Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
<...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
посредством видеоконференцсвязи, в присутствии директораОАО "Абаир" - <...>(предъявлен паспорт), представителя ОАО "Абаир" - <...> (по доверенности),АО "ОДК-Пермские моторы" - <...>(по доверенности), <...>(по доверенности),
рассмотрев жалобу ОАО "Абаир" (вх. N 008027) (далее - заявитель) на действия АО "ОДК-Пермские моторы" (ИНН: 5906075029), Закупочной комиссии АО "ОДК-Пермские моторы" при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку, монтаж, пуско-наладку, ввод в эксплуатацию линии травления на макроструктуру, а также инструктаж персонала работе на оборудовании (извещение N 32009035182, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
08.05.2020 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба, доводы которойс учетом дополнений сводятся к следующему:
-по мнению заявителя жалобы, заказчик неправомерно установил требование о необходимости предоставления копии справки из банка о выполнении расчетов по договорам, заявленным в качестве подтверждения наличия опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема для оценки по подкритерию "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема";
-по мнению заявителя жалобы, заказчик неверно произвел оценку заявки ОАО "Абаир" в спорной закупке по критерию "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема".
Заказчик с доводами, изложенными в дополнении к жалобе, не согласен, указывает на отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1.В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключениидоговоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2.При проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме, Заказчик руководствовался Документацией о закупке по конкурсу в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж, пуско-накладку, ввод в эксплуатацию линий травления на макроструктуру, а также инструктаж персонала работе на оборудовании (далее - Документация), а также Единым положениемо закупке Государственной корпорации "Ростех"(далее - Положение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 26.03.2020 г., дата начала приема заявок - 26.03.2020 г., дата окончания приема заявок - 13.04.2020 г., дата подведения итогов закупки - 23.04.2020 г.
В части довода о неправомерном установлениив тексте Документации требования о предоставления копии справки из банка о выполнении расчетов по договорам для оценки по подкритерию "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема", Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.
Согласно п. 13 ч. 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с п. 8.1.12 Положения, в рамках рассмотрения и подведения итогов квалификационного отбора закупочная комиссия проверяет соответствие участниковпроцедуры закупки всем требованиям, установленным в извещении, документации о закупке, на основе представленных участниками заявок. Использование не предусмотренных в извещении,документации о закупке критериев или требований не допускается. Участник закупки признается квалифицированным и допускается к дальнейшему участию в процедуре закупки в случае его соответствия всем требованиям, установленным в извещении, документации о закупке.
Согласно пп. 10 п. 8.3.4 Положения, по каждому лоту в извещении, документации о закупке могут быть установлены различные условия в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок (если применяется).
В соответствии с п. 10.13.2 Положения, критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми:
(1) к ценовым критериям оценки относятся:
(а) цена договора или цена за единицу продукции;
(б) расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание приобретаемой продукции;
(в) стоимость жизненного цикла продукции при проведении закупки на заключение договора жизненного цикла;
(2) к неценовым критериям оценки относятся:
(а) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
(б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
(в) качество технического предложения участника закупки при проведении закупки на выполнение работ, оказание услуг;
(г) срок предоставления гарантии качества продукции;
(д) квалификация участника закупки, в рамках которой могут оцениваться:
- обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
- обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
- обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
- наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема;
- репутация участника закупки;
- наличие статуса производителя или официального представителя производителя;
- наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества.
Согласно п. 4.1 Документации, по подкритерию "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема", успешной признается поставка продукции по соответствующему договору, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.
Для подтверждения соответствия указанному критерию участнику необходимо приложить, в том числе, копию справки из банка о выполнении расчетов по договорам, заявленным в качестве подтверждения наличия опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.
В силу того, что предъявленные требования являются оценочными критериями, а не условием допуска к участию в закупке, они не ограничивают количество участников закупки.
Законом о закупке, а также Положением не установлены правила, касающиеся конкретного перечня документов, закрепление которых в Документации является обязательным для подтверждения квалификации участника закупки.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что участнику не удалось получить указанную справку в связи с отказом банка о ее выдаче, в то время как другие участники смогли представить в составе заявки соответствующие справки.
Кроме этого, участник подал жалобу на положения Документации после того, как подал заявку на участие в спорной закупке. При подаче заявки на участие в закупке участник конклюдентно соглашается с требованиями, установленными Документацией.
На основании изложенного, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, а также Положения в части установления в тексте Документации требования о предоставления копии справки из банка о выполнении расчетов по договорам для оценки по подкритерию "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема".
Таким образом, указанный довод заявителя признан Комиссией Пермского УФАС необоснованным.
В части довода о невернойоценке заявки ОАО "Абаир" по критерию "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема", Комиссией Пермского УФАС установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 4.1 Документации, для подтверждения соответствия критерию"наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема" участнику необходимо приложить, в том числе, копию справки из банка о выполнении расчетов по договорