общежития N 7 (далее - рассматриваемый товарный рынок).
Согласно п. 3.3 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России N 345 от 25.05.2012, анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции.
Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проведен в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента заключения между Университетом и ООО МИП "Интеллект+" договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23Б, здание общежития N 7, и после заключения такого договора аренды.
С учетом вышеизложенного, временным интервалом исследования, является 2017 год.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.
Согласно разделу 3 Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
По пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 1 договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 Университет (Арендодатель) предоставляет, а ООО Арендатор принимает во временное владение и пользование принадлежащие Арендодателю на праве оперативного управления нежилые помещения в здании общежития N 7, адрес (местонахождение): Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б (далее - имущество).
Имущество передается в аренду для подготовки инновационно-стажировочной площадки и проведения на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (дошкольная и школьная).
Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены как недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23Б, здание общежития N 7, предоставляемое в аренду для подготовки инновационно-стажировочной площадки и проведения на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (дошкольная и школьная).
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Поскольку арендуемое недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина", расположено по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23Б, и деятельность по проведению практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики будет проводиться в указанных помещениях, географическими границами рассматриваемого товарного рынка является территория указанных нежилых помещений.
Учитывая, что недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" и расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23Б, является федеральной собственностью и принадлежит Университету на праве оперативного управления, продавцом на рассматриваемом товарном рынке является Университет.
Учитывая специфику деятельности, для осуществления которой в рассматриваемом случае предоставляется недвижимое имущество в аренду, потребителями на рассматриваемом товарном рынке являются хозяйствующие субъекты, намеревающиеся осуществлять в арендуемых помещениях проведение практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики.
В ходе изучения состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке Коми УФАС России проводило опрос потенциальных потребителей, из пояснений которых установлено, что необходимость в аренде указанного имущества в целях осуществления деятельности: научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, у потенциальных потребителей отсутствовала.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции определены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Указанной статьей определены случаи предоставления недвижимого имущества в аренду без проведения торгов, соблюдение которых не может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.
Комиссией по рассмотрению дела установлено, что согласно подпунктам 1.1 - 1.3 пункта 1 договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 на основании распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.04.2017 N Р-185, письма территориального управления Росимущества в Республике Коми исх. от 27.07.2016 N 01-15/2399-05 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование принадлежащие Арендодателю на праве оперативного управления нежилые помещения в здании общежития N 7, адрес (местонахождение): Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б (далее - имущество). Номера помещений на поэтажном плане здания: 1 этаж (блок N 4) - NN 2-11 общей площадью 186,9 кв. м., согласно техническому паспорту здания.
Имущество передается в аренду для подготовки инновационно-стажировочной площадки и проведения на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (дошкольная и школьная).
Состояние передаваемого в аренду имущества отражается в акте приема-передачи (Приложение N2), который является неотъемлемой частью договора.
Настоящий договор не влечет передачу права собственности на арендуемое имущество. Имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора, приватизации не подлежит.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 настоящий договор заключен на 5 (пять) лет - по 12 апреля 2022 года включительно, и вступает в силу с момента его подписания сторонами.
Согласно подпункту 4.2.4 пункта 4 договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 передача арендуемого имущества в субаренду (поднаем) или безвозмездное пользование (ссуду), осуществление других действий, влекущих какие-либо обременения предоставленных Арендатору имущественных прав, а также передача своих прав и обязанностей по настоящему договору другому лицу (перенаем) запрещается.
В пункте 6.1 договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 установлен размер арендной платы, который на основании отчета N 14-О/16 от 19.10.2016 составляет <...> в месяц без учета НДС по ставке 18 %. Сумма НДС по договору составляет <...> в месяц. Арендная плата с учетом НДС по ставке 18 % подлежит ежемесячному перечислению Арендатором в полном объеме на счет Арендодателя в сроки и порядке, установленные настоящим договором.
