Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
25.03.2020 поступило обращение ООО "СПУОР" на действия АО "Водоканал", выразившиеся в неосуществлении восстановления холодного водоснабжения в связи с аварийной ситуацией на участке водопроводной сети, не входящей в границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Заявителя, а также предъявлении требований по оплате работ по восстановлению водоснабжения.
Из представленных материалов следует, что письмом N916 от 12.03.2020 ООО "СПУОР" обратилось в адрес АО "Водоканал" в связи с выявлением факта аварии на водопроводной линии, проходящей вдоль улицы Парижской Коммуны в районе домов N141 "А" и N141 "Б". Указанный участок водопровода проходит за пределами территории ООО "СПУОР" и на балансе ООО "СПУОР" не находится. Из указанного письма также следует, что 11.03.2020 11 ч. 00 мин. аварийной службой АО "Водоканал" произведено прекращение подачи воды.
Из пояснений АО "Водоканал" от 15.04.2020 N1771 следует, что в соответствии с заявкой от 11.03.2020 от Заявителя о растекании воды у здания 141 А по ул. П. Коммуны направлена бригада АО "Водоканал", которой установлено, что имело место авария на водопроводной линии, проходящей к зданиям по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141 "А" (ООО "СПУОР") и 141 "Б" (УФСИН России). Во избежание утечек и подтопления фундамента зданий бригадой АО "Водоканал" произведено отключение водопровода. Данный участок водопровода не состоит на балансе предприятия, в связи с чем, как указывает АО "Водоканал", выполнить работы по восстановлению аварийного участка силами и средствами АО "Водоканал" не имеется возможности, поскольку проведение этих работ приведет к нецелевому расходованию денежных средств. Владельцам зданий дано разъяснение: по какой причине отключено водоснабжение и в чьи обязанности входит ремонт водопроводного ввода. Из архивных материалов следует, что выстроенный водопровод к зданию котельной по адресу: ул. П. Коммуны, д. 141 "Б" оформлен на допуск в эксплуатацию владельцу здания (исполнительный чертеж водопроводного ввода в здание котельной по ул. П. Коммуны, д. 141 "Б", акт допуска в эксплуатацию водопроводного ввода в здание котельной по ул. П. Коммуны, д. 141 "Б", книга учета водопроводных магистралей). Подключение ООО "СПУОР" выполнено от водопроводного ввода здания котельной. Водоснабжение зданий восстановлено силами АО "Водоканал" 28.03.2020 при условии оплаты услуги выполненных работ.
Отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N644 (далее - Правила N644).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 21 Закона N416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения. В данном случае прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (часть 4 статьи 21 Закона N416-ФЗ).
Как следует из представленных документов причиной прекращения 11.03.2020 АО "Водоканал" водоснабжения ООО "СПУОР" явилась аварийная ситуация на водопроводной сети, обеспечивающей транспортировку воды в здания N141 "А" и N141 Б по ул. Парижской Коммуны г. Иваново.
Из акта осмотра ООО "СПУОР" от 11.03.2020 и приложенных к нему фотоматериалов, Акта АО "Водоканал" от 28.03.2020, следует, что аварийная ситуация имела место за границей земельного участка ООО "СПУОР", где наблюдалась промоина и обвал земельного слоя.
Согласно подпункту "г" пункта 34 Правил N644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (пункт 7 статьи 13 Закона о водоснабжении, пункт 23 Правил N644).
Подпунктом 8 пункта 5 статьи 13 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что существенным условием договора водоснабжения являются границы эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям, определяемые по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих сетей.
Согласно пункту 2 Правил N644 граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Поскольку между ООО "СПУОР" и Обществом заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 19.08.2008, то такое присоединение было принято Обществом и являлось обоснованным. Доказательства обратного не представлены.
По условиям договора водоснабжения местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является непосредственно объект Заявителя.
Иные границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в договоре не установлены. Акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности организацией водопроводно-канализационного хозяйства не оформлены.
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента (пункт 32 Правил N644).
Таким образом, существенным является установление принадлежности аварийного участка водопровода, проходящего к зданиям N141 "А" и N141 "Б" по ул. Парижской Коммуны г. Иваново.
