Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), заместитель руководителя управления <...>, на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27.02.2020 г. N 46 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "НК-Нефть" (Кемеровская область, г.Новокузнецк, Орджоникидзе ул., 13, оф. 115, Центральный район, ОГРН 1174205018624) пунктов 1, 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в использовании в оформлении автозаправочных станций на территории Алтайского края обозначений, схожих до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими ПАО "НК "Роснефть" по свидетельствам N 600069, N 340214, а также в копировании внешнего вида автозаправочных станций, что создает угрозу смешения с деятельностью заявителя,
УСТАНОВИЛ:
29 января 2020 года в Алтайское краевое УФАС России с заявлением о наличии в действиях ООО "НК-Нефть" признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынке розничной торговли моторным топливом на территории Алтайского края обратилось ПАО "НК "Роснефть" в лице ПАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" (вх. N 20903 от 29.01.2020 г.).
Заявитель указывает, что ООО "НК-Нефть" в оформлении автозаправочных станций, в частности по адресу: Алтайский край, с.Кытманово, Советская ул., 114, использованы обозначения, схожие до степени смешения с товарными знаками N 600069 и N 340214 , принадлежащими ПАО "НК "Роснефть", а цветовая гамма и общий вид стелы АЗС Общества являются схожими до степени смешения с общим видом и цветовой гаммой АЗС ПАО НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт". Просит признать действия ООО "НК-Нефть", способные вызвать смешение с товарными знаками ПАО "Роснефть" при оформлении автозаправочных станций на территории Алтайского края без заключения соответствующих договорных отношений с правообладателем, актом недобросовестной конкуренции в соответствии со статьей 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения материалов заявления антимонопольным органом установлено, что ПАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ООО "НК-Нефть" являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими деятельность на рынке розничной торговли моторным топливом через АЗС/АЗК на территории Алтайского края. Следовательно, добросовестная конкуренция, как фактор ведения данными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно пункту 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).
Федеральный закон "О защите конкуренции" является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольный орган осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции, процедура пресечения недобросовестной конкуренции определяется отдельными положениями настоящего Федерального закона, а также Регламентом N 339.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно пункту 1 статьи 10bis "Недобросовестная конкуренция" Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в г. Париже 20 марта 1883 года, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В том числе согласно указанной международной правовой норме подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
Запрет недобросовестной конкуренции установлен главой 2.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно статье 14.6 настоящего Федерального закона, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:
1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;
2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.
Заявитель указывает, что ПАО "НК "Роснефть" является обладателем исключительных прав на товарные знаки, содержащие изобразительные элементы, символы, обозначения, которые зарегистрированы в Государственном реестре товарных знаков, что подтверждается свидетельством на товарный знак N 600069 с датой регистрации 23.12.2016 г. (приоритет от 09.10.2015 г.), свидетельством на товарный знак N 340214 с датой регистрации 26.12.2007 г. (приоритет от 07.07.2006 г.).
Между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт" заключен лицензионный договор от 22.04.2011 N 0002211/1257Д о предоставлении исключительного права использования указанных товарных знаков.
У ООО "НК-Нефть" отсутствует право на использование указанных товарных знаков, поскольку нет соответствующего договора.
Таким образом, в действиях ООО "НК-Нефть", связанных копированием внешнего вида АЗС и использованием в их оформлении обозначений, схожих до степени смешения с товарными знаками ПАО "НК "Роснефть", усматриваются признаки нарушения пунктов 1, 2 статьи 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь частями 13, 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 022/01/14.6-136/2020 к рассмотрению на 31 марта 2020 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Барнаул, пр.Ленина,81, 1 этаж.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 022/01/14.6-136/2020 в качестве:
- ответчика - ООО "НК-Нефть" (Кемеровская область, г.Новокузнецк, Орджоникидзе ул., 13, оф. 115, Центральный район, ОГРН 1174205018624);
- заявителей - ПАО "НК "Роснефть" (г.Москва, Софийская набережная, 26/1, ОГРН 1027700043502), ПАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" (Алтайский край, г.Барнаул, Ползунова ул., 22, ОГРН 1022201762990).
3. ООО "НК-Нефть" в срок до 27 марта 2020 года представить в управление копии следующих документов и материалов:
дислокация автозаправочных станций ООО "НК-Нефть" на территории Алтайского края, с указанием адреса местонахождения;
разработанный и утвержденный стиль оформления автозаправочных станций ООО "НК-Нефть".
Копии документов и материалов должны быть заверены надлежащим образом, направлены с описью вложений.
Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а также представление заведомо недостоверных сведений (информации), влечет административную ответственность.
4. ПАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" в срок до 27 марта 2020 года представить в управление следующие документы и материалы:
доказательства сходства до степени смешения внешнего оформления автозаправочных станций ПАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" и ООО "НК-Нефть", а также доказательства сходства до степени смешения обозначений, используемых ООО НК "Нефть" в оформлении АЗС, с товарными знаками, принадлежащими ПАО "НК "Роснефть" по свидетельствам N600069, N 340214 (экспертное заключение, социологические опросы);
сведения о количестве АЗС/АЗК под брендом "Роснефть", дислоцирующихся на территории Алтайского края, с указанием места нахождения, отдельно по каждому району.
5. Представители ответчика по делу и заявителя допускаются на рассмотрение дела при наличии доверенности и документа, удостоверяющего личность.
Председатель Комиссии<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 февраля 2020 г. N 022/01/14.6-136/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2020