Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Кемеровского городского
Совета народных депутатов четвёртого созыва
от 28 сентября 2007 г. N 169
(двадцатое заседание)
Стратегический план
социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года
Введение
Стратегический план социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года разработан на основе Концепции развития города Кемерово до 2021 года.
В таблице 1 представлена динамика социально-экономического развития города Кемерово за период с 2002 по 2006 год.
Таблица 1.
Динамика социально-экономического развития города Кемерово
Наименование показателя |
Единица измерения |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
1. Административно-территориальное деление |
|
|
|
|
|
|
1.1. Территория муниципального образования |
га |
27861 |
27861 |
27861 |
27861 |
30394,2 |
2. Демография |
|
|
|
|
|
|
2.1. Численность постоянного населения (на начало года), всего |
тысяч человек |
527,1 |
529,0 |
525,6 |
522,6 |
520,1 |
в том числе по возрасту: |
|
|
|
|
|
|
моложе трудоспособного |
человек |
89162 |
105846 |
82041 |
79543 |
77835 |
в трудоспособном |
человек |
339120 |
330480 |
346918 |
364473 |
440872 |
старше трудоспособного |
человек |
98866 |
98935 |
96623 |
97482 |
79266 |
2.2. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более |
|
|
|
|
|
|
высшее профессиональное |
человек |
7818 |
9208 |
8895 |
9067 |
8745 |
среднее профессиональное |
человек |
4240 |
4770 |
4571 |
4454 |
4699 |
2.3. Общий коэффициент рождаемости |
|
9,9 |
10,4 |
10,6 |
10,5 |
10,9 |
2.4. Общий коэффициент смертности |
|
15,8 |
15,6 |
14,9 |
15,4 |
14,5 |
2.5. Естественный прирост (убыль) |
человек |
-3122 |
-2731 |
-2224 |
-2581 |
-1863 |
2.6. Коэффициент естественного прироста (убыли) |
|
-5,9 |
-5,2 |
-4,3 |
-4,9 |
-3,6 |
2.7. Миграционный прирост (убыль) |
человек |
-936 |
1010 |
-1157 |
78 |
1562 |
2.8. Число браков |
единиц |
4475 |
4571 |
4268 |
4865 |
5056 |
2.9. Число разводов |
единиц |
3812 |
3681 |
2600 |
2616 |
2931 |
3. Экономика |
|
|
|
|
|
|
3.1. Количество юридических лиц, прошедших государственную регистрацию (на начало периода) |
единиц |
14444 |
15561 |
16940 |
18103 |
19325 |
3.2. Производство промышленной продукции |
|
|
|
|
|
|
3.2.1. Объем промышленной продукции |
млн. рублей |
20828 |
26076 |
38219 |
- |
- |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (добыча полезных ископаемых + обрабатывающие производства + производство и распределение электроэнергии, газа и воды) |
млн. рублей |
- |
- |
- |
43705,2 |
44821,6 |
3.2.2. Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
103 |
109 |
105 |
- |
- |
Индекс промышленного производства (добыча полезных ископаемых + обрабатывающие производства + производство и распределение электроэнергии, газа и воды) |
% к предыдущему году |
- |
- |
- |
101,4 |
104,8 |
4. Развитие малого предпринимательства |
|
|
|
|
|
|
4.1. Количество малых предприятий |
единиц |
5148 |
5277 |
5800 |
5837 |
6658 |
4.2. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях |
человек |
34770 |
33964 |
33522 |
32481 |
44268 |
5. Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
5.1. Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (на начало года) |
млн. |
128,2 |
160,7 |
194,2 |
197,0 |
194,1 |
5.2. Урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий с убранной площади (на начало года): |
|
|
|
|
|
|
- картофель |
ц/га |
133 |
132 |
119 |
118 |
103 |
- овощи открытого грунта |
ц/га |
153 |
151 |
173 |
177 |
178 |
6. Инвестиционная и строительная деятельность |
|
|
|
|
|
|
6.1. Инвестиции в основной капитал (всего): |
млн. |
4691 |
6030 |
10534 |
15917,6 |
17918,3 |
- в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
|
106 |
116 |
152 |
132 |
111 |
6.2. Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения |
рублей |
8925 |
11472 |
17634 |
30528,6 |
34458,2 |
6.3. Ввод в действие жилых домов, общая площадь |
тыс. кв.м. |
109,1 |
126,4 |
129,7 |
142,0 |
200,1 |
6.4. Ввод в действие общеобразовательных учреждений |
учебных мест |
- |
- |
- |
- |
- |
6.5. Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений |
мест |
- |
- |
- |
- |
- |
6.6. Ввод в действие больниц |
коек |
- |
- |
- |
215 |
260 |
6.7. Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений |
посещений в смену |
20 |
96 |
24 |
48 |
60 |
7. Потребительский рынок |
|
|
|
|
|
|
7.1. Оборот розничной торговли |
млн. |
22749 |
27289 |
34032 |
42840 |
55604,2 |
- в % к предыдущему периоду, в сопоставимых ценах |
% |
128 |
109 |
115 |
118 |
119,4 |
7.2. Оборот розничной торговли на душу населения |
рублей |
42785 |
51751 |
64933 |
84998 |
106931 |
7.3. Оборот общественного питания |
млн. |
694 |
931 |
1089 |
1881 |
2602 |
- в % к предыдущему периоду, в сопоставимых ценах |
% |
134 |
115 |
106 |
138 |
118,5 |
7.4. Объем платных услуг населению |
млн. |
4853 |
5933 |
7488 |
10152 |
13259 |
- в % к предыдущему периоду, в сопоставимых ценах |
% |
98 |
101 |
111 |
116 |
118,1 |
7.5. Количество специализированных предприятий бытового обслуживания - всего (на начало года) |
единиц |
285 |
380 |
569 |
603 |
675 |
7.6. Количество специализированных организаций, оказывающих ритуальные услуги (на начало года) |
единиц |
12 |
29 |
11 |
11 |
14 |
7.7. Число квартирных телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования |
тыс. шт. |
121,3 |
127,5 |
131,5 |
133,4 |
136,7 |
7.8. Количество объектов розничной торговли и общественного питания, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (на начало года) |
единиц |
4070 |
4933 |
4934 |
5036 |
5151 |
8. Рынок труда и заработная плата |
|
|
|
|
|
|
8.1. Среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
180,2 |
182,8 |
180,8 |
181,0 |
180,9 |
8.2. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости |
человек |
10369 |
10628 |
11273 |
10353 |
9333 |
8.3. Численность официально зарегистрированных безработных |
человек |
5088 |
5034 |
4788 |
