Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Кемеровского городского
Совета народных депутатов четвёртого созыва
от 28 сентября 2007 г. N 169
(двадцатое заседание)
Долгосрочный план социально-экономического развития города Кемерово до 2017 года
Введение
Долгосрочный план социально-экономического развития города Кемерово до 2017 года разработан на основе Концепции развития города Кемерово до 2021 года и Стратегического плана социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года. Период 2013-2017 гг. является этапом прорывного количественного роста, для которого характерно устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное увеличение темпов роста качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Кемерово, создание новых институций к концу периода при сохранении миссии города как консолидирующего элемента социально-экономического развития. Цели разработки долгосрочного плана:
- формирование совокупности мероприятий, реализация которых позволит обеспечить повышение качества жизни населения в долгосрочном периоде в рамках принятой Концепции развития города и миссии города Кемерово;
- определение индикаторов социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочном периоде и разработка системы мониторинга выполнения мероприятий долгосрочного плана.
Реализация намеченных стратегических целей и выполнение задач с учетом потенциальных возможностей региона и предпринимаемых властью усилий и действий должны обеспечить к концу рассматриваемого срока:
- превышение основных параметров качества жизни населения города Кемерово над среднероссийским уровнем и уровнем ряда административных центров субъектов РФ;
- перелом негативных тенденций в демографической ситуации (превышение рождаемости над смертностью);
- сокращение резких социальных различий между районами города;
- формирование города Кемерово как главного инновационного центра Кемеровской области в XXI в.
В долгосрочном плане социально-экономического развития города Кемерово имеются следующие разделы: оценка долгосрочных трендов социально-экономического развития города Кемерово; основные проблемы социально-экономического развития города Кемерово и основные резервы социально-экономического развития в долгосрочной перспективе; цели и задачи социально-экономического развития города в долгосрочной перспективе; элементы механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития города Кемерово, а также основные индикаторы социально-экономического развития муниципального образования на перспективу до 2017 г.; схема мониторинга.
1. Оценка социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочной перспективе
Оценка социально-экономического развития города Кемерово, представленная в Концепции и Стратегическом плане социально-экономического развития города до 2021 года, обуславливает следующие выводы относительно долгосрочных трендов:
1. Демографическая ситуация характеризуется относительной устойчивостью, снижением естественного оттока населения.
Продолжается снижение численности населения при стабилизации естественного оттока, что является следствием инерционности демографических процессов.
2. Рост доходов населения и формирование среднего класса, что связано с ростом реальных доходов и средней заработной платы.
3. Развитие экономики характеризуется умеренным ростом объемов произведенной продукции.
4. Развитие промышленных предприятий связано с ростом объемов инвестиций в основной капитал, обновлением основных фондов и внедрением современных инновационных технологий.
5. Стабилизация количества занятых в экономике, в том числе на крупных, средних и малых предприятиях, при росте заработной платы, что свидетельствует о росте производительности труда, снятии напряженности на рынке труда. Однако по-прежнему наблюдается деформация в занятости и проблемы с высококвалифицированной рабочей силой в химической промышленности, угольной промышленности, промышленности строительных мероприятий.
6. Дальнейший рост сектора услуг, а именно розничного товарооборота, оборота общественного питания, оказания платных услуг, что свидетельствует о диверсификации экономики города.
7. Рост ввода жилья, стимулируемый увеличением реальных доходов среднего класса и развитием кредитования покупок недвижимости.
2. Основные проблемы и резервы социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочной перспективе
Основными проблемами социально-экономического развития города Кемерово в долгосрочной перспективе являются:
1. Ухудшение состояния основных фондов (износ) промышленности и технологическая отсталость.
2. Низкая конкурентоспособность производимой продукции.
3. Малое количество производств с высокой добавленной стоимостью (в структуре промышленного производства с выпуском продукции первичных переделов, крупнотоннажной химии).
4. Проблемы кадрового обеспечения промышленности (прежде всего предприятий химической, машиностроительной, пищевой и строительной отраслей). Например, ощущается нехватка следующих специалистов:
- аппаратчики, машинисты, слесари КИПиА, электрогазосварщики, токари, слесари-ремонтники;
- руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием (главные и ведущие специалисты);
- водители технологических автомобилей, машинисты бульдозера, экскаватора, буровой установки.
5. Старение инженерных сетей и ухудшение состояния коммунального хозяйства.
