Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<...> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
<...> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ООО "Бийский центр финансов и кредитования", Алтайский край, г.Бийск, Советская ул., 216, ОГРН 1142204003270, извещено надлежащим образом,
в отсутствии заявителя (извещен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 022/05/28-68/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в городе Бийске рекламы финансовых услуг (кредита) Бийского центра финансов и кредитования, в которой усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 28, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
20 января 2020 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю обратился житель города Бийска с заявлением о распространении в городе Бийске недобросовестной рекламы МКК "Бийский центр финансов и кредитования" (вх. N 20550).
Заявителем в качестве доказательств предоставлен фотоснимок рекламы.
Антимонопольный орган, изучив материалы указанного заявления, установил следующее.
На фасаде жилого дома с административными помещениями по адресу: Советская ул., 216 в городе Бийске размещена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: "БИЙСКИЙ ЦЕНТР ФИНАНСОВ И КРЕДИТОВАНИЯ
Доступный кредит на любые нужды
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог автомобиля
Кредит под поручительство
от 3% до 15% в месяц 8 913 222-45-33".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия "реклама".
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе, на привлечение внимания к которым направлена реклама, выступает Бийский центр финансов и кредитования, а также финансовая услуга - кредит от 3% до 15% в месяц.
Под финансовой услугой законодательство Российской Федерации понимает банковскую услугу, страховую услугу, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Статьей 6 настоящего Федерального закона регламентирована полная стоимость потребительского кредита (займа), порядок ее расчета и условия.
Так, при определении полной стоимости потребительского кредита (займа) все платежи, предшествующие дате перечисления денежных средств заемщику, включаются в состав платежей, осуществляемых заемщиком на дату начального денежного потока (платежа) (часть 3 статьи 6 Закона).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, следующие платежи заемщика:
1) по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа);
2) по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа);
3) платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;
4) плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);
5) платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом+;
6) сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;
7) сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.
В силу части 4.3 настоящего Федерального закона в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых включаются платежи заемщика, указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи. Под полной стоимостью потребительского кредита (займа) в денежном выражении понимается сумма всех платежей заемщика, указанных в части 3 и пунктах 2 - 7 части 4 настоящей статьи.
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что Бийский центр финансов и кредитования предлагает потребителям доступный кредит на любые нужды от 3 до 15% в месяц.
Федеральным законом "О рекламе" установлены особенности рекламы отдельных видов товаров (услуг), в частности рекламы финансовых услуг.
Согласно части 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Рассматриваемая реклама содержит одно из условий - процентная ставка по кредиту, остальные условия, связанные с предоставлением, пользованием и погашением кредита, определяющие полную стоимость кредита в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", в рекламе отсутствуют, что указывает на признаки нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 4 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности регламентированы Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Под микрофинансовой деятельностью настоящий Федеральный закон понимает деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование); микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Микрофинансовую деятельность в городе Бийске по адресу: Советская, 216, где размещена рассматриваемая реклама, до 03 декабря 2019 года осуществляла микрофинансовая организация ООО "МКК "Бийский центр финансов и кредитования"; 03.12.2019 г. указанная МФО исключена из реестра ЦБ РФ. С 23 января 2020 года организация переименована в ООО "Бийский центр финансов и кредитования".
Вместе с тем, факт распространения рассматриваемой рекламы установлен антимонопольным органом 20 января 2020 года из поступившего заявления.
Федеральным законом "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" установлены ограничения деятельности микрофинансовых организаций.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 указанного Закона микрофинансовая компания не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование):
а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;
б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу.
Однако в рекламе указано, что Бийский центр финансов и кредитования выдает кредиты под залог недвижимости, что противоречит статье 12 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Федеральный закон "О рекламе" предъявляет общие требования к рекламе: "Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются".
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (услуги).
Согласно статье 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, частью 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Бийский центр финансов и кредитования", осуществляющее деятельность по адресу: Советская ул., 216 в городе Бийске.
ООО "Бийский центр финансов и кредитования" документов и материалов во исполнение определения о возбуждении дела не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Рассмотрение дела N 022/05/28-68/2019 отложить.
Продлить срок рассмотрения дела N 022/05/28-68/2020 до 30 марта 2020 г.
3. Назначить дело N 022/05/28-68/2019 к рассмотрению на 17 марта 2020 года в 11-00 часов по адресу г. Барнаул, пр. Ленина, 81, 1 этаж.
4. ООО "Бийский центр финансов и кредитования" в срок до 13 марта 2020 г. представить в адрес управления копии следующих документов и материалов:
договоры, заявки, платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось изготовление и размещение на фасаде жилого дома N216 по улице Советская в городе Бийске,
утвержденный для размещения макет рекламы,
разрешительные документы на размещение наружной рекламы, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О рекламе",
свидетельство о включении в Государственный реестр микрофинансовых организаций ООО МКК ""Бийский центр финансов и кредитования", основания исключения из реестра;
утвержденные условия кредитования от 3 до 15% в месяц, в том числе на момент распространения рекламы,
отзыв на определение о возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом и направлены с описью вложения.
Примечание: непредставление или несвоевременное представление в антимонопольный орган сведений, а равно представление их в неполном объеме или искаженном виде, влечет административную ответственность в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 февраля 2020 г. N 022/05/28-68/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.02.2020