4456 |
3507 |
8.4. Уровень зарегистрированной безработицы (по отношению к трудоспособному населению) |
% |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
0,9 |
8.5. Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках (на конец года) |
человек |
6000 |
6672 |
9045 |
10361 |
11546 |
8.6. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике |
рублей |
4421 |
5506 |
6853 |
8839 |
10875 |
8.7. Просроченная задолженность по заработной плате работникам |
млн. рублей |
63,1 |
45,4 |
5,5 |
9,7 |
0,0 |
9. Социальная сфера |
|
|
|
|
|
|
9.1. Число постоянных дошкольных учреждений |
единиц |
151 |
149 |
149 |
150 |
151 |
- в них детей |
тыс. человек |
16,3 |
17,3 |
18,0 |
19,1 |
20,1 |
9.2. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей) |
человек |
102 |
99 |
122 |
127 |
131 |
9.3. Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях |
% |
65,0 |
67,8 |
68,5 |
65,8 |
65,5 |
9.4. Число общеобразовательных учреждений |
единиц |
108 |
106 |
104 |
108 |
108 |
9.5. Число средних специальных учебных заведений |
единиц |
16 |
16 |
16 |
17 |
17 |
9.6. Численность студентов в средних специальных учебных заведениях |
человек |
17752 |
17616 |
17596 |
16914 |
15700 |
9.7. Число высших учебных заведений (с филиалами) |
единиц |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
9.8. Численность студентов в высших учебных заведениях |
тыс. человек |
49,6 |
52,3 |
52,7 |
52,1 |
52,2 |
9.9. Численность врачей всех специальностей (на начало года) |
человек |
4996 |
4997 |
5411 |
5527 |
5480 |
- в расчете на 10000 населения |
человек |
93,5 |
94,5 |
102,9 |
105,8 |
105,4 |
9.10. Численность среднего медицинского персонала (на начало года) |
человек |
6538 |
6637 |
7318 |
7445 |
6886 |
- в расчете на 10000 населения |
человек |
122,4 |
125,5 |
139,2 |
142,5 |
132,4 |
9.11. Число больничных учреждений (на начало года) |
единиц |
27 |
27 |
27 |
28 |
28 |
9.12. Число больничных коек (на начало года) |
единиц |
7724 |
7692 |
7575 |
8032 |
7887 |
- в расчете на 10000 населения |
единиц |
145 |
145 |
144 |
154 |
152 |
9.13. Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (на начало года) |
тыс. посещений в смену |
13,8 |
13,6 |
13,8 |
14,4 |
15,3 |
- в расчете на 10000 населения |
посещений в смену на 10000 человек |
258 |
257 |
263 |
275 |
293 |
9.14. Число фельдшерско-акушерских пунктов (на начало года) |
единиц |
34 |
33 |
33 |
30 |
33 |
9.15. Число заболеваний с впервые установленным диагнозом (на 1000 населения) |
случаев |
785 |
782 |
763 |
767 |
741 |
9.16. Количество кинотеатров |
единиц |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
9.17. Число библиотек |
единиц |
46 |
46 |
43 |
39 |
36 |
9.18. Число книг и журналов в библиотеках |
тыс. экземпляров |
4040 |
4018 |
3917 |
3866 |
3809 |
- в расчете на 1000 населения |
тыс. экземпляров |
7,7 |
7,6 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
9.19. Число учреждений культурно-досугового типа |
единиц |
15 |
15 |
14 |
13 |
13 |
9.20. Число мест в зрительных залах |
тыс.мест |
5,5 |
5,2 |
4,9 |
4,3 |
4,3 |
9.21. Число музеев |
единиц |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
9.22. Число посещений музеев |
тыс. посещений |
244 |
243 |
257 |
278 |
275 |
9.23. Число театров |
единиц |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
9.24. Число посещений театров |
тыс. посещений |
201 |
234 |
225 |
227 |
258 |
9.25. Число летних оздоровительных лагерей (на начало года) |
единиц |
98 |
116 |
102 |
92 |
82 |
9.26. Численность детей, отдохнувших в них за лето (на начало года) |
тыс. человек |
18,6 |
21,5 |
18,4 |
19,3 |
16,3 |
10. Охрана общественного порядка |
|
|
|
|
|
|
10.1. Численность служащих в муниципальных органах по охране общественного порядка |
человек |
- |
- |
1132 |
1058 |
1058 |
11. Жилищно-коммунальное хозяйство |
|
|
|
|
|
|
11.1. Жилищный фонд (на начало года) |
тыс. кв.м |
9698 |
9754 |
9836 |
9866 |
9991 |
11.2. Средняя обеспеченность населения жильем (на начало года) |
кв. м. на 1 жителя |
18,2 |
18,4 |
18,7 |
18,9 |
19,2 |
11.3. Число семей (включая одиночек), получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год |
тыс. |
1158 |
1556 |
2232 |
2257 |
613 |
11.4. Число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья (на начало года) |
тыс. |
24,5 |
23 |
21 |
19 |
9,4 |
11.5. Численность граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг (на конец года) |
тыс. |
197,0 |
163,0 |
179,0 |
167,0 |
161,0 |
11.6. Затраты предприятий по предоставлению гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (на конец года) |
тыс. рублей |
198,0 |
220,0 |
261,0 |
295,0 |
263,0 |
12. Финансы |
|
|
|
|
|
|
12.1. Сальдированный финансовый результат: прибыль(+), убыток (-) |
млн. |
+165 |
+1850 |
+9523 |
+4832 |
+7597 |
12.2. Уровень рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, работ, услуг |
% |
6,3 |
5,6 |
12,2 |
7,2 |
|
12.3. Кредиторская задолженность |
млн. рублей |
32032 |
37917 |
33573 |
35529 |
27692 |
12.4. Дебиторская задолженность |
млн. рублей |
19425 |
24315 |
20432 |
25834 |
24640 |
13. Бюджет муниципального образования |
|
|
|
|
|
|
13.1. Доходы местного бюджета - всего |
млн. рублей |
3274,1 |
3685,6 |
5031,1 |
7524,6 |
7896,4 |
- безвозмездные перечисления из областного бюджета |
млн. рублей |
1394,6 |
1711,4 |
2398,4 |
3842,2 |
3942,6 |
- собственные доходы |
млн. рублей |
1858,4 |
1939,8 |
2482,8 |
3682,4 |
3953,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
- налоговые поступления |
млн. рублей |
1601,5 |
1609,7 |
2060,3 |
1905,2 |
2083,2 |
- неналоговые поступления |
млн. рублей |
256,9 |
330,1 |
422,5 |
1340,3 |
1498,5 |
13.2. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности |
млн. рублей |
21,4 |
34,4 |
149,9 |
201,4 |
278,7 |
13.3. Расходы местного бюджета |
млн. рублей |
3413,0 |
3626,0 |
5137,9 |
7482,2 |
7902,5 |
13.4. Дефицит (профицит) бюджета |
млн. рублей |
-138,9 |
59,7 |
-106,9 |
42,4 |
-6,1 |