В соответствии с актом приема-передачи имущества от 22.05.2017 Арендодатель передал, а Арендатор принял принадлежащее на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" нежилые помещения в здании общежития N 7, адрес (местонахождение): Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б (далее - имущество). Номера помещений на поэтажном плане здания: 1 этаж (блок N 4) - NN 2-11 общей площадью 186,9 кв. м., согласно техническому паспорту здания.
Университетом (далее - Арендодатель) с ООО МИП "Интеллект+" (далее - Арендатор) заключено дополнительное соглашение N 1 от 29.11.2018 к договору N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" (далее - дополнительное соглашение N 1 от 29.11.2018).
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения N 1 от 29.11.2018 в пункт 6.1 договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 внесены изменения в части размера арендной платы, который составляет <...> в месяц без учета НДС по ставке 20 %. Сумма НДС по договору составляет <...>. Арендная плата с учетом НДС по ставке 20 % подлежит ежемесячному перечислению Арендатором в полном объеме на счет Арендодателя в сроки и порядке, установленные настоящим договором.
По пункту 2 Дополнительного соглашения N 1 от 29.11.2018 пункт 1 настоящего Дополнительного соглашения N 1 распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2019.
Здание общежития N 3, назначение: жилой дом, 9-этажный, общая площадь 7 034,9 кв.м, адрес (местонахождение): Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б с кадастровым (условным) номером 11:05:0106042:97 передано ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" на праве оперативного управления, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним 27.02.2004 сделана запись регистрации 11-11-01/046/2014-479 и выдано 28.04.2015 свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на бланке N 0007685.
Из письменной информации, представленной письмами ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" от 31.10.2019 N 11/4436 (вх. N 5521 от 05.11.2019), от 12.12.2019 N 14/6455 (вх. N 6219 от 12.12.2019), от 19.02.2020 N 11/9803 (вх. N 880э от 20.02.2020), от 20.03.2020 N 11/11071 (вх. N 1477э от 23.03.2020), следует, что заключение договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 с ООО "МИП "Интеллект+" осуществлено без проведения торгов на основании пункта 6 части 1 и части 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, устанавливающих исключения из общего правила обязательного проведения торгов при заключении договоров аренды.
В своих пояснениях, представленных в материалы настоящего дела, ООО МИП "Интеллект+" указало, что арендуемые площади используются в целях реализации профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики, в том числе с использованием программного продукта (программа для ЭВМ) "Компьютерная психодиагностическая программа "Кубики и цвет".
В заявлении <...>, которое послужило основанием для возбуждения настоящего антимонопольного дела, указано, что в действиях Университета и ООО МИП "Интеллект+" по заключению договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 без проведения торгов усматриваются признаки нарушения действующего законодательства. В ходе участия в рассмотрения дела 28.01.2020 <...> поддержала доводы, изложенные в заявлении, а также пояснила, что ООО МИП "Интеллект+" не является образовательной организацией, и Университетом нарушен порядок предоставления аренды имущества, установленный Постановлением Правительства РФ N 677 от 12.08.2011.
Изучив материалы настоящего антимонопольного дела, проанализировав доводы Университета, ООО МИП "Интеллект+" и <...>, Коми УФАС России применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела пришло к следующим выводам.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которыми являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
По части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
В части 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:
1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части;
2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.
Таким образом, в статье 17.1 Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Как следует из письма ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33650/14 "О даче разъяснений", в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
Таким образом, если условиями договора возмездного оказания услуг предусматривается переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, то такой договор заключается в соответствии с положениями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, каждый исключительный случай заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, установленный статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, является самостоятельным и не зависящим от соблюдения необходимых условий остальных случаев, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции.
Между ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" и ООО Консультационно-развивающий центр "Интеллект" заключен договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью (далее - договор от 05.11.2015), согласно которому принято решение об учреждении ООО МИП "Интеллект+". Согласно подпункту 1 пункта 5 договора от 05.11.2015 Университет в оплату своей доли вносит исключительные права на использование программного продукта (программа для ЭВМ) "Компьютерная психодиагностическая программа "Кубики и цвет".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.12.2019 N ЮЭ9965-19-121910036 ООО МИП "Интеллект+" создано 08.02.2016, учредителями являются ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" и ООО Консультационно-развивающий центр "Интеллект".