6. Нарастание износа жилищного фонда ("хрущевки", панельные строения). Объем ветхого и аварийного жилья в долгосрочной перспективе может достичь 4% общей площади жилищного фонда, увеличившись почти вдвое по сравнению с 2000 годом.
7. Снижение кадрового потенциала в образовании и здравоохранении в связи с демографическими процессами.
8. Несоответствие транспортной инфраструктуры города растущему автопарку и возникновение периодических "пробок".
9. Усиление неблагоприятного воздействия на окружающую среду со стороны растущего парка автотранспорта.
10. Ухудшение здоровья населения, вызванное увеличением доли нетрудоспособного населения в общей численности.
Оптимальной для Кемеровской области в долгосрочной перспективе признана инновационно-технологическая модернизация базового сектора экономики области (угольной промышленности, металлургии, химии, горнодобывающего производства), а также его глубокая диверсификация (увеличение производства товаров с высокой долей добавленной стоимости - "движение в сторону глубоких переделов"), превращение в ведущий российский центр технологического обеспечения горнодобывающей промышленности. Данное стратегическое направление развития региона находит свое отражение в предложенных "точках роста" города Кемерово на период до 2021 года:
1) развитие интегрированной системы сохранения и укрепления здоровья населения Кемерово;
2) развитие эффективной системы непрерывного образования как предпосылки роста интеллектуального и научного потенциала, подготовки квалифицированной рабочей силы;
3) развитие малого предпринимательства, в том числе венчурного (особенно в секторе производства товаров народного потребления и в сфере услуг для крупных предприятий);
4) формирование эффективного высокотехнологичного химического комплекса (кластера) на основе усиления интеграции существующих предприятий химической промышленности;
5) развитие строительного комплекса как генератора роста отраслей экономики (производство инновационных строительных материалов, производство продукции химической промышленности, жилищное строительство, строительство объектов коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и др.);
6) развитие сферы рекреационных услуг как основы обеспечения современных форм досуга, отдыха, спорта (Сосновый бор и др. рекреационные зоны);
7) диверсификация промышленности для увеличения производства товаров потребительского назначения;
8) развитие торговли и логистики;
9) развитие и совершенствование форм работы с населением, развитие гражданской активности горожан.
Фундаментальной основой реализации "точек роста" являются инновации во всех отраслях и сферах деятельности. Факторами для развития и реализации концепции "точек роста" являются:
- обновление технологий в промышленном производстве, в том числе способствующих улучшению экологии города Кемерово;
- модернизация промышленного производства и оказание услуг на основе внедрения инноваций во всех сферах деятельности;
- информатизация процесса предоставления муниципальных услуг;
- инновации в управлении городом: переход от модели, ориентированной на текущее функционирование, к модели развития.
Развитие технологий и рынков высокотехнологических товаров в долгосрочной перспективе в России и мире характеризуется такими трендами:
- интенсивное формирование нового технологического ядра, в значительной степени на базе конвергенции технологий (наноэлектроника, биоинформатика и др.);
- переход к новому поколению аэрокосмической и военной техники;
- расширение цифровых технологий, охват ими всех сторон жизни человека и общества; формирование цифровой модели мира; значительное отставание бедных стран от развитых в доступе к современным информационным и коммуникационным ресурсам (феномен "цифрового неравенства");
- интенсивный рост "экономики на знаниях".
Резервы и конкурентные преимущества, указанные в Концепции развития города Кемерово до 2021 года, которые необходимо использовать в долгосрочном периоде, следующие:
1) наличие статуса областного центра;
2) наличие рекреационного потенциала в черте города;
3) близость к динамично развивающимся азиатским рынкам - выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией;
4) наличие развитых элементов транспортного узла для формирования транспортного хаба - международный аэропорт, близость к федеральной автомобильной трассе М-53;
5) стабильный производственный потенциал (в том числе наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением (Кировский район); наличие промышленного потенциала и действующих крупных предприятий промышленности;
6) удачное градостроительное решение компоновки города, позволяющее расширять границы города без существенной реконструкции и сноса;
7) высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;
8) наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
9) развитый потребительский рынок, высокая концентрация сетевой торговли;
10) наличие достаточного потенциала в сфере дорожного строительства, благоустройства города и инженерного обеспечения (передовые технологии, техника, кадровый состав);
11) маятниковая миграция с близлежащих территорий, позволяющая закрывать вакансии рабочих мест;
12) развитая база для подготовки кадров высокой квалификации, в том числе высококвалифицированных рабочих.