14. Муниципальное имущество |
|
|
|
|
|
|
14.1. Балансовая стоимость муниципального имущества (на начало года) |
млн. рублей |
34645,1 |
32701,5 |
33001,1 |
33314,2 |
28232,3 |
14.2. Объекты, не завершенные строительством (на конец года) |
единиц |
91 |
91 |
91 |
91 |
88 |
14.3. Жилой фонд (на конец года) |
тыс.кв.м. |
7315,4 |
7620,8 |
7760,2 |
8303 |
8353,6 |
15. Окружающая среда |
|
|
|
|
|
|
15.1. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников |
тыс. рублей |
690 |
540 |
500 |
496 |
542 |
15.2. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников в расчете на 1 жителя |
кг |
123 |
122 |
97 |
92 |
98 |
15.3. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды |
млн. рублей |
8,9 |
26,8 |
209 |
173 |
200 |
* нет данных
** оценка
Анализ динамики и состояния социально-экономического развития города Кемерово позволяет сформулировать наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочной перспективе:
1) проблемы, связанные с уровнем жизни населения города:
- дифференциация заработной платы по отраслям экономики: самый высокий уровень оплаты труда в финансовом секторе, самый низкий - по виду деятельности "текстильное и швейное производство";
- низкий уровень оплаты труда в организациях бюджетной сферы, который составляет 53,6 % от оплаты труда в промышленности, несмотря на регулярное повышение тарифных ставок.
2) проблемы, связанные с трудовыми ресурсами города и занятостью:
- наличие деформированной структуры занятости в городе. Имеющиеся вакансии на предприятиях не удовлетворяют требованиям соискателей. Несмотря на некоторые положительные тенденции, сохраняется проблема несбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Это связано, во-первых, с несоответствием профессиональных характеристик "безработных" требованиям работодателей и, во-вторых, с низким уровнем заработной платы;
- ограниченные возможности выбора места работы у желающих трудоустроиться;
- преобладание в структуре свободных мест вакансий для рабочих;
- высокая доля лиц, занятых на рабочих местах с вредными (21,2%) и опасными (0,8 %) условиями труда.
3) проблемы сохранения здоровья и жизни населения:
- низкая ожидаемая продолжительность жизни населения (особенно мужчин, не доживающих до пенсионного возраста), которая в будущем может существенно повлиять на численность экономически активного населения;
- высокая смертность по ведущим причинам, превышающая среднероссийский уровень;
- низкий уровень рождаемости;
- рост заболеваемости населения;
- недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами, отток молодых кадров из здравоохранения;
- не во всех лечебно-профилактических учреждениях созданы современные и безопасные условия для оказания медицинской помощи населению;
- структура сети и коечного фонда лечебных учреждений нуждается в оптимизации.
4) проблемы сферы образования:
- неудовлетворенность населения города обеспеченностью местами в дошкольных образовательных учреждениях;
- обеспечение строительства новых образовательных учреждений в строящихся микрорайонах в соответствии с нормами градостроительства;
- неполное соответствие материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям;
- недостаточный уровень качества образования и воспитания детей и молодежи;
- отсутствие эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров, особенно рабочих, в соответствии с запросами рынка труда;
- необходимость дальнейшего улучшения социальных условий жизни педагогов.
5) проблемы сферы культуры и спорта:
- слабая мотивация населения к регулярным занятиям спортом и здоровому образу жизни как основе роста качества жизни населения;
- недостаточная обеспеченность спортсооружений качественным спортивным инвентарем и оборудованием;
- нехватка организаторов спорта, тренеров для работы с населением, в том числе с детьми;
- недостаток финансовых средств для участия спортсменов города в соревнованиях разного уровня.
6) проблемы в сфере социальной защиты:
- необходимость дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений социальной защиты населения в целях оптимизации работы по оказанию социально-реабилитационных услуг пожилым людям, инвалидам, семьям с детьми;
- необходимость дальнейшего развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, внедрения новых социальных технологий по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства;
- необходимость повышения квалификации и профессионального мастерства специалистов социальной защиты города;
- снижение уровня бедности и социального неравенства. Доля населения, нуждающегося в социальной поддержке, составляет 10,0 % от общей численности населения города, или 20668 семей (в них 28126 детей), 21290 пенсионеров, 9835 инвалидов.
7) проблемы жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства:
- необходимость дальнейшего снижения доли ветхого и аварийного жилищного фонда;
- недостаточное финансирование на капитальный ремонт жилого фонда и инженерных сетей;
- сдерживание роста тарифов на содержание жилого фонда и инженерных сетей и, как следствие, несоответствие тарифов фактическим затратам на содержание жилого дома и инженерных сетей;
- наличие в промышленной зоне жилищного фонда, не соответствующего санитарным нормам;
- необходимость развития рынка доступного комфортного жилья;
- значительный износ коммунальных сетей;
- необходимость развития и совершенствования коммунальной инфраструктуры города на основе современных технологий.
8) проблемы благоустройства города:
- необходимость согласования с условиями рынка нормативов на текущее содержание объектов внешнего благоустройства;
- необходимость строительства мусороперерабатывающего завода;
- необходимость обустройства "сухих" снегосвалок, в соответствии с требованиями экологии и санитарии, и строительство снегосплавных пунктов;
- отсутствие общегородской схемы сети ливневой канализации с учетом перспективной застройки;
- необходимость повышения комфортности городской среды.
