Заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Логошин Андрей Владимирович, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 036/04/14.3-107/2020, возбужденного в отношении должностного лица - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> (далее - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_>), в связи с нарушением требований части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") на основании Решения N 036/05/24-91/2020 от 05.03.2020 года, в связи с непосредственным обнаружением Государственным инспектором отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России Давыдовой О.В. достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (часть 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_>,
У С Т А Н О В И Л:
Решением от 05.03.2020 года N 036/05/24-91/2020 Комиссии Воронежского УФАС России, реклама: "ВРАЧЕБНАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ Косметология Доктора Брой! /_/", размещенная на фасаде нежилого здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Маршала Жукова, 15, (далее - рассматриваемая реклама), признана ненадлежащей.
Решением от 05.03.2020 года N 036/05/24-91/2020 установлено следующее.
30 января 2020 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на фасаде нежилого здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Маршала Жукова, 15, рекламы следующего содержания "ВРАЧЕБНАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ Косметология Доктора Брой! /_/", о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 30.01.2020 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц.
Согласно пункта 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе является клиника "Доктора Брой" и услуги, оказываемые в указанной клинике.
05.02.2020 года в отношении ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" вынесено определение о возбуждении дела N 036/05/24-91/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 30 минут (мск) 20.02.2020 года.
Комиссией Воронежского УФАС России, объявлялся перерыв в заседании Комиссии до 21.02.2020 года.
21.02.2020 года ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" были предоставлены документы (вх. N 01-11/711 от 21.02.2020). В письменном объяснении <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> сообщил следующее: "С нарушением согласен. Обязуюсь устранить/_/". На заседании Комиссии <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> поддержал доводы, изложенные в объяснениях.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-36-01-002475 от 12.02.2016 г.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг.
Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: "А" и "В", построенные по иерархическому принципу.
Раздел "Б" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Пункт 5.2. Классы раздела "B" (от 001 до 070) обозначают перечень медицинских специальностей, к которым относятся, в том числе дерматовенералогия и косметология - В01.008.
В соответствии с Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "Косметология" (далее - Порядок). Согласно пункту 2 утвержденного Порядка, медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц). В соответствии с пунктом 4 Порядка, медицинская помощь по профилю "косметология" оказывается врачом-косметологом в организациях, структурных подразделениях, осуществляющих свою деятельность.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 г. N 804н к медицинским услугам относится, в том числе прием (осмотр, консультация) врача-косметолога первичный - В01.008.00.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", в части отсутствия предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК".
В соответствии с частями 6,7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", предусмотрена для рекламодателя и реклмораспространителя.
На основании статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Материалами дела установлено, что в период распространения ненадлежащей рекламы, <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" являлась/является <_> (Приказ N 1 от 21.10.2015 года).
Также установлено, что <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> выполнял/выполняет в ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" организационно-распорядительные и административно-хозяйственных функций.
Тем самым, должностное лицо - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> 30.09.2019 (согласно Акту осмотра объектов наружной рекламы от 30.01.2020 года) совершил административное правонарушение, связанное с ненадлежащим исполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а именно осуществил ненадлежащий контроль за распространением вышеуказанной ненадлежащей рекламы.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Место совершения правонарушения ул. Маршала Жукова, 15.
Время совершения правонарушения 30.01.2020 года.
Таким образом, <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> являясь должностным лицом указанного Общества 30.01.2020 (согласно Акту осмотра объектов наружной рекламы от 30.01.2020 года) в г. Воронеже совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22.05.2020 года в отношении должностного лица - ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_>, составлен протокол N 036/04/14.3-107/2020 об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с поступившим ходатайством от <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_>, рассмотрение дела N 036/04/14.3-107/2020 назначено на 12 часов 30 минут (мск) "22" мая 2020 года.
22.05.2020 года при вынесении Постановления N 036/04/14.3-107/2020 учитываются все обстоятельства дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Воронежским УФАС России установлено, что должностное лицо - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> имел возможность для соблюдения требований законодательства РФ о рекламе при выполнении своих должностных обязанностей, однако в нарушение данных требований не проконтролировала должным образом распространение ненадлежащей рекламы. Должностное лицо - директор обязан осуществлять свои полномочия добросовестно, не нарушая требований закона. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностное лицо несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> являются установленными и доказанными.
Обстоятельств исключающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена статьей 4.1.1, устанавливающей, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
Согласно статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица/_/.
В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на сайте https:// ofd.nalog.ru/ ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК", <_> которого является <_> соответствует категории "Микропредприятие".
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
<_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> впервые совершил нарушение рекламного законодательства, материалы, свидетельствующие о причинении имущественного ущерба либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
С учетом изложенного, административное наказание <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> в виде административного штрафа, предусмотренное частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит замене на предупреждение.
Применение предупреждения влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено предупреждение, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.
На основании изложенного, руководствуясь части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", статьями 4.1, 4.1.1., 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать должностное лицо - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии со статьей 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить должностному лицу - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_> предупреждение за нарушение требований части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Направить копию настоящего постановления должностному лицу - <_> ООО "ЭСТЕТИК-МЕД ЮГО-ВОСТОК" <_>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 22 мая 2020 г. N 036/04/14.3-107/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2020