Резервы инвестиционных ресурсов представлены средствами федерального, областного и местного бюджетов, долгосрочных инвестиционных ресурсов отечественных банков и иностранных инвесторов под гарантии, возможностями лизинга, а также приобретением импортного оборудования в рамках кредитных линий.
Потребность в инвестиционных ресурсах определяется объемом работ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, внедрению новых инновационных технологий, созданию новых рабочих мест.
В долгосрочной перспективе планируется осуществить ряд инвестиционных проектов на следующих предприятиях:
1) ОАО "Кокс" - проведение реконструкции коксовой батареи N 4 (2014-2015 гг.);
2) филиал ОАО "УК "КРУ" - "Кедровский угольный разрез" -приобретение горно-шахтного оборудования и транспорта на общую сумму почти 3 млрд. рублей (2007-2017 гг.);
3) ОАО "Азот" - организация нового производства изоцианатов и диметилового эфира (до 2017 года);
4) ОАО "Полимер" - организация производства полиэтиленовых труб диаметром 1200 мм и трехслойных труб (до 2015 года);
5) ОАО "Химпром" - расширение хлорпереработки для более глубокой переработки хлора и его соединений, увеличение номенклатуры продукции.
3. Цели и задачи социально-экономического развития города в долгосрочной перспективе
Согласно принятому сценарию развития города Кемерово период 2013-2017 гг. является этапом прорывного количественного роста, для которого характерно устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное увеличение темпов роста качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Кемерово, а также создание к концу периода полноценных новых институтов для поддержки инноваций. При этом основными позитивными тенденциями должны быть:
- улучшение экологической ситуации;
- улучшение здоровья населения, в первую очередь детей и подростков;
- улучшение медико-демографических показателей: снижение естественного оттока населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение показателей смертности в трудоспособном возрасте, снижение младенческой смертности;
- снижение дифференциации населения по уровню доходов и формирование среднего класса;
- снижение уровня бедности;
- создание современной системы социальной защиты населения в связи с тенденцией старения населения;
- обеспечение равного доступа населения к образованию и необходимого уровня обеспеченности населения образовательными услугами;
- создание комфортных условий проживания в городе;
- снижение уровня преступности;
- создание конкурентоспособных кластеров промышленности (химической и строительных материалов) для выпуска продукции с добавленной стоимостью;
- интеграция городского пространства - сокращение социальных и инфраструктурных различий между территориями города.
Основным фактором прорывного количественного роста является внедрение инноваций при условии формирования и развития эффективной институциональной среды и благоприятных условий для бизнеса на этапе 2007-2012 гг. На данном этапе предусматривается разработка механизмов внедрения инноваций до такого уровня, при котором становится возможным тиражировать (распространять, в том числе на коммерческой основе) инновации и обеспечивать их информационное, программное, технико-технологическое, правовое сопровождение.
При сохранении в неизменном виде стратегических целей, сформулированных в Концепции развития города Кемерово до 2021 года, основные цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе представлены ниже.
3.1. Рост экономического потенциала города обеспечивается решением следующих задач:
- модернизация производственно-технологической базы ведущих отраслей городской экономики - химической промышленности, черной металлургии, строительного комплекса;
- создание новых и развитие действующих отраслей промышленности на основе кластеров (создания цепочек добавленной стоимости). Предпочтительными при этом являются следующие отрасли:
а) химическая промышленность, которая требует как обновления основных фондов и внедрения современных технологий, так и кооперации для создания продукции с высокой добавленной стоимостью;
б) промышленность строительных материалов, что обусловлено растущими потребностями в них строительной отрасли и возникшим дефицитом ряда строительных материалов. Целесообразно строительство кирпичного завода; в связи с увеличением масштабов монолитного домостроения необходимо повышение качества продукции и увеличение объема производства цементного завода;
в) переработка отходов (как твердых бытовых отходов, так и отходов промышленного производства). Реализация этого направления позволит создать высокотехнологичные производства по извлечению из отходов различных металлов, изготовлению строительных материалов, а также будет способствовать энергичному развитию малого предпринимательства, созданию новых рабочих мест и решению экологической проблемы;
- развитие малого предпринимательства в сфере производства товаров и услуг, в том числе поддержка венчурного бизнеса и создания инновационных компаний. Для реализации данного направления экономической политики города необходимы:
- внедрение и развитие новых производств в городе;
- создание и внедрение программы максимально возможной защиты местных производителей от конкуренции со стороны некачественных зарубежных аналогов;
- развитие внутрирегиональной и межрегиональной кооперации как средства снижения издержек производства;
- инициирование разработки на федеральном и региональном уровнях долгосрочных программ развития ведущих отраслей экономики (химии, энергетики и др.).