9) проблемы общественного транспорта:
- большая степень износа автобусного парка: по состоянию на 01.01.2008 года29,7 % автобусов имеют пробег более 500 тыс. км, т.е. полностью амортизированы;
- низкий уровень использования парка транспорта общего пользования: на городских маршрутах коэффициент использования парка автотранспорта составляет 67,5 %, электротранспорта - 65,0 %; на пригородных маршрутах коэффициент использования парка составляет 61,1%;
- слабое внедрение современных технологий для оптимизации и совершенствования маршрутной сети;
- отсутствие на федеральном уровне нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере пассажирского транспорта (Устав, Правила пассажирских перевозок).
10) проблемы обеспечения безопасности населения:
- прогрессирующий рост преступлений имущественного характера;
- недостаточно эффективная деятельность органов внутренних дел по раннему предупреждению преступности несовершеннолетних, выявлению и привлечению к ответственности лиц, вовлекающих подростков в совершение противоправных актов;
- текучесть кадров в органах обеспечения правопорядка, неукомплектованность и недостаточный уровень профессиональной подготовки среднего звена руководителей подразделений (на уровне отделений и отделов служб);
- несоответствие численности подразделений Кемеровского гарнизона милиции (ППСМ, ДПС ГИБДД, участковых уполномоченных милиции) нормативной численности милиции общественной безопасности, установленной Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации".
11) проблемы экономического развития города:
- практически исчерпанные резервы экономического роста за счет загрузки производственных мощностей;
- низкая инвестиционная привлекательность города и необходимость разработки новых подходов к промышленной политике с учетом структурных сдвигов, произошедших за последние 15 лет;
- деформированная структура занятости - нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса;
- не сбалансированная с потребностями рынка труда система подготовки трудовых ресурсов;
- необходимость рекультивации и экологического оздоровления территорий ликвидированных промышленных предприятий;
- слабо выраженная инновационная политика предприятий города;
- отсутствие мощных промышленных кластеров на территории города;
- неравные условия конкуренции в отдельных секторах бизнеса;
- высокая степень износа основных производственных фондов на ряде предприятий города;
- процессы слияний и поглощений, рост вертикальной интеграции на крупных предприятиях города, приводящие к процессингу на предприятиях и усилению зависимости от собственников.
12) проблемы инвестиций и финансов:
- неполный сбор местных налогов;
- слабые стимулы к сокращению издержек учреждений, а соответственно, к экономии бюджетных средств;
- отсутствие ориентации учреждений на достижение определенных социально-экономических результатов, так как финансируется сам процесс функционирования учреждений;
- недостаточная финансовая база и высокая дотационность городского бюджета (доля собственных (налоговых и неналоговых) средств в доходах бюджета на конец 2006 года составила 45,4 %);
- низкая инвестиционная привлекательность.
13) проблемы охраны окружающей среды:
- рост экологической нагрузки на природную среду;
- негативное влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения города;
- необходимость строительства на канализационных коллекторах снегосплавных станций для снега, вывозимого с городских магистралей;
- накопление отходов и отсутствие рекультивации территории предприятий бывшего оборонного комплекса;
- усиление влияния на окружающую среду растущего парка автомобильного транспорта (частного, муниципального).
14) проблемы системы управления:
- активизация деятельности, результаты которой носят стратегический характер и направлены на повышение качества жизни населения;
- необходимость совместной разработки с собственниками хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города, долгосрочных приоритетов и целей развития бизнеса и местного сообщества, схем и механизмов взаимодействия, обеспечивающих устойчивое социальное и экономическое развитие территории;
- необходимость разработки системы и механизмов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, направленной на выполнение Концепции развития Кемерово, в условиях реализации федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
1. Цели социально-экономического развития города Кемерово
Основные стратегические цели, направления и задачи социально-экономического развития города Кемерово представлены в Концепции развития города Кемерово до 2021 года.
Важно отметить, что под стратегическими целями понимаются такие, которые ориентированы на постоянный поиск новых конкурентных преимуществ и возможностей социально-экономического развития. Причем возможности развития в основном находятся вне муниципального образования и связаны с потребностями государства, бизнеса и населения.
Тактические цели предполагают создание условий и предпосылок максимально эффективного использования ранее выявленных возможностей социально-экономического развития муниципального образования. Поэтому они могут быть ориентированы на объекты и процессы как внутренние, так и внешние по отношению к муниципальному образованию и непосредственно связаны с имеющимися конкурентными преимуществами.
Оперативные цели социально-экономического развития муниципального образования ориентированы на максимально эффективное использование имеющегося потенциала и возможностей.
Как стратегические, так и тактические и оперативные цели направлены на решение отмеченных проблем развития отдельных отраслей и направлений деятельности органов местного самоуправления города. При этом цели должны быть соотнесены с представленной в Концепции развития Кемерово до 2021 года совокупностью приоритетов социально-экономического развития и с основными стратегическими направлениями реализации Концепции:
1) создание благоприятных условий жизнедеятельности населения на основе инноваций;
2) создание эффективной институциональной среды развития города Кемерово;
3) формирование инновационных условий сохранения и укрепления здоровья населения;
4) формирование инновационной системы развития интеллектуального потенциала и его использования.
2. Задачи стратегического плана города Кемерово
Для достижения оперативных, тактических и стратегических целей социально-экономического развития города Кемерово необходимо решить совокупность задач, сформулированных с учетом целесообразных и возможных сроков и последовательности их решения.
В долгосрочном периоде необходимо решение следующих задач:
- изменить демографическую ситуацию;
- обеспечить качественный прорыв в уровне жизни населения;
- возродить промышленность посредством придания ей инновационного качества;
- обеспечить благоприятные экономические и финансовые условия для активизации инновационной деятельности;
- обеспечить организацию инновационных центров как институций будущего развития города.
В среднесрочном и краткосрочном периодах необходимо решение следующих локальных задач:
1) общие задачи социально-экономического развития города:
- повышение инвестиционного рейтинга города, формирование благоприятного инвестиционного климата в городе;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал;
- повышение уровня занятости экономически активного населения;
- обеспечение эффективной интеграции кемеровских предприятий в российскую и мировую экономику;
- создание комплекса современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития, высокому качеству жизни населения и национальной безопасности;
- охрана окружающей среды;
- развитие современной социальной и рыночной инфраструктуры.