Основным видом деятельности являются научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук (72.20), в числе дополнительных видов деятельности указаны, в том числе образование дошкольное (85.11), образование начальное общее (85.12), образование дополнительное детей и взрослых (85.41), образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (85.41.9), деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки (85.42.9).
Согласно пунктам 2.1, 3.1., 3.3, 3.4 Устава ООО МИП "Интеллект+", утвержденного решением общего собрания учредителей ООО МИП "Интеллект+" (протокол N 1 от 05.11.2015), далее - Устав, общество создано с целью получения прибыли от уставной деятельности. Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности оказание услуг и извлечение прибыли. Осуществлению деятельности, отнесенной законодательством к лицензируемой, предшествует получение обществом соответствующей лицензии (лицензий) в установленном законом порядке.
Между ООО МИП "Интеллект+" (Лицензиат) и ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" (Лицензиар) заключен лицензионный договор от 08.02.2016 о предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности путем его внесения в качестве вклада в уставной капитал (далее - лицензионный договор от 08.02.2016). Лицензиар предоставляет Лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности: программа для ЭВМ "Компьютерная психодиагностическая программа "Кубики и цвет" в порядке, предусмотренном договором, а Лицензиат обязуется уплатить Лицензиару обусловленное договором вознаграждение. Лицензия выдается на срок до 09.02.2021 (на 5 лет). Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.
В соответствии с п. 4.2.4 договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 передача арендуемого имущества в субаренду (поднаем) или безвозмездное пользование (ссуду), осуществление других действий, влекущих какие-либо обременения предоставленных арендатору имущественных прав, а также передача своих прав и обязанностей по настоящему договору другому лицу (перенаем) запрещается.
Из части 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции следует обязательное соблюдение порядка и условий, которые установлены Правительством Российской Федерации, при заключении договоров аренды в отношении государственного имущества государственных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, без проведения конкурсов или аукционов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 N 677 утверждены Правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений (далее - Правила).
Правила определяют порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений (далее соответственно - имущество, учреждения), заключаемых учреждениями с созданными ими хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы (далее соответственно - договоры, хозяйственные общества, результаты интеллектуальной деятельности).
Из имеющихся материалов дела Комиссией установлено, что ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" не соблюдены предусмотренные Правилами порядок и условия заключения договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 без проведения конкурса или аукциона.
Так, отсутствуют предусмотренные пунктами 11, 13 Правил письма учредителя - Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), органа по управлению имуществом - ТУ Росимущества в Республике Коми о согласовании заключения ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 с ООО МИП "Интеллект+" на основании части 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения конкурса или аукциона в порядке и на условиях, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 N 667. Наоборот, участниками по делу представлены копии распоряжения Минобрнауки России от 12.04.2017 N Р-185, письма ТУ Росимущества в Республике Коми исх. от 27.07.2016 N 01-15/2399-05 о даче согласия на совершение сделки по передаче в аренду объекта недвижимого имущества по результатам торгов.
Также письмом Территориального управления Росимущества в Республике Коми от 27.07.2016 N 01-15/2399-05 согласовано совершение Университетом в установленном законом порядке сделки по передаче в аренду, в том числе следующего федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, общежитие N 3, этаж 1, нежилые помещения NN 2-11, общей площадью 186,9 кв. метров, срок аренды - 5 лет с даты заключения договора, цель аренды - подготовка инновационно-стажировочной площадки и проведение на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (дошкольная и школьная). Однако в письме Территориального управления Росимущества в Республике Коми от 27.07.2016 N 01-15/2399-05 указано о необходимости проведения соответствующих мероприятий по организации и проведению торгов перед передачей Университетом федерального имущества в аренду, в том числе уведомлении Территориального управления Росимущества в Республике Коми о размещении информации о проведении открытого аукциона на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru.