3.2. Развитие образовательного, научного и культурного потенциала обеспечивается решением следующих задач:
3.2.1. Развитие системы непрерывного образования.
Главная цель образовательной системы города - удовлетворение потребностей населения в качественном образовании:
- обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей, а также создание оптимальных условий, обеспечивающих высокий уровень социальной адаптации детей раннего возраста;
- формирование медико-психологических условий для улучшения адаптации детей к обучению в начальной школе;
- формирование механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений, способствующих открытости системы;
- повышение уровня материально-технического обеспечения образовательных учреждений;
- развитие сети дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечение здоровьесберегающими технологиями учебно-воспитательного процесса от детского сада до ВУЗа.
3.2.2. Развитие инновационных и научных центров, проектных организаций и университетской науки для технологического и кадрового обеспечения инновационных процессов в городе Кемерове.
3.2.3. Развитие города как регионального культурного центра.
Главной целью сферы культуры города является формирование определенных положительных качеств личности, необходимых для адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям, как-то# : адаптивности, новаторства, социализации, патриотизма. Для решения задач, стоящих перед сферой культуры, необходимо выделить приоритетные направления в долгосрочной перспективе:
организация работы с детьми и подростками по воспитанию правовой, экономической, экологической культуры, культуры поведения, целенаправленное развитие качеств личности, способствующих адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
организация равного доступа жителей города к получению необходимых им культурных благ;
развитие информационных и управленческих технологий в сфере культуры;
развитие и поддержка направлений "индустрии досуга".
3.3. Улучшение городской среды для минимизации неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье жителей города, обеспечение комфортных условий проживания, деятельности и отдыха:
- создание эффективной городской системы управления, направленной на сохранение окружающей природной среды;
- снижение загрязнения воздуха (включая вклад стационарных и мобильных источников);
- обеспечение безопасной среды в детских, подростковых учреждениях и предприятиях (учреждениях) города;
- повышение экологической образованности и гражданской ответственности населения;
- обеспечение эстетического совершенства города через разработку отдельных долгосрочных поэтапных "дизайн-программ" (с привлечением всех городских структур, общественных организаций, творческих союзов, проектных организаций, производственных предприятий) по следующим направлениям: система визуальных коммуникаций; городская реклама; городской двор; городское освещение; ландшафтный дизайн;
- формирование зон активной градостроительной реконструкции с учетом равномерности развития административных районов и снижение дифференциации административных районов города;
развитие сети городского транспорта и автомобильных магистралей.
3.4. Формирование благоприятного социального климата обеспечивается решением следующих задач:
3.4.1. Развитие устойчивой системы социальной защиты для обеспечения социальной адаптации объектов социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям с использованием передовых социальных технологий:
- разработка и внедрение "Социального паспорта" и организация приема граждан по принципу "одного окна".
"Социальный паспорт" - это информационное отражение в электронном виде принадлежности гражданина (семьи) к тому или иному социальному праву. Введение "социального паспорта" позволит организовать прием граждан и назначение необходимых нормативно определенных видов социальной помощи по принципу "одного окна" с учетом причин, оценки доходов и материально-бытового положения гражданина (семьи) с целью последующего формирования индивидуального "социального пакета" - комплекса мероприятий и видов помощи;
- повышение качества, доступности и увеличение объема предоставления социальных услуг семьям с детьми;
- организация системы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества;
- улучшение качества, доступности и увеличение объема социальных услуг пенсионерам по возрасту и инвалидности;
- организация системы профилактических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда;
- формирование условий для полноценного участия инвалидов в жизни города: проведение комплексных мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и развитие реабилитационных мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями;
развитие комплексной системы социального патронажа.
3.4.2. Развитие жилищной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения комфортности проживания населения, бесперебойного и качественного предоставления услуг.