2) задачи развития промышленности и энергетики:
- перевод промышленного комплекса города на инновационный путь развития; выпуск и широкое применение энергосберегающих технологий, оборудования уникальных технологий для защиты окружающей среды и др.;
- укрепление связей науки с производством, поиск и внедрение новых форм научно-инновационной и инженерной деятельности;
- формирование (развитие) благоприятных условий для работы эффективных собственников;
- активизация инвестиционной деятельности в промышленности;
- развитие рынка сбыта и организация работы на внешнем и внутреннем рынках; содействие в реализации интересов промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
- кадровое обеспечение промышленности (прежде всего предприятий химической, машиностроительной, пищевой и строительной отраслей);
- формирование социальной направленности промышленной политики посредством содействия занятости населения, соблюдения трудовых гарантий, развития системы трудоустройства и профессионального обучения рабочих кадров;
- модернизация технологического оборудования, реконструкция и внедрение экологически чистых технологий с целью повышения надежности и эффективности энергоснабжения города.
3) задачи строительного комплекса:
- развитие ипотечного кредитования и государственной поддержки в приобретении жилья;
- ликвидация ветхого и аварийного жилья;
- создание условий для развития производства строительных материалов и конструкций;
- увеличение объемов вводимого жилья;
- внедрение новых проектов жилых домов, новых прогрессивных технологий домостроения;
- завершение разработки генерального плана развития города;
- строительство объектов социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов промышленного назначения;
- модернизация и реконструкция имеющегося жилого фонда и др.
4) задачи транспортного комплекса и связи:
- обеспечение телефонной связью жителей сектора частной застройки и поселков закрытых шахт, вошедших в состав города;
- обеспечение высокого качества предоставляемых услуг связи и расширение их перечня;
- планомерный переход на цифровую аппаратуру и волоконно-оптические линии связи;
- транспортное обслуживание населения новых жилых микрорайонов;
- снижение неблагоприятного влияния транспорта на экологию;
- обеспечение регулярности движения транспорта и повышение качества пассажирских перевозок;
- устранение отставания в реализации транспортной схемы города (строительство новых дорог и магистралей, реконструкция (в том числе расширение) существующих улиц и дорог, увеличение пропускной способности дорог, организация транспортных развязок и т.п.);
- ликвидация острого дефицита парковочных площадок и сооружений для хранения личного транспорта жителей.
5) задачи развития жилищно-коммунального хозяйства:
- повышение эффективности и комплексное развитие инженерной инфраструктуры;
- реализация государственной политики реформирования ЖКХ;
- содержание объектов ЖКХ (мест общего пользования, систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, муниципального жилищного фонда и т.д.) в состоянии, соответствующем установленным нормам и нормативам;
- преодоление большой степени износа основных фондов.
6) задачи развития жилищной сферы:
- переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
- обеспечение жильем социально не защищенных слоев населения;
- содействие решению жилищных проблем молодых семей.
7) задачи охраны окружающей среды:
- совершенствование нормативно-правовых, организационных, институциональных условий с целью обеспечения экологической безопасности в городе Кемерово;
- снижение значений фактических выбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДВ, и фактических сбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДС;
- очистка ливневого стока селитебной части города;
- извлечение вторичного сырья из твердых бытовых отходов.
8) задачи развития потребительского рынка:
- размещение разнообразных объектов потребительского рынка в районах и поселках города с учетом достигнутого уровня обеспеченности торговыми площадями, посадочными местами, объектами сферы бытовых услуг;
- обеспечение высокого качества торгового и бытового обслуживания населения, в том числе малообеспеченных категорий граждан;
- кадровое обеспечение деятельности предприятий отрасли.
9) задачи развития малого предпринимательства:
- обеспечение доступа малого предпринимательства к краткосрочным кредитным ресурсам; поддержка предпринимателей, не имеющих достаточного обеспечения для своей деятельности; создание кредитных историй для начинающих предпринимателей; создание рабочих мест;
- доведение инновационных разработок до производства конкурентоспособной продукции;
- развитие малого предпринимательства в производственной сфере, увеличение налогооблагаемой базы;
- формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- оказание консультационной и методической помощи субъектам малого предпринимательства.
10) задачи социальной сферы:
- совершенствование нормативно-правовых, организационных, институциональных условий с целью разработки и внедрения современных инновационных технологий в социальной сфере;
- формирование муниципального заказа на разработку и внедрение технологий, обеспечивающих диверсификацию социальных услуг, расширение их перечня, повышение их доступности и качества;
- модернизация и развитие материально-технической базы организаций социальной сферы;
- обеспечение организаций социальной сферы квалифицированными кадрами;
- обеспечение доступности и качества медицинских, социальных услуг, в том числе высокотехнологичных;
- повышение эффективности функционирования объектов социальной сферы;
- внедрение инновационных методов работы;
- стабилизация основных показателей здоровья населения;
- профилактика социально значимых и инфекционных заболеваний;
- перепрофилирование и строительство учреждений дошкольного образования и общего образования (школ) в новых микрорайонах;
- пропаганда здорового образа жизни;
- работа по выявлению и поддержке юных талантливых горожан;
- интенсификация клубной работы по интересам;
- организация и осуществление социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др.
11) задачи развития социального партнерства на территории города:
- совершенствование механизма конструктивного взаимодействия органов власти, бизнеса и общества;
- разработка и заключение системы Договоров о социальном партнерстве (в том числе долгосрочных) между администрацией города Кемерово и собственниками крупных и средних предприятий и организаций;
- разработка и внедрение механизмов поддержки гражданских инициатив;
- разработка и внедрение механизмов организации совместной деятельности субъектов развития города, обеспечивающих участие жителей города в решении вопросов местного значения, переход к гражданско-договорному взаимодействию.
