В связи с наличием в действиях (бездействии) ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" - Ульяновская область, г. Ульяновск, бульвар Фестивальный, д.12, этаж 3, помещение 47, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в заявление (заявку потребителя на заключение договора) и в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами условий, ограничивающих права потребителей (собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов) и противоречащих законодательству, а именно:
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области в 2018 году проведен конкурсный отбор на право заключения соглашения об организации деятельности с обращениями с ТКО, по результатам которого ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области в зоне деятельности регионального оператора N3 и заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N1156).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил N 1156.
Из анализа проекта договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов), размещенного ООО "УК Экостандарт" на официальном сайте, установлено следующее.
Условия проекта договора для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещенного на официальном сайте ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" в разделе "Нормативные документы" не соответствуют условиям формы типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641":
1) Согласно п. 4.3.11 договора ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" обязывает потребителя предъявлять к вывозу образуемые ТКО в полном объеме, запрещая изымать самостоятельно, организовывать изъятие, а равно допускать изъятие третьими лицами компонентов ТКО, тогда как право собственности на ТКО переходит от потребителя к ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" после погрузки ТКО в мусоровоз.
Тем самым ограничивается право потребителя в пользовании ТКО, находящихся в его собственности, до перехода права собственности ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ".
2) В соответствии с п.4.3.13 договора ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" обязывает не допускать перемещение контейнера (ов) и или бункера (ов) с площадки.
Согласно п. 4.3.14 договора региональный оператор обязывает потребителя обеспечить складирование ТКО в технически исправный контейнер, бункер.
Согласно п. 7.6 договора риск случайной гибели или случайной порчи контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах многоквартирного дома переходит к собственникам многоквартирного дома (подъезда этого дома, где установлен контейнер) в момент установки.
Ущерб возмещают все собственники жилых помещений многоквартирного дома, того подъезда в котором произошла порча или гибель имущества Регионального оператора (контейнер) в солидарном порядке.
Риски случайной гибели или случайной порчи контейнеров, расположенных на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, ложатся на всех собственников жилых домов (домовладений) той улицы, где произошла порча, гибель имущества Регионального оператора в солидарном порядке.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Согласно п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования.
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Учитывая вышеизложенное, у собственников жилых домов в зоне застройки ИЖС не являющихся собственниками контейнера для сбора ТКО и земельного участка на котором расположена обустроенная контейнерная площадка отсутствует обязанность по принятию разумных и необходимых мер по обеспечению сохранности контейнера, и нести риски утраты названного имущества.
Таким образом, потребителю навязываются в обязанности содержание контейнерной площадки и обеспечение технической исправности контейнера, бункера, и возмещение стоимости контейнера в случае порчи, тогда как потребитель коммунальной услуги не всегда является собственником контейнера, бункера и контейнерной площадки.
3) В соответствии с п. 8(6) раздела I (1) Правил N1156 в заявке потребителя указываются реквизиты потребителя:
для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя.
Из текста проекта заявления о заключении договора для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещенного на официальном сайте ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" в разделе "Нормативные документы" следует, что к заявлению прикладывается копия паспорта, копия СНИЛС, ИНН.
В соответствии с п.8 (7) Правил N1156 копия паспорта представляется представителем потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, ООО "УК Экостандарт" требует у потребителя - физического лица представить копии документов (копия паспорта, СНИЛС, ИНН), предоставление которых законодательством не предусмотрено.
ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора N3: в Заволжском районе г. Ульяновске, в Старомайнском районе Ульяновской области, в Чердаклинском районе Ульяновской области на основании заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ульяновской области от 14.05.2018.
ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" приступило к оказанию услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019 на основании утвержденных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (Приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области N06-209 от 20.11.2018).
ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО на территории Заволжского района г. Ульяновска, Старомайнского района Ульяновской области, Чердаклинского района Ульяновской области в соответствии с нормами действующего законодательства.
Следовательно, ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 данного Закона.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, действия ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ" выразившиеся в ограничении прав потребителей в части запрета на распоряжение компонентами ТКО до перехода права собственности на ТКО региональному оператору, в навязывании обязанности по содержанию контейнерной площадки, по содержанию в технически исправном состоянии контейнера, бункера и возмещению стоимости контейнера, бункера в случае случайной гибели, и требовании предоставления не предусмотренных законодательством документов противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 Закона "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение),
признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Ульяновское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем:
1) приведения условия договора для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствие с типовым договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N1156 от 12.11.2016, и действующим законодательством;
2) приведение заявки на заключение договора для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствие с Правилами N1156.
Срок исполнения настоящего предупреждения 10 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Ульяновское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Заместитель руководителя управления- И.И.С "_"
начальник отдела
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 7 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2020