Согласно распоряжению Минобрнауки России от 12.04.2017 N Р-185 "О согласовании совершения федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" сделки по передаче в аренду федерального недвижимого имущества" (далее - распоряжение Минобрнауки России от 12.04.2017 N Р-185) на основании письма ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" от 17.02.2016 N 12-05/1594, письма ТУ Росимущества в РК от 27.07.2016 N 01-15/2399-05 Университету дано согласие на совершение сделок по передаче в аренду, в том числе следующего объекта недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, общежитие N 3, этаж 1, нежилые помещения NN 2-11, общей площадью 186,9 кв. метров, срок аренды - 5 лет с даты заключения договора, цель аренды - подготовка инновационно-стажировочной площадки и проведение на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (дошкольная и школьная).
В подпункте 2.1 пункта 2 распоряжения Минобрнауки России от 12.04.2017 N Р-185 указано, что ректору Университета необходимо обеспечить заключение договора аренды по результатам торгов, проведенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Также Университетом не соблюден установленный пунктами 2 - 13 Правил порядок направления документов на согласование в адрес учредителя - Минобрнауки России и в адрес органа по управлению имуществом - Территориального управления Росимущества в Республике Коми в части приложения к своему обращению заявки ООО МИП "Интеллект+" с приложенными к ней документами.
На заседании Ученого Совета ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" 23.12.2015, согласно Выписке из протокола N 5 (462) заседания Ученого Совета СГУ им. Питирима Сорокина от 23.12.2015, Ученым Советом принято решение ходатайствовать перед Минобрнауки России о возможности передачи в аренду сторонним организациям объекта федерального имущества, закрепленного за Университетом на праве оперативного управления: нежилое помещение в здании общежития N 3, адрес (местонахождение): Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, номера на поэтажном плане (согласно техпаспорту здания): 1 этаж - NN 2-11 общей площадью 186,9 кв. м.
Письмом ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" от 17.02.2016 N 12-05/1594 в адрес Минобрнауки России в целях обеспечения реализации пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" направлен пакет документов в отношении указанного имущества для согласования передачи его в аренду на срок 60 месяцев с даты заключения договора в целях подготовки инновационно-стажировочной площадки и проведения на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (дошкольная и школьная). Согласно Перечню документов, приложенных к письму ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" исх. от 17.02.2016 N 12-05/1594, в составе пакета документов, направленных письмом ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" исх. от 17.02.2016 N 12-05/1594, отсутствовали документы, предусмотренные подпунктами а), в), д) пункта 6 Правил.
Территориальное управление Росимущества в Республике Коми согласовало совершение Университетом в установленном законом порядке сделки по передаче в аренду, в том числе следующего федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б, общежитие N 3, этаж 1, нежилые помещения NN 2-11, общей площадью 186,9 кв. метров, письмом исх. от 27.07.2016 N 01-15/2399-05.
Согласно письму ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" исх. от 16.01.2020 N 11/7720 (вх. N 257 от 20.01.2020) на момент издания Минобрнауки России распоряжения от 12.04.2017 N Р-185 в адрес Университета поступило единственное заявление ООО МИП "Интеллект+" от 22.02.2017 (вх. N 1237) о заключении договора аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Университетом, находящегося по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 23б в здании общежития N 7, общей площадью 186,9 кв. м. сроком на 5 лет для создания инновационно-стажировочной площадки и проведения на ней профильных практических занятий, научных и методических работ по апробации, разработке и внедрению новейших педагогических и психологических технологий, исследовательской работы в области педагогики (дошкольная и школьная), а также в связи с требованием действующего законодательства о лицензировании образовательной деятельности наличия у образовательной организации на вещном праве необходимых для ведения образовательной деятельности помещений.