12) задачи повышения эффективности управления социально-экономическим развитием города Кемерово:
- внедрение технологии работы с потребителями муниципальных услуг (бизнес-сообществом, населением) по принципу "одного окна" в структурных подразделениях органов местного самоуправления и на предприятиях и организациях муниципальной формы собственности с персонификацией ответственности за выполнение взаимных обязательств в установленные сроки;
- создание специализированного Управления проектами в структуре администрации города Кемерово, осуществляющего разработку, реализацию и мониторинг Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года и других стратегических приоритетных проектов, а также обеспечивающего координацию деятельности органов местного самоуправления и государственной власти, бизнес-структур, общественности в вопросах реализации стратегического плана;
- внедрение в органах местного самоуправления системы стратегического управления;
- внедрение системы сбалансированных показателей деятельности органов местного самоуправления;
- внедрение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- применение технологий конкурсного отбора на замещение должностей муниципальной службы.
13) задачи активизации инновационной деятельности в городе:
- разработка Программы инновационного развития Кемерова, включающей в себя механизмы поиска, оценки, разработки, внедрения и организационно-правового, информационного, ресурсного сопровождения инноваций во всех отраслях и сферах деятельности;
- создание Инновационного центра как фундаментальной основы реализации "точек роста" города;
- формирование условий для создания и развития учебно-производственных комплексов, исследовательских, внедренческих, венчурных фирм.
14) задачи инновационного развития города Кемерово:
- проведение инновационно-технологической модернизации образовательных, научных, научно-исследовательских, проектных организаций города с целью создания российского технопарка в сфере высоких технологий по глубокой переработке угля, специализированных внедренческих центров по распространению технологий на предприятиях угольной промышленности;
- развитие научного потенциала и инновационных производств посредством создания инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;
- формирование условий для развития в городе девелопмента;
- создание регионального центра современных технологий обеспечения экологической безопасности, рекультивации земель, утилизации отходов производства и бытовых отходов.
3. Образ будущего города Кемерово
Исходя из анализа имеющегося потенциала, долгосрочное развитие города Кемерово представляется по следующим основным векторам:
1) город Кемерово - центр инновационного развития Кемеровской области;
2) город Кемерово - административный, торгово-транспортный, логистический и рекреационно-развлекательный центр Кемеровской области;
3) город Кемерово - комфортная и безопасная для проживания и трудовой деятельности территория с высоким качеством жизни;
4) город Кемерово - один из ведущих российских центров технологий глубокой переработки угля и подготовки высококвалифицированных кадров для угледобывающей промышленности;
5) город Кемерово - развитая городская агломерация, ориентированная на производство продукции машиностроения, химической промышленности, промышленности строительных материалов.
Учитывая общую тенденцию глобальной трансформации экономики, вариант развития города Кемерово как центра инновационного развития Кемеровской области является наиболее предпочтительным и перспективным при сохранении других направлений развития. Тем не менее, возможны различные сценарии развития города в долгосрочной перспективе.
4. Базовые сценарии социально-экономического развития города Кемерово
4.1. Инерционный сценарий развития
Инерционный сценарий развития города Кемерово предполагает сохранение основных тенденций и трендов в будущем. Основой социально-экономического развития города Кемерово будут являться традиционные виды экономической деятельности города, такие как химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов, производство машин и оборудования. При этом ожидается сохранение как ассортимента, так и объемов производства.
Сохранится тенденция старения основных производственных фондов ведущих промышленных предприятий города, снижение конкурентоспособности продукции как по ценовым, так и по качественным параметрам в сравнении с другими предприятиями, расположенными, прежде всего, на европейской территории России.
При снижении финансово-экономических показателей предприятий в условиях практически полной зависимости развития крупных промышленных предприятий города от политики собственников может возникнуть вопрос об экономии ресурсов (в том числе свертывание экологических и социальных программ), о продаже предприятий, о сокращении отдельных нерентабельных производств, о ликвидации хозяйствующих субъектов. Это усилит неопределенность развития, уменьшит объемы поступления в бюджет, снизит возможности города в решении насущных проблем, усугубит социальные проблемы и увеличит нагрузку на бюджет города.
Вместе с тем развитие предприятий города может столкнуться с серьезным дефицитом квалифицированной рабочей силы, а следовательно, с ограничениями или полной невозможностью осуществления собственных стратегий. Дефицит рабочей силы может быть обусловлен снижением численности трудоспособного населения как результата демографических процессов - естественной убыли населения, старения населения, высокой смертности в трудоспособном возрасте и низкой рождаемости.
При неблагоприятных условиях развития экономики уровень жизни населения не будет повышаться. Качество жизни населения может повышаться низкими темпами. Все это может сформировать условия для увеличения миграционного оттока из города Кемерово, социального расслоения общества и обострения социальных проблем, снижения инвестиционной привлекательности города и предприятий города, ухода крупного бизнеса (в том числе федеральных торговых сетей) из города.
При сохранении существующих тенденций развития (в том числе подъема и роста экономики и рынка) в долгосрочной перспективе вероятны насыщение рынка, обострение конкурентной борьбы, снижение финансово-экономических показателей деятельности предприятий, спад и возникновение системных проблем развития города.
Таким образом, инерционный сценарий развития города не может быть стратегическим выбором.
4.2. Инновационный сценарий развития
Инновационный сценарий развития города Кемерово предусматривает существенные качественные изменения по основным индикаторам социально-экономического развития. Логика инновационного сценария развития предполагает активный поиск, создание, внедрение и распространение инноваций во всех сферах экономики города. В городе Кемерово имеется основа для выбора инновационного сценария, так как функционирует ряд НИИ, образовательные учреждения высшего профессионального образования с богатым исследовательским и внедренческим опытом и потенциалом (КемГУ, КузГТУ, КемТИПП, КемГМА), лаборатории на крупных предприятиях города и т.д.
Использование имеющегося потенциала может привести к существенному увеличению добавленной стоимости в городе, а также к увеличению ассортимента и объемов производства продовольственных и промышленных товаров (товаров народного потребления), ориентированных на местные рынки. Внедрение ресурсосберегающих технологий позволит снизить производственные издержки и повысить конкурентоспособность продукции предприятий города. Технологические инновации позволят снизить неблагоприятную нагрузку на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию в городе. Образовательные и здоровьесберегающие инновации позволят создать условия для всестороннего развития личности и формирования высококвалифицированной рабочей силы. Инновации в управлении (в том числе в муниципальном) позволят повысить инвестиционную привлекательность города и предприятий города.
Важным этапом в реализации инновационного сценария развития города является начало коммерческого тиражирования инноваций, в том числе в виде знаний, информации, технологий.
