Заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <_>, рассмотрев протокол от 19.02.2020, материалы дела N 011/04/9.21-809/2019 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении акционерного общества "Газпром газораспределение Сыктывкар" (далее - АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", Общество), адрес места нахождения: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару 13.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1021100517822, ИНН 1101300468, КПП 110101001,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В связи с поступившим в Коми УФАС России заявлением Местной религиозной организации Сыктывкарской общины Древлеправославной Поморской Церкви (далее также Община, заявитель) от 20.11.2019 N 4, направленным Прокуратурой города Сыктывкара письмом от 26.11.2019 N 1р-2019 (вх. N 5986 от 29.11.2019), определением от 24.12.2019 N 02-06/9982 возбуждено дело об административном правонарушении N 011/04/9.21-809/2019 и назначено проведение административного расследования. Община признана потерпевшим лицом по данному делу.
Определением от 22.01.2020 N 02-06/512 срок проведения административного расследования по делу N 011/04/9.21-809/2019 продлен до 22.02.2020.
По результатам проведения административного расследования по делу N 011/04/9.21-809/2019 должностным лицом Коми УФАС России 19.02.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар".
Определением Коми УФАС России N 02-06/1491 от 21.02.2020 рассмотрение дела назначено на 04.03.2020.
Определением Коми УФАС России N 02-06/2026 от 04.03.2020 срок рассмотрения дела N 011/04/9.21-809/2019 продлен, рассмотрение дела отложено на 02.04.2020.
Определением Коми УФАС России N 02-06/3038 от 02.04.2020 срок рассмотрения дела N 011/04/9.21-809/2019 продлен, рассмотрение дела отложено на 28.04.2020.
Определением Коми УФАС России N 02-06/3911 от 28.04.2020 срок рассмотрения дела N 011/04/9.21-809/2019 продлен, рассмотрение дела отложено на 27.05.2020.
Административное дело N 011/04/9.21-809/2019 рассмотрено 27.05.2020 в отсутствие потерпевшего и законного представителя АО "Газпром газораспределение Сыктывкар".
Законный представитель АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения дела N 011/04/9.21-809/2019, что подтверждается уведомлением о получении 06.05.2020 почтового отправления N 80090747223592.
В соответствии со сведениями с официального сайта ФГУП "Почта России" в сети Интернет, Определение Коми УФАС России N 02-06/3911 от 28.04.2020 Общине не вручено (неудачная попытка вручения).
В соответствии с положениями п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о месте и времени его рассмотрения, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, считается извещённым о времени и месте его рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приёма, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утверждённых приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 N 343.
Также по адресу местонахождения Общины 06.05.2020 направлена телеграмма о дате и месте рассмотрения административного дела N 011/04/9.21-809/2019, которая согласно сведениям ПАО "Ростелеком" (вх. N 2600э от 12.05.2020) не доставлена, организация закрыта.
Таким образом, Коми УФАС России предприняты все необходимые меры по надлежащему извещению Общины о дате и месте рассмотрения административного дела N 011/04/9.21-809/2019.
На рассмотрении настоящего дела присутствовала защитник Общества <_>, действующая на основании доверенности от 27.06.2018. Права и обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, защитнику Общества <_> разъяснены, заявлений, ходатайств не поступило.
По результатам рассмотрения материалов административного дела N 011/04/9.21-809/2019 установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьёй 3, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" осуществляет деятельность по транспортировке газа по трубопроводам. Таким образом, АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" является субъектом естественной монополии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
В соответствии с п. 2 Правил N 1314 "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
В соответствии с п. 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно п. 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с п. 2 Правил N 1314 "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
Как следует из материалов административного дела N 011/04/9.21-809/2019, между Местной религиозной организацией Сыктывкарской общины Древлеправославной Поморской Церкви и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" заключен договор о подключении объекта капитального строительства от 30.01.2019 N 33/53-19-ТУ, согласно п. 3 которого срок мероприятий по подключению объекта подключения: "Газоснабжение индивидуального жилого дома по адресу г. Сыктывкар, проезд 20 МЮД, д. 10" (далее - Объект), составляет 9 месяцев.
В соответствии с пунктом 85 Правил N 1314 (в редакции, действующей на дату заключения договора) срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать:
а) 9 месяцев - для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство;
б) 1 год - для заявителей первой категории, за исключением случая, указанного в подпункте "а" настоящего пункта;
в) 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
г) 2 года - для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Таким образом, подключение Объекта заявителя к сетям АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" должно было быть осуществлено не позднее 30.10.2019.
Заявителю выданы технические условия N 53, которые являются приложением к договору о подключении объекта капитального строительства от 30.01.2019 N 33/53-19-ТУ, в соответствии с которыми заявитель должен строительно-монтажные работы сети газопотребления выполнить в соответствии с установленными требованиями, предусмотреть установку узла учета расхода газа, перед вводом в эксплуатацию объекта заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание сетей газопотребления и заключить договор поставки газа.
Как следует из пояснений заявителя, представленных в материалы настоящего административного дела, по состоянию на дату обращения заявителя в антимонопольное управление - 29.11.2019, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) его Объекта к газораспределительным сетям Обществом не осуществлены, несмотря на то, что все мероприятии заявителем выполнены в полном объеме.
В соответствии с пояснениями АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", представленными письмом от 15.01.2020 N 15-15/78 (вх. N 169 от 17.01.2020), технологическое присоединение Объекта заявителя к газораспределительным сетям не осуществлено Обществом по причине невыполнения заявителем в полном объеме мероприятий, предусмотренных техническими условиями N 53, а именно: отсутствовал соответствующий договор поставки газа между Общиной и поставщиком газа, Общиной не заключен договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования. Кроме того, на Объекте Общины не проведена проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов.
