<> Рассмотрев жалобу ООО "Электрощит" на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО "МРСК Волги" - "Саратовские РС" (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Электрощит" (далее - Заявитель) на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО "МРСК Волги" - "Саратовские РС" (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789).
Из жалобы ООО "Электрощит" следует, что конкурсная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При этом, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках).
07.04.2020 в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО "МРСК Волги" - "Саратовские РС" (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789).
В соответствии с извещением организатором закупки является АО "ЦТЗ".
Документация о закупке утверждена на заседании Конкурсной комиссии, членами которой являются представители АО "ЦТЗ" и ПАО "МРСК Волги".
Заявитель указывает, что документация о закупке содержит неправомерные требования, а именно: требование об аттестации предлагаемого к поставке оборудования в ПАО "Россети" (подпункт т) пункта 15 Информационной карты).
Статьей 11.5 Положения о закупках установлено, что организационно-распорядительными документами ПАО "Россети" могут быть установлены требования к закупаемым оборудованию, технологиям и материалам при условии соответствия их нормам действующего законодательства, которые в обязательном порядке должны быть размещены на сайте заказчика.
В соответствии со статье 21 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для целей обеспечения качества, повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Аттестация оборудования и материалов регламентирована Положением ПАО "Россети" "О единой технической политике в электросетевом комплексе" (далее - Положение о политике), утвержденным Советом директоров "Россети", и заключается в установлении соответствия поставляемого оборудования техническим требованиям ПАО "Россети", указанным в стандарте ПАО "Россети", в целях обеспечения надежности и безопасности объектов электросетевого комплекса.
На официальном сайте ПАО "Россети" в разделе "Инвестиции и инновации" размещено Положение о политике, а также в подразделе "Аттестация оборудования" методика и порядок проведения аттестации в том числе перечень оборудования, подлежащего обязательной аттестации, а также перечень оборудования, допущенного к применению на объектах ПАО "Росстети".
Согласно п.1.3.Положения о политике, Техническая политика является основополагающим документом, обязательным для применения в деятельности ДЗО ПАО "Россети", осуществляющих деятельность по передаче и распределению электрической энергии (в том числе, в ПАО "МРСК Волги"), при условии его признания в качестве применимого (полностью либо в части) органом управления ДЗО.
В соответствии с п.4 Положения о политике, одним из инструментов реализации технической политики является система проверки качества (далее - Аттестация).
Так, в п.14 Информационной карты указано требование к участнику закупки, а именно: поставляемая электротехническая продукция отечественного, либо зарубежного производства на момент поставки должна быть аттестована ПАО "Россети". В случае отсутствия у Участника закупки документа, подтверждающего прохождение аттестации в ПАО "Россети", при условии соответствия в полном объёме всем остальным требованиям документации о закупке и, одновременно, отсутствия трёх или более позиций аналогичной продукции в перечне оборудования, материалов и систем, рекомендованного для применения на объектах ДЗО ПАО "Россети" (по данным сайта http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/) Конкурсной комиссией может быть принято решение о допуске Участника с неаттестованной продукцией только при наличии положительного решения Комиссии Заказчика по допуску оборудования, материалов и систем (информация о порядке работы комиссии размещена на официальном сайте Заказчика https://www.mrsk-volgi.ru/ в разделе Закупки/Управление закупочной деятельностью).
В случае отсутствия действующего заключения об аттестации в ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") на поставляемую продукцию, Участник обязан предоставить гарантийное письмо, что в случае победы в настоящем конкурсе в электронной форме на момент поставки продукции (соответствующее предмету договора), либо в срок, определенный по результатам прохождения Комиссии Заказчика по допуску оборудования, материалов и систем, обязуется предоставить Заказчику положительное заключение об аттестации в ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС").