- совершенствование системы управления в жилищной сфере - переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, создание конкурентной среды в жилищной сфере, повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства города за счет эффективного регулирования предприятий отрасли;
- повышение комфортности проживания, улучшение состояния жилищного фонда: соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечение достаточного маневренного фонда для переселения граждан на период капитального ремонта их дома; ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда (расселение жителей аварийных и ветхих домов);
- благоустройство городских территорий: проведение капитальных ремонтов дорог общего пользования с расширением проезжей части, устройством парковочных карманов, дальнейшие работы по устройству наружного освещения районов, благоустройство мест отдыха, находящихся в городской черте, ремонт проездов и дворов с оборудованием детских площадок;
- повышение надежности коммунальной инфраструктуры: капитальный ремонт, строительство и реконструкция тепловых сетей трубами с помощью современных технологий, реконструкция тепловых пунктов потребителей, внедрение систем автоматического регулирования температурных и гидравлических режимов отопления и горячего водоснабжения, ремонт и реконструкция сетевого хозяйства, реконструкция электрических сетей и оборудования распределительных подстанций в связи с ростом нагрузок, отсутствием резерва по существующим кабельным линиям и износом оборудования, оптимизация режимов работы энергетического оборудования и применение новых материалов и технологий при производстве капитальных ремонтов и реконструкции;
3.4.3. Обеспечение охраны здоровья:
- формирование у населения потребности в здоровом образе жизни: профилактика пьянства, наркомании, курения;
- улучшение состояния среды обитания через мониторинг санэпидблагополучия, социально-гигиенический мониторинг и устранение выявленных отклонений;
- сокращение числа заболеваний, угрожающих репродуктивному здоровью и состоянию здоровья матерей и новорожденных;
- профилактика заболеваний, имеющих наибольшую долю в структуре смертности жителей города;
- профилактика производственного травматизма - реализация программ промышленных предприятий по соблюдению (усилению) мер техники безопасности и предотвращению производственных травм; профилактика транспортного травматизма - реализация комплекса мероприятий, направленных на создание безопасных условий автотранспортного и пешеходного движения в городе; профилактика бытового травматизма - через пропаганду здорового образа жизни и выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасное пребывание в жилых зданиях, на дворовых территориях и улицах города;
- профилактика инфекционных и социально значимых заболеваний.
3.4.4. Повышение безопасности проживания в городе. Для повышения обеспечения общественной безопасности в городе необходимо:
- создать условия для решения кадровой проблемы в правоохранительных органах;
- разработать систему индивидуального стимулирования сотрудников правоохранительных органов с учетом вклада в раскрытие и профилактику преступлений, мнения жителей города;
- продолжить работу по оборудованию и благоустройству дворовых территорий, освещению наиболее затемненных участков, дворов и лестничных клеток;
- создать комплексную систему профилактики различных преступлений (в том числе подростковой и детской преступности) через использование опыта других городов по строительству жилья в рамках закрытого цикла с проходной службой во двор; развитие службы старших по дому, по подъезду; предупреждение правонарушений несовершеннолетних; профилактика рецидивной, бытовой, "пьяной" преступности на основе постоянного контроля за образом жизни и поведением граждан, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; создание реабилитационного центра для женщин и детей, испытывающих насилие в семье;
- расширение сети (сферы) социальных услуг, предоставляемых гражданам, имеющим детей, в том числе одиноким матерям или отцам; частичная компенсация затрат по оплате занятий детей из социально неблагополучных семей в кружках и секциях; оказание помощи лицам, вернувшимся из мест лишения свободы, БОМЖ при условии выполнения встречных обязательств с их стороны;
- проведение мероприятий по укреплению пожарной безопасности в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физкультуры и спорта.
4. Основные элементы механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития города Кемерово
Основными элементами механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития города Кемерово до 2017 года являются:
1. Организационно-управленческий план реализации Стратегического плана социально-экономического развития города с определением основных мероприятий работы организационной структуры в долгосрочной перспективе и внедрением системы сбалансированных показателей для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов;
2. Разработка долгосрочной инвестиционной программы и обеспечение поддержки долгосрочных инвестиционных предложений от бизнес-структур, учитывающие приоритетные стратегические цели развития города и выражающиеся в показателях бюджетной эффективности инвестиционных проектов:
- число создаваемых при реализации проекта рабочих мест;#
- уровень средней заработной платы работающих;
- уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;#
3. Комплекс мероприятий по продвижению проектов в целевые федеральные и региональные программы, в программы реализации приоритетных Национальных проектов, а также мероприятий по привлечению внебюджетных средств бизнес-структур, благотворительных фондов и других институтов через активное лоббирование территориальных интересов на основе формирования совместных согласованных решений в органах государственной власти и управления Кемеровской области, органах государственной власти РФ, общественных негосударственных, межгосударственных и международных организациях.