Из представленных документов следует, что в собственности ООО "СПУОР" находятся следующие объекты, расположенные по адресу: ул. П. Коммуны: земельный участок под нежилые (административное, производственное, склад) здания (литер А, Б, В) площадью 6345 кв. м., и соответственно, сами здания. Принадлежности аварийного участка водопроводной сети на каком-либо вещном праве ООО "СПУОР" не установлено.
Из пояснений АО "Водоканал" от 15.04.2020 N1771 следует, что подключение ООО "СПУОР" осуществлено от водопроводного ввода здания N141 "Б" по ул. Парижская Коммуна г. Иваново (бывшая котельная).
При этом, как указано выше, водопровод к зданию N141 "Б" по ул. П. Коммуна (бывшая котельная) оформлен на допуск в эксплуатацию владельцу здания. Из записей Книги учета водопроводных магистралей, принятых на баланс и допуск до эксплуатации с 1965 по 1967, Акта N 1 от 31.12.1964 следует, что водопровод на баланс не принимался и передан владельцу котельной бывшей фабрики по ул. П. Коммуны.
В настоящее время здания по ул. Парижской Коммуны, д. 141 "Б" (склады, административное здание, котельная), находятся в оперативном управлении ФКУ БМТиВС УФСИН России по Ивановской области, что следует, из пояснений последнего от 19.05.2020 N38/10/80/3-157.
Из указанного письма УФСИН по Ивановской области следует, что участок трубопровода, на котором произошла авария, УФСИН России по Ивановской области не принадлежит и на балансе не числится (в подтверждение представлено распоряжение от 13.11.2018 N1463-р, выписки из единого государственного реестра недвижимости). В соответствии с заключенным государственным контрактом от 15.01.2020 N121-Бк/3 граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям является колодец присоединения к сетям (ответный фланец задвижки на вводе), находящийся на территории соседней организации - ООО "СПУОР".
Из изложенного можно прийти к выводу, что однозначно определить собственника аварийного участка водопроводной сети (до колодца, находящегося на территории ООО "СПУОР") не возможно.
Вместе с тем, учитывая пояснения АО "Водоканал" однозначно можно прийти к выводу, что спорный участок сети водоснабжения в границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности здания N141 "А" по ул. П. Коммуны г. Иваново никогда не входил.
В связи с изложенным, при отсутствии доказательств передачи данных сетей Заявителю, возложение на него ответственности за эксплуатацию спорного участка сетей и возмещение затрат на его восстановление, является необоснованным.
Таким образом, АО "Водоканал", как гарантирующая организация, обязано было в разумный срок устранять возникшую на рассматриваемой водопроводной сети аварию. В тоже время, со стороны организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлены действия по отключению водопровода.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Из аналитического отчета (Аот-011) от 20.05.2020 следует, что АО "Водоканал" занимает доминирующее положение на товарном рынке "водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, в действиях АО "Водоканал", выразившихся в необоснованном прекращении оказания услуг по водоснабжению в результате не принятия действий к устранению аварийной ситуации на водопроводной сети, проходящей к зданиям по адресу: г. Иваново, ул. П. Коммуны, д. 141 "А" и N141 "Б", что привело к ущемлению интересов ООО "СПУОР", содержатся признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области N__ от 25.05.2020 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "Водоканал" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
определил:
1. Назначить дело N 037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) к рассмотрению на 10 час. 00 мин. 17 июня 2020 года по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. N 411.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) в качестве ответчика Акционерное общество "Водоканал" (_.);
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) в качестве заявителя Общество с ограниченной ответственностью "СПУОР" (_.);
4. Привлечь к участию в рассмотрении дела N037/01/10-265/2020 (02-10/2020-001) в качестве заинтересованного лица ФКУ База материально-технического и военного снабжения УФСИН России по Ивановской области (_).
5. Предложить лицам, участвующим в деле, в срок до 05.06.2020 представить письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем определении, с приложением обосновывающих позицию документов.
Явка ответчика и заявителя или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 25 мая 2020 г. N 037/01/10-265/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020