Также АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" указало, что строительство внутренних и наружных сетей газоснабжения на Объекте произведено после срока, предусмотренного договором подключения, что свидетельствует о невозможности осуществить технологическое присоединение Объекта к сетям газораспределения в установленные договором сроки. Данное подтверждается, по мнению Общества, актами приемки законченного строительством наружного и внутреннего газопровода от 05.12.2019 и 06.12.2019.
Из материалов настоящего административного дела следует, что между Общиной и ООО "ГазТеплоСтрой" заключен договор подряда на выполнение работ по прокладке внутреннего и наружного газопроводов, установке внутридомового газового оборудования от 29.04.2019 N 067-2019.
Письмом от 04.09.2019 ООО "ГазТеплоСтрой" сообщило АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", что ООО "ГазТеплоСтрой" осуществило строительство внутреннего и наружного газопроводов низкого давления на объекте заявителя и направляет исполнительно-техническую документацию внутреннего и наружного газопровода низкого давления по Объекту для проверки.
ООО "ГазТеплоСтрой" письмом от 20.11.2019 обратилось в АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" с сообщением о том, что 04.09.2019 направляло в адрес АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" исполнительно-техническую документацию внутреннего и наружного газопровода низкого давления по объекту для проверки, однако направленные документы не возвращались ООО "ГазТеплоСтрой".
Как следует из материалов настоящего административного дела, АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" письмами от 06.12.2019 N 04/13922 и от 09.12.2019 N 04/13991 возвратило ООО "ГазТеплоСтрой" исполнительно-техническую документацию внутреннего и наружного газопровода низкого давления по объекту без замечаний.
В соответствии с пояснениями АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", представленными письмом от 13.02.2020 N 15-15/571 (вх. N 924 от 14.02.2020), порядок и сроки проверки данной документации не регламентированы Правилами N 1314 и не являются предметом договора о подключении N 33/53-19-ТУ от 30.01.2019. Дополнительно АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" указало, что работы по строительству внутреннего и наружного газопровода низкого давления на объекте заявителя завершены 06.12.2019, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 06.12.2019. Кроме того, по сведениям АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", заявитель не уведомил АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" о выполнении им технических условий, что предусмотрено п. 7 договора о подключении.
Согласно пояснениям ООО "ГазТеплоСтрой", представленным письмом от 30.01.2020 N 1 (вх. N 600 от 03.02.2020), работы по строительству внутреннего и наружного газопровода низкого давления на объекте выполнены в период с 09.07.2019 по 25.07.2019. С 09.08.2019 по 15.08.2019 состоялся выезд на объект инженера технического надзора АО "Газпром газораспределение Сыктывкар", и были проведены испытания сетей газоснабжения на герметичность, их визуальный осмотр. Дата окончания работ (06.12.2019) указана в актах законченного строительством объекта, так как представитель АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" как член приемочной комиссии подписал их 06.12.2019.
Таким образом, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 06.12.2019 подписан в тот же день (06.12.2019), когда АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" возвратило ООО "ГазТеплоСтрой" исполнительно-техническую документацию наружного газопровода низкого давления по объекту.
Далее, как следует из материалов административного дела, между заявителем и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования N 5303-ТО ВДГО от 23.12.2019.
Между заявителем и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению к сети газораспределения от 07.02.2020.
Также между заявителем и АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" составлен акт N СМРГ-43 от 07.02.2020, в соответствии с которым объект заявителя подключен к сети газораспределения.
Как следует из материалов административного дела, договор поставки газа между Общиной и ООО "Газпром межрегионгаз Ухта" заключен 05.02.2020 на основании заявки Общины от 30.12.2019.
Таким образом, из имеющихся материалов административного дела следует, что по состоянию на 30.10.2019 Община не выполнила мероприятия, предусмотренные договором о подключении объекта капитального строительства от 30.01.2019 N 33/53-19-ТУ и техническими условиями N 53.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 98 Правил N 1314 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения.
Как следует из материалов административного дела, АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" в соответствии с договором о подключении объекта капитального строительства от 30.01.2019 N 3/53-19-ТУ обязано осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного п. 3 договора о подключении, то есть до 30.10.2019.
Как следует из материалов административного дела, строительно-монтажные работы газопровода до точки подключения на объекте заявителя начаты и закончены АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" в декабре 2019 года, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 20.12.2019.
АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" в письме от 13.03.2020 N 15-15/919 (вх. N 1512 от 13.03.2020) указало, что в рассматриваемом случае отсутствуют событие и состав административного правонарушения, поскольку нарушение срока технологического присоединения объекта заявителя допущено по вине самого заявителя, который взял на себя обязательства выполнить технические условия подключения, и не осуществил эти мероприятия в установленный срок.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе за нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
В соответствии с положениями Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Таким образом, подключение (технологическое присоединение) предполагает выполнение мероприятий как со стороны газораспределительной организации, так и со стороны заявителя, поскольку только в этом случае возможно будет осуществить непосредственное присоединение объекта газопотребления к сети газораспределения.
Вместе с тем, на дату, установленную договором подключения, заявителем не были выполнены возложенные на него техническими условиями мероприятия в пределах границ его участка, и, следовательно, технологическое присоединение объекта не могло быть выполнено.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, не имеется.
В связи с чем, в действиях АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Прекратить производство по делу N 011/04/9.21-809/2019 об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьёй 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Заместитель руководителя управления -
начальник отдела контроля рекламы и
недобросовестной конкуренции <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 1 июня 2020 г. N 011/04/9.21-809/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.06.2020