4. Комплекс мероприятий по достижению стратегических целей социально-экономического развития города на основе инноваций и информатизации:
- создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;
- создание качественной благоприятной среды жизнедеятельности населения, в том числе через комплексное и системное благоустройство территории;
- развитие местного сообщества на основе становления гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества;
- формирование эффективной градостроительной политики.
5. Основные показатели социально-экономического развития города Кемерово на долгосрочную перспективу
На основании Концепции развития города Кемерово до 2021 года, среднесрочного плана социально-экономического развития города Кемерово до 2012 года, а также целей и задач на период до 2017 года определены прогнозные значения некоторых показателей реализации программы.
Ожидаемые основные социально-экономические результаты:
- сохранение темпов роста производства по видам экономической деятельности на уровне не ниже среднего по РФ (среднего по Сибирскому федеральному округу);
- снижение уровня бедности (8,2 % в 2017 году против 13,2 % в 2006 году);
- поддержание низкого уровня безработицы (0,8 % от численности трудоспособного населения города в 2017 году);
- увеличение общего объема инвестиций в основной капитал, в том числе в исследования и разработки (в 2017 году - 62627,0 млн. рублей в текущих ценах против 17918,3 млн. рублей в 2006 году);
- увеличение числа малых предприятий (6950 ед. в 2017 году против 6658 ед. в 2006 году);
- увеличение объемов жилищного строительства (410,0 тыс. м2 в 2017 году против 200,1 тыс. м2 в 2006 году);
- увеличение фондовооруженности медицинского персонала активной частью фондов на 17,1 % (57500 руб./чел. в 2017 году против 49100 руб./чел. в 2006 году);
- рост обеспеченности детей дошкольными учреждениями (541,7 мест на 1000 детей дошкольного возраста в 2017 году против 429,2 - в 2006 году);
- увеличение доли пожилых людей и инвалидов, обеспеченных социальным обслуживанием (100 % начиная с 2009 года против прогнозируемых 89,6 % в 2007 году).
Более подробно данные показатели представлены таблице 1.
Таблица 1
Прогнозные значения основных показателей реализации долгосрочного плана
Наименование показателей |
Единица измерения |
2005 факт |
2006 факт |
2017 прогноз |
1. Общие показатели социально-экономического развития | ||||
Численность постоянного населения (на начало года) |
тыс. человек |
522,6 |
520,1 |
519,0 |
Родившихся |
человек |
5472 |
5692 |
6300 |
Умерших |
человек |
8053 |
7555 |
7300 |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
человек |
-2581 |
-1863 |
-1000 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в фактических ценах, всего |
млн. рублей |
43705,2 |
44821,6 |
99170,5 |
Производство важнейших видов продукции: |
|
|
|
|
- уголь |
тыс. т |
5123,0 |
4695,0 |
4680,0 |
- кокс (в пересчете на 6% влажность) |
тыс. т |
2021,1 |
2075,0 |
2820,0 |
- удобрения минеральные (в пересчете на 100% питательных веществ) |
тыс. т |
563,8 |
551,0 |
655,5 |
- электроэнергия |
млрд. кВт*час |
4,34 |
4,24 |
4,58 |
- древесина деловая |
тыс. плот. куб. м |
1,70 |
1,20 |
1,67 |
- пиломатериалы |
тыс. куб. м |
5,70 |
5,90 |
6,4 |
- цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) |
тыс. т |
55,10 |
25,50 |
36,0 |
- товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы рыбные |
тыс. т |
0,67 |
0,42 |
0,53 |
- пиво |
тыс. дкл |
324,70 |
406,0 |
440,0 |
Численность занятых в экономике (среднегодовая) |
тыс.человек |
284,8 |
296,6 |
301,7 |
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях и в организациях |
тыс. чел. |
181,0 |
180,9 |
181,6 |
Средняя заработная плата работников по крупным и средним предприятиям |
рублей |
9356,0 |
11769,0 |
40024,3 |