В п.15 Информационной карты предусмотрено предоставление участниками действующего заключения об аттестации в ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС") на поставляемую продукцию (при наличии), либо гарантийного письма, что в случае победы в настоящем конкурсе на момент поставки продукции, либо в срок, определенный по результатам прохождения Комиссии Заказчика по допуску оборудования, материалов и систем, обязуется предоставить Заказчику положительное заключение об аттестации в ПАО "Россети" (ПАО "ФСК ЕЭС").
Как следует из п.4 Положения о политике, в ПАО "Россети" Аттестация является внутренней системой проверки качества, направленной на обеспечение потребностей Общества в современном, надежном, безопасном и эффективном оборудовании, материалах и системах для обеспечения эксплуатационной, ремонтной и инвестиционной деятельности Общества, обеспечения надежной и безаварийной работы ЕЭС России. Проведение проверки качества оборудования, материалов и систем направлено на достижение следующих целей:
- обеспечения надежности и безопасности эксплуатации оборудования, материалов и систем за счет предотвращения поставок на объекты Общества и ДЗО оборудования, материалов и систем, не соответствующих по своим характеристикам установленным техническим требованиям, требованиям безопасности, целям и условиям применения;
- исключение возможности поставок на объекты Общества и ДЗО оборудования, материалов и систем, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, действующих нормативно-технических документов, локальных нормативных актов и требований Общества;
- обеспечение выполнения требований технической политики Общества.
При строительстве и реконструкции электросетевых объектов должны применяться оборудование, материалы и системы, прошедшие процедуру проверки качества в установленном порядке.
Из пояснений Заказчика следует, что регулирование закупочной деятельности в рамках Закона о закупках исходит не только из интересов участников закупок. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются в равной степени создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также эффективное использование денежных средств и предотвращение злоупотреблений.
Помимо этого, Документация не содержит требований об обязательном предоставлении участниками действующих заключений об аттестации предлагаемой продукции в ПАО "Россети" исключительно в составе своих заявок.
Соответственно, любое лицо, признанное победителем по результатам закупочной процедуры, может именно на момент поставки продукции предоставить действующее заключение об аттестации в ПАО "Россети" на поставляемую продукцию либо предоставляет Заказчику положительное заключение об аттестации в ПАО "Россети" в срок, определенный по результатам прохождения Комиссии Заказчика по допуску оборудования, материалов и систем.
В рассматриваемом случае, согласно Извещению дата подведения итогов назначена на 14 мая 2020 года, срок поставки продукции - до 30 сентября 2020 года.
По поводу сроков проведения аттестации продукции Заказчик пояснил следующее.
Согласно Порядку проведения аттестации оборудования, материалов и систем в электросетевом комплексе на электросетевых объектах ДЗО ПАО "Россети" (Приложение 2 к решению Правления ПАО "Россети" (протокол от 31.03.2014 г. N 225 пр) (размещен на официальном сайте ПАО "Россети" в разделе в разделе "Инвестиции и инновации" https://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/doc/Porydok_provede niya_attestacii_2019.pdf), проведение аттестации оборудования проходит в 5 этапов:
1 этап. Подача заявок.
2 этап. Актуализация перечня аттестации, где указывается информация о текущем состоянии рассмотрения заявок на Аттестацию оборудования, о представленных материалах, сроках, а также иная необходимая информация по мероприятиям, связанным с прохождением аттестации.
3 этап. Разработка технических требований (при необходимости, если отсутствует СТО), предварительное рассмотрение материалов, представленных для Аттестации оборудования, определение схемы Аттестации и, в случае необходимости, программы и методики испытаний.
4 этап. Анализ представленных материалов, при необходимости - подготовка и проведение испытаний. Подготовка и утверждение ЗАК, подтверждающего (или не подтверждающего) возможность применения оборудования на объектах Общества.
5 этап. Формирование и актуализация Перечня оборудования, материалов и систем, рекомендованных к применению на объектах ДЗО.
Сроки по 1 и 2 этапам указаны в Таблице 1 Порядка проведения аттестации и составляют 6 рабочих дней с момента поступления Заявки на прохождение аттестации от Заявителя.