Однако инновационная деятельность в городе до сих пор носит локальный характер, характеризуется слабым ресурсным обеспечением, информационным и правовым сопровождением, а также высоким уровнем риска. Отсутствуют ориентиры и направления для долгосрочного планирования разработок и внедрения инноваций. Существенным ограничением реализации сценария является отсутствие заинтересованности собственников предприятий города, подкрепленной ресурсами и выходящей за трех-, пятилетний плановый период.
Таким образом, реализация инновационного сценария развития города Кемерово затруднена, и данный сценарий не может быть принят к реализации в настоящее время, поскольку отсутствуют условия для активного внедрения и использования инноваций в производственном и непроизводственном секторах; не разработаны и не предложены привлекательные и конкурентоспособные институциональные и инвестиционные проекты развития города.
4.3. Переходный сценарий развития
Переходный сценарий предусматривает наличие трех последовательно сменяющих друг друга этапов (рис.1).
1) 2007 год - 2012 год (этап инерционного развития города) - сохранение общих тенденций социально-экономического развития (по основным индикаторам) при последовательном и непрерывном сглаживании негативных тенденций и усилении позитивных к концу периода.
На данном этапе происходит формирование основы будущего инновационного развития города Кемерово посредством создания эффективной институциональной среды развития и благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Развитие промышленного производства предусматривает активное внедрение механизмов социального партнерства во взаимоотношениях органов власти и собственников крупных предприятий. К концу этапа необходимо осуществить формирование химического комплекса (кластера) на основе усиления производственных связей существующих предприятий химической промышленности. Существенную роль в экономическом развитии города будет играть малое предпринимательство, особенно в секторе производства товаров народного потребления и в сфере услуг для крупных предприятий. Венчурное (рисковое) предпринимательство будет развиваться преимущественно при крупных промышленных предприятиях.
Внедрение в практику органов местного самоуправления принципа "одного окна", разработка "прозрачных" и понятных бизнесу унифицированных правил ведения бизнеса позволят повысить инвестиционную привлекательность города. Реализация экологических и социальных программ на предприятиях города позволит улучшить экологическую ситуацию в городе и решить отдельные социальные проблемы работающих.
Одним из приоритетов развития на данном этапе является закрепление положительных тенденций роста качества жизни населения. Поэтому на данном этапе должна продолжиться работа по созданию новых рабочих мест (в том числе в малом бизнесе), повышению размеров заработной платы (в том числе в рамках социального партнерства с собственниками), по строительству жилья и объектов социальной сферы, по развитию системы здравоохранения, образования, социальной защиты и других отраслей социальной сферы, по развитию транспортной инфраструктуры и общественного транспорта (реконструкция дорожной сети, обновление парка транспортных средств и пр.), по сбалансированному развитию потребительского рынка, благоустройству и повышению качества жилищно-коммунальных услуг и т.д. Город Кемерово должен стать центром рекреационных, развлекательных услуг на севере Кемеровской области.
Значимым результатом этапа является создание условий активизации "точек роста" города на основе инноваций. Должна произойти реальная интеграция различных организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта на основе единой цели - сохранение и укрепление здоровья населения как будущего города. Также должны быть заложены основы подготовки интеллектуально развитых высококвалифицированных кадров как одно из условий перехода к инновационному развитию города.
Выгодное экономико-географическое положение города Кемерово также будет использовано на рассматриваемом этапе. Естественные процессы формирования торгового транспортно-логистического центра Кемеровской области будут активизированы посредством создания соответствующих благоприятных условий для бизнеса.
2) 2013 год - 2017 год (этап прорывного количественного роста) - устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное улучшение качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Кемерово.
К концу этапа "точки роста" города должны стать ключевыми в развитии города и определяющими его социально-экономическое положение. По основным направлениям деятельности и развития города обеспечены устойчивые позитивные изменения (увеличение рождаемости и численности населения, снижение смертности, увеличение числа рабочих мест, удержание низкого уровня безработицы, увеличение объемов производства товаров народного потребления и продовольственных товаров, увеличение объемов инвестиций, объемов жилищного строительства и т.д.). В структуре населения города доминирующее положение занимает "средний" класс. В целом заканчивается формирование гражданского общества.
Развитие отраслей экономики происходит на основе широкого внедрения инноваций, позволяющих повысить качество продукции и снизить издержки производства и обращения, снизить экологическую нагрузку, сократить затраты времени на производство и т.д.
3) 2018 год - 2021 год (этап инновационного качественного роста) - фактический переход к функционированию и социально-экономическому развитию в институциональных условиях новой экономики, основанной на информации, инновациях и знаниях. Объем созданной добавленной стоимости и ее структура по видам экономической деятельности должны существенно отличаться от существующих в настоящее время. Уровень благосостояния и качество жизни населения определяются как высокие и выше среднего по региону.
Таким образом, наиболее вероятным сценарием является переходный сценарий. Стратегическое целеполагание далее будет производиться исходя из выбора к реализации переходного сценария в качестве базового.
5. Источники финансирования реализации стратегического плана
В качестве источников финансирования реализации стратегического плана социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года выделяются: - бюджет города Кемерово;
- бюджет Кемеровской области;
- федеральный бюджет;
- собственные средства предприятий и предпринимателей;
- заемные средства кредитных учреждений;
- средства российских и международных фондов и общественных организаций;
- инвестиции.
Финансирование реализации отдельных мероприятий плана происходит в рамках индивидуальных схем, которые разрабатываются участниками рабочих групп, инвесторами.
Муниципальные ресурсы для развития города включают финансовые ресурсы, используемые для развития экономики и социальной сферы города, муниципальное имущество, а также земельные ресурсы территории.
1. Финансовые ресурсы города - это реальные финансовые возможности планируемого периода, которые будут направлены на развитие промышленного сектора, потребительского рынка, на обеспечение устойчивого функционирования сферы жизнеобеспечения и социальной сферы. Средства городского самоуправления:
- Доходы городского бюджета (в том числе налоговые поступления и неналоговые поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы);
- Инвестиционные средства (прибыль организаций города, остающаяся в их распоряжении (после уплаты налогов); амортизационные отчисления; ассигнования бюджетов вышестоящих уровней; спонсорские средства; средства федерального бюджета на реструктуризацию угольной отрасли (ликвидационные работы закрываемых шахт; программа местного развития);
- Средства государственных внебюджетных фондов#
2. Муниципальное имущество - материальная основа для выполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления. Муниципальное имущество распределяется по типам следующим образом: жилищный фонд; нежилой фонд; объекты, не завершенные строительством; инженерная инфраструктура (сети); прочее недвижимое имущество (пеня); движимое имущество.