Уровень безработицы (по отношению к трудоспособному населению) |
% |
1,2 |
0,9 |
0,8 |
Предельные объемы доходов городского бюджета |
млн. рублей |
7524,6 |
7896,4 |
11774,0 |
Среднедушевые денежные доходы в месяц |
рублей |
10368,0 |
13061,0 |
36071,7 |
Прожиточный минимум |
рублей |
2691,6 |
2936,9 |
5706,2 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % ко всему населению |
% |
16,0 |
13,2 |
8,2 |
2. Инвестиции | ||||
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в ценах соответствующих лет |
млн. рублей |
15917,6 |
17918,3 |
62627,0 |
индекс физического объема в сопоставимых ценах |
в % к пред. году |
132,0 |
111,0 |
106,0 |
3. Транспорт | ||||
Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования - город (авто-, электротранспорт) - пригород - маршрутных такси (в т.ч. ИП) |
млн. пассажиро-км. |
1636,0 874,5 170,0 491,5 |
1750** 885,0** 285,0** 580,0** |
1810 |
Наличие транспортных средств |
ед. |
1204 |
1160** |
1300 |
Объем транспортных услуг |
млн. руб. |
1015,9 |
1080** |
1400 |
4. Строительство | ||||
Ввод в эксплуатацию жилых домов |
тыс. кв. м. |
142,0 |
200,1 |
410,0 |
5. Жилищные условия | ||||
Жилищный фонд, всего (на начало года) |
тыс.кв.м. |
9866,0 |
9991,0 |
13528,0 |
в том числе частный жилищный фонд (собственность граждан) |
тыс.кв.м. |
6209,0 |
6471,0 |
10406,8 |
Число семей, проживающих в ветхом аварийном фонде |
ед. |
3116 |
2735 |
1800 |
Средняя обеспеченность населения жильем (на начало года) |
кв. м. общей площади на одного жителя |
18,9 |
19,2 |
26,1 |
6. Потребительский рынок | ||||
Оборот розничной торговли |
млн.рублей |
42840,0 |
55604,2 |
173340,2 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% |
118,0 |
119,4 |
104,5 |
Оборот общественного питания |
млн.рублей |
1881,0 |
2602,0 |
10066,0 |
Индекс физического объема оборота общественного питания |
% |
138,0 |
118,5 |
105,0 |
7. Малое предпринимательство | ||||
Численность занятых в малом бизнесе (работающие в малых предприятиях и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве; индивидуальные предприниматели) |
тыс. чел. |
79,6 |
91,4 |
93,7 |
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях (списочный состав) |
тыс. чел. |
32,5 |
44,3 |
47,1 |
Количество малых предприятий (по состоянию на конец года) |
единиц |
5837 |
6658 |
6950 |
Фонд начисленной заработной платы |
млн. руб. |
2325,0 |
3775,7 |
14091,0 |
8. Здравоохранение | ||||
Удельный вес расходов на здравоохранение в составе расходов консолидированного бюджета г. Кемерово |
% |
6,6 |
7,1 |
10,7 |
Общая стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (ТПГГ) |
млн. руб. |
1327,5 |
1354,0** |
1950,0 |
Фондовооруженность медицинского персонала активной частью фондов |
руб./чел. |
47400 |
49100** |
57500 |
Численность врачей всех специальностей (на начало года) |
человек |
5527 |
5480 |
5550 |
Обеспеченность врачами |
человек на 10000 жителей |
105,4 |
106,0 |
106,9 |
Численность среднего медицинского персонала |
человек |
6886 |
7380 |
7500 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом |
человек на 10000 жителей |
132,4 |
141,9 |
144,4 |
Число больничных учреждений |
единиц |
28 |
28 |
29 |
Число больничных коек |
единиц |
8032 |
7887 |
8125 |
Обеспеченность койками в больницах |
мест на 10000 жителей |
151,6 |
152,9 |
156,6 |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений - на 10000 населения |
посещений в смену |
293,3 |
294,0 |
371,5 |
Число заболеваний с впервые установленным диагнозом - на 1000 населения |
ед. |
762,3 |
741,1 |
770,0 |
Число детей, умерших в возрасте до 1 года |
человек |
57 |
50 |
57 |
- на 1000 родившихся |
человек |
10,4 |
8,8 |
9,0 |
Численность умерших по причине: |
чел./1000 чел. населения |
|
|
|
- болезни системы кровообращения |
* |
7,73** |
7,9 |
|
- новообразований |
* |
2,44** |
2,75 |
|
- несчастных случаев, отравлений, травм |