Следовательно, инициирование ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" направления в адрес Минобрнауки России документов на согласование (решение принято 23.12.2015 на заседании Ученого Совета ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина") и направление письмом от 17.02.2016 N 12-05/1594 в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации пакета документов осуществлено Университетом до поступления заявления ООО МИП "Интеллект+" вх. от 22.02.2017 N 1237, поступившего менее чем за два месяца до издания Минобрнауки России распоряжения от 12.04.2017 N Р-185. Согласие на осуществление сделки по передаче в аренду соответствующего федерального недвижимого имущества дано письмом Территориального управления Росимущества в Республике Коми исх. от 27.07.2016 N 01-15/2399-05, то есть до поступления заявления ООО МИП "Интеллект+" вх. от 22.02.2017 N 1237.
Кроме того, в договоре аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 отсутствуют следующие условия:
- предусмотренный пунктом 15 Правил запрет на использование имущества в целях, не связанных с практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, являющийся существенным условием договора;
- об обязанности предоставлять учреждению ежегодно, не позднее 15 дней со дня окончания годового периода, исчисляемого со дня заключения договора информации, предусмотренной пунктом 16 Правил, и положения об ответственности ООО МИП "Интеллект+" за предоставление учреждению неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренного пунктом 17 Правил.
Также при заключении договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017, дополнительного соглашения N 1 от 29.11.2018 не соблюден пункт 18 Правил в части условия размера арендной платы в процентах в зависимости от продолжительности договора аренды.
С учетом вышеизложенного, касательно вопроса о наличии со стороны Университета и ООО МИП "Интеллект+" заключения антиконкурентного соглашения Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции у Университета имелись основания для передачи ООО МИП "Интеллект+" принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества без проведения торгов при условии соблюдения ряда требований.
При этом само по себе нарушение отдельных положений Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 N 677, не свидетельствует о заключении между Университетом и ООО МИП "Интеллект+" запрещенного ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции соглашения.
Изучив материалы настоящего дела, учитывая положения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, разъяснения ФАС России в письме от 21.08.2014 N АЦ/33650/14, Комиссия также приходит к выводу, что в рассматриваемом случае для заключения договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 между Университетом и ООО МИП "Интеллект+" без проведения торгов наличие (отсутствие) статуса образовательной организации у ООО МИП "Интеллект+" не имело значение, поскольку в рассматриваемом случае договор аренды мог быть заключен на основании части 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при условии соблюдения ряда требований.
Из имеющихся материалов настоящего антимонопольного дела не следует, что действия Университета и ООО МИП "Интеллект+" были направлены на заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию.
В ходе изучения состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке Коми УФАС России проводило опрос потенциальных потребителей, из пояснений которых установлено, что необходимость в аренде указанного имущества в целях осуществления деятельности: научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук, у потенциальных потребителей отсутствовала.
Комиссия также отмечает, что решением Коми УФАС России от 22.04.2020 по делу N 011/01/17.1-794/2019 в действиях ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" в части заключения с ООО МИП "Интеллект+" договора аренды N 1-АР/Р-185 от 12.04.2017 принадлежащего Университету на праве оперативного управления недвижимого имущества без проведения конкурса или аукциона установлено нарушение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание обстоятельства рассматриваемого дела, доказательств, которые бы однозначно свидетельствовали о заключении между Университетом и ООО МИП "Интеллект+" ограничивающего конкуренцию соглашения, Комиссией не выявлено, и сторонами по делу таковых не представлено.
Учитывая все вышеперечисленные доводы и аргументы, изучив материалы антимонопольного дела N 011/01/11-791/2019, Комиссия приходит к выводу, что оснований полагать, что между Университетом и ООО МИП "Интеллект+" имеет место заключение соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции, запрещённого ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 011/01/11-791/2019 в связи с отсутствием нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ФГБОУ ВО "СГУ имени Питирима Сорокина" и ООО МИП "Интеллект+".
Председатель Комиссии _______________ <_>
Члены Комиссии ________ ______ <_>
_______________ <_>
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 апреля 2020 г. N 011/01/11-791/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.04.2020