по результатам рассмотрения жалобы ООО "ПО "Зарница" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
07.05.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии - "...".,
членов комиссии:
"..."(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": "...",
ООО "ПО "Зарница": "...",
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "ПО "Зарница" от 22.04.2020 N 35.1 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении закупки у единственного поставщика N 24/ЕИ-ДКСС/20 на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования "Тренажерный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту железнодорожной техники" (извещение N 32009020273), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ПО "Зарница" (далее - Заявитель) от 22.04.2020 N 35.1 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика N 24/ЕИ-ДКСС/20 на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования "Тренажерный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту железнодорожной техники" (извещение N 32009020273) (далее - Закупка у единственного поставщика, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Закупки у единственного поставщика, проект договора (далее - Извещение, Проект договора) размещены в ЕИС - 23.03.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 345 000 000 рублей.
В ходе заседания 30.04.2020 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 07.05.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком выбран неправомерный способ закупки.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 33 пункта 6 Положения о закупке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.
При этом подпунктом 2 пункта 90 Положения о закупках предусмотрено, что Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае, в том числе, если конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ, услуг, или отсутствует равноценная альтернатива или замена, или в силу законодательства Российской Федерации поставить товары, выполнить работы, оказать услуги может только конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель); заказчик, комиссия могут привлекать экспертов, экспертные организации для рассмотрения вопроса о наличии альтернативы.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, предметом закупки у единственного поставщика ООО "Промышленная компания "Визуальные технологии" (далее - ООО "ПК "Визуальные технологии") является поставка, монтаж и пуско-наладка оборудования "Тренажерный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту железнодорожной техники".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что согласно патенту на полезную модель N 148451 от 31.10.2014, выданному Федеральной службой по интеллектуальной собственности, исключительные права на объект интеллектуальной собственности "Тренажерный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту железнодорожной техники" переданы ООО "ПК "Визуальные технологии", в связи с чем Закупка у единственного поставщика проводится в соответствии с подпунктом 2 пункта 90 Положения о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, а также, учитывая, что Заказчиком осуществляется не конкурентная закупка, согласится с доводом Жалобы Заявителя Комиссии не представляется возможным.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ПО "Зарница" (ИНН: 1655093079, ОГРН: 1051622043076) от 22.04.2020 N 35.1 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении закупки у единственного поставщика N 24/ЕИ-ДКСС/20 на право заключения договора на поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования "Тренажерный комплекс по подготовке технического персонала по эксплуатации и ремонту железнодорожной техники" (извещение N 32009020273) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии ФАС России "..."
Члены Комиссии ФАС России: "..."
"..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2020 г. N 223-ФЗ-315/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.05.2020