3. Земельные ресурсы в значительной степени определяют перспективное развитие территории, обеспечивая доходы в бюджет города от использования земельных ресурсов в виде арендной платы за земельные участки и земельного налога.
6. Основные результаты реализации стратегического плана
Реализация намеченных стратегических целей и выполнение задач с учетом потенциальных возможностей региона и предпринимаемых властью усилий и действий должны обеспечить к концу рассматриваемого срока:
- превышение основных параметров качества жизни населения города Кемерово над среднероссийским уровнем и уровнем ряда административных центров субъектов РФ;
- перелом негативных тенденций в демографической ситуации (превышение рождаемости над смертностью);
- сокращение резких социальных различий между районами города;
- формирование города Кемерово как главного инновационного центра Кемеровской области в XXI в.;
- вхождение в категорию финансово самообеспеченных муниципальных образований начиная с 2012 года.
Ожидаемые основные социально-экономические результаты:
1) в долгосрочном периоде:
- сохранение темпов роста производства по видам экономической деятельности на уровне не ниже среднего по РФ (среднего по Сибирскому федеральному округу);
- увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в фактических ценах в 2,2 раза (99170,5 тыс. рублей в 2017 году против 44821,6 тыс. рублей в 2006 году);
- увеличение общего объема инвестиций в основной капитал (в том числе в исследования и разработки) в 3,5 раза (в 2017 году - 62627,0 млн. рублей в текущих ценах против 17918,3 млн. рублей в 2006 году);
- увеличение числа малых предприятий на 4,4 % (6950 ед. в 2017 году против 6658 ед. в 2006 году);
- увеличение оборота розничной торговли в 3,1 раза (173340,2 млн. рублей в 2017 году против 55604,2 млн. рублей в 2006 году);
- увеличение оборота общественного питания в 3,87 раза (10066,0 млн. рублей в 2017 году против 2602,0 млн. рублей в 2006 году);
- увеличение объема платных услуг населению в 4,6 раза (60484,4 млн. рублей в 2017 году против 13258,6 млн. рублей в 2006 году);
- увеличение средней заработной платы работников по крупным и средним предприятиям в 3,4 раза (40024,3 рубля в 2017 году против 11769,0 рублей в 2006 году);
- рост среднедушевых денежных доходов в 2,76 раза (36071,7 рублей в месяц в 2017 году против 13061,0 рубля в 2006 году);
- снижение уровня бедности (8,2 % в 2017 году против 13,2 % в 2006 году);
- поддержание низкого уровня безработицы (0,8 % от численности трудоспособного населения города в 2017 году);
- увеличение объемов жилищного строительства в 2,05 раза (410,0 тыс. м2 в 2017 году против 200,1 тыс. м2 в 2006 году);
- рост обеспеченности детей дошкольными учреждениями (541,7 мест на 1000 детей дошкольного возраста в 2017 году против 429,2 - в 2006 году);
- увеличение фондовооруженности медицинского персонала активной частью фондов на 17,1% (57500 руб./чел. в 2017 году против 49100 руб./чел. в 2006 году);
- снижение уровня заболеваемости населения, в первую очередь детей и подростков;
- увеличение коэффициента рождаемости (с 10,9 чел. на 1000 чел. населения в 2006 году до 12,1 в 2017 году) и снижение коэффициента смертности (с 14,5 чел. на 1000 чел. населения в 2006 году до 14,1 в 2017 году);
- увеличение доли пожилых людей и инвалидов, обеспеченных социальным обслуживанием (100 % начиная с 2009 года против прогнозируемых 89,6 % в 2007 году);
- снижение уровня преступности.
2) в среднесрочном периоде:
- увеличение темпов роста производства по видам экономической деятельности (так, значение индекса физического объема отгруженных товаров собственного производства прогнозируется в 2012 году - 102,5 %);
- снижение уровня бедности (10,5 % в 2012 году против 13,2 % в 2006 году);
- поддержание низкого уровня безработицы (0,9% от численности трудоспособного населения города на период до 2012 года);
- увеличение общего объема инвестиций в основной капитал, в том числе в исследования и разработки (в 2012 году - 41490,0 млн. рублей в текущих ценах против 17918,3 млн. рублей в 2006 году);
- увеличение числа малых предприятий (6900 ед. в 2012 году против 6658 ед. в 2006 году);
- увеличение объемов жилищного строительства (370,0 тыс.м2 в 2012 году против 200,1 тыс. м2 в 2006 году);
- увеличение фондовооруженности медицинского персонала активной частью фондов (55000 руб./чел. в 2012 году против 49100 руб./чел. в 2006 году).
Контроль выполнения Концепции развития города Кемерово до 2021 года должен быть общественным и реализован посредством мониторинга. С учетом результатов мониторинга принимаются решения о распределении ресурсов, корректировке стратегических целей и направлений.
В ходе мониторинга решаются следующие задачи:
- стимулирование реализации отдельных проектов и Концепции в целом;
- оценка достижения главных стратегических, тактических и оперативных целей, получение информации для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;
- оценка степени реализации мер, информация для уточнения и корректировки этих мер;
- обеспечение непрерывности управления реализацией стратегического плана.
Структура системы мониторинга включает в себя три части:
1. Мониторинг внешней среды города Кемерово на основе информации о ситуации и тенденциях в муниципальных образованиях Кемеровской области, Сибирского Федерального округа, России и мира.
2. Мониторинг общих результатов реализации Концепции по четырем принятым стратегическим направлениям.
3. Мониторинг состояния эффективности реализации стратегического плана исходя из уровня социально-экономических показателей развития города Кемерово. Он показывает степень продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели - повышению качества жизни населения.
Основные индикаторы оценки эффективности реализации стратегического плана развития города Кемерово представлены в приложении к стратегическому плану.
Достижение поставленных целей и приоритетов развития города Кемерово возможно лишь при согласованном взаимодействии органов местного самоуправления города Кемерово, субъектов хозяйствования, общественности и населения.
Председатель Кемеровского
городского Совета
народных депутатов |
А.Г. Любимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.