* |
2,4** |
2,6 |
|
- болезни органов дыхания |
* |
7,6** |
0,7 |
|
- болезни органов пищеварения |
* |
7,38** |
0,75 |
|
- инфекционных и паразитарных заболеваний |
* |
5,12** |
0,5 |
|
9. Образование | ||||
Число дошкольных учреждений |
единиц |
150 |
151 |
186 |
Численность детей, посещающих дошкольные учреждения |
тыс. чел. |
19,1 |
20,1 |
25,7 |
Обеспеченность детей дошкольными учреждениями |
мест на 1000 детей дошкольного возраста |
439,5 |
429,2 |
541,7 |
Число общеобразовательных учреждений |
единиц |
108 |
108 |
112 |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях - (на начало учебного года) |
тыс. чел. |
52,5 |
49,1 |
51,6 |
Обеспеченность общеобразовательными дневными школами |
школ на 1000 учащихся |
1,99 |
2,12 |
2,0 |
Число детей, пользующихся услугами дополнительного образования (к общему числу детей школьного возраста) |
% |
65,2 |
65,8** |
67,7 |
Число детей, оздоровленных в загородных лагерях |
тыс. чел |
19,3 |
16,3 |
16,6 |
10. Культура, искусство, спорт, досуг | ||||
Количество посетителей культурно-досуговых мероприятий |
тыс. чел. |
1568,0 |
1696,3 |
1710,0 |
Количество участников, занимающихся в клубных формированиях |
тыс. чел. |
21,9 |
17,9 |
24,3 |
Количество пользователей библиотек |
тыс. чел. |
117,3 |
121,5 |
128,3 |
Обеспеченность муниципальными библиотечными фондами (на 1 жителя) |
экз. |
1,5 |
1,5 |
2,0 |
Количество зрителей театров и концертных залов |
тыс. чел. |
227,0 |
258,0 |
231,5 |
Количество посетителей музеев и выставочных залов |
тыс. чел. |
278,0 |
275,0 |
278,5 |
Количество посетителей кинотеатров |
тыс. чел. |
553,6 |
598,1 |
693,0 |
Количество детей, обучающихся в учреждениях художественного образования |
тыс. чел. |
6,7 |
6,5 |
7,25 |
Количество спортивных сооружений (стадионов, залов, площадок) |
ед. |
606 |
609 |
695 |
Отношение систематически занимающихся спортом к общей численности населения |
% |
11,1 |
11,4 |
25,0 |
11. Социальная защита | ||||
Доля получателей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (от общего числа семей) |
% |
12,9 |
11,3 |
12,0 |
Обеспеченность социальным обслуживанием детей-инвалидов (к общему числу детей-инвалидов) |
% |
30,2 |
40,0 |
43,5 |
Обеспеченность социальным обслуживанием семей с детьми (к общему числу семей с детьми) |
% |
30,6 |
34,0 |
37,0 |
Обеспеченность социальным обслуживанием пожилых людей и инвалидов (к общему числу пожилых людей и инвалидов) |
% |
76,0 |
89,2 |
100,0 |
* - нет данных
** - оценка
6. Мониторинг хода реализации долгосрочного плана социально-экономического развития города Кемерово
С 2007 года предполагается осуществлять мониторинг качества жизни населения города Кемерово по совокупности специализированных индикаторов качества жизни. Данные индикаторы являются унифицированными для всех муниципальных образований Кемеровской области, расчет их реализуется в виде пакета прикладных программ, являющегося частью Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово.
Методика мониторинга хода реализации долгосрочного плана предусматривает анализ степени достижения поставленных целей с выявлением и учетом причинно-следственных связей факторов и результатов реализации плана. Информационной основной мониторинга является статистическая информация органов государственной статистики, отчетные данные отраслевых структурных подразделений администрации города, органов государственной власти, общественных организаций, бизнес-структур и др., а также результаты социологических исследований отношения населения к состоянию и динамике изменений в муниципальном образовании. Таким образом, мониторинг реализации плана предусматривает не только объективную, но и субъективную оценку.
Председатель Кемеровского
городского Совета
народных депутатов |
А.Г. Любимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.