Сроки по 3 этапу указаны в Таблице 2 Порядка проведения аттестации и составляют 36 рабочих дней с момента заключения Договора при отсутствии замечаний со стороны Исполнителя и Заявителя.
Сроки по 4 этапу указаны в Таблице 3 Порядка проведения аттестации, составляют 62 рабочих дня при отсутствии замечаний со стороны Исполнителя.
Соответственно, общий срок прохождения аттестации и получения ЗАК составляет 104 рабочих дня с момента поступления Заявки, заключения Договора.
Исходя из положений закупочной документации, срок поставки продукции - до 30 сентября 2020 года. Таким образом, срок с момента определения Победителя закупки и до момента окончания срока поставки продукции составляет более 105 рабочих дней. Следовательно, прохождение аттестации с момента определения победителя до момента поставки продукции является возможным согласно регламентированным срокам прохождения аттестации в соответствии с Порядком проведения аттестации оборудования, материалов и систем в электросетевом комплексе на электросетевых объектах ДЗО ПАО "Россети".
Кроме того, согласно положениям Методики ПАО "Россети" проведения аттестации оборудования, материалов и систем в электросетевом комплексе "Приложение 1 к решению Правления ПАО "Россети" протокол от 31.03.2014 г. N 225 пр) (Далее - Методика) типопредставитель - представитель типа или серии конкретного вида оборудования, результаты испытаний которого могут быть распространены на оборудование данного или другого типа (серии). Правила выбора типопредставителя указываются в соответствующих стандартах по видам оборудования на конкретные виды испытаний. Заявитель аттестации - организация (предприятие - изготовитель, подрядчик, поставщик, официальный представитель зарубежной фирмы в РФ), подавшая заявку в ПАО "Россети" на проведение аттестации. ЗАК (заключение аттестационной комиссии) - документ, подтверждающий либо не подтверждающий возможность применения аттестуемого оборудования на объектах и определяющий область его применения.
В п.3.8 Методики указано, что заявитель аттестации несет ответственность за полноту, качество и достоверность материалов на аттестуемое оборудование, своевременность их предоставления.
В п.6.1.1. Методики определено, что подготовка Заключения аттестационной комиссии осуществляется в результате проведения экспертизы документации и материалов, представленных Заявителем на аттестацию. Согласно п.7.1.1 Методики срок действия ЗАК устанавливается до 5 лет с даты его утверждения.
Таким образом, прохождение аттестации оборудования и получение заключения аттестационной комиссии позволяет в дальнейшем участникам закупки в течение 5 лет принимать участие во всех закупочных процедурах, организуемых ДЗО "ПАО Россети", без необходимости получения нового заключения на данный вид оборудования.
Заявитель также указывает, что для участия в Аттестации Заявителем должны быть представлены пакеты документации, включающие пакет сертификационных документов: копии протоколов приемочных, квалификационных или периодических испытаний на соответствие требованиям технических условий (спецификаций), получение указанных документов требует больших временных затрат (более 155 рабочих дней).
Вместе с тем, получение указанных документов прямо не предусмотрено документацией.
Кроме того, Заказчик и Организатор торгов пояснили, что заявки на участие в закупке подали три участника. Все участники представили заключения аттестационной комиссии на часть оборудования, при этом также представили гарантийные письма на некоторое оборудование, на момент подачи заявок на участие в закупке не аттестованное в ПАО "Россети".
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что требование о наличии аттестации ПАО "Россети" не ограничивает круг потенциальных участников закупки, имеющих возможность поставить товар из перечня, установленного документацией. Заявитель, являющийся производителем товара, необходимого к поставке, не опроверг указанный вывод при рассмотрении жалобы.
На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Электрощит" на действия Заказчика ПАО "МРСК Волги" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договоров на поставку систем оперативного постоянного тока для нужд производственных отделений филиала ПАО "МРСК Волги" - "Саратовские РС" (Правобережное ПО, Приволжское ПО) (Извещение 32009062789) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 мая 2020 г. N 064/07/3-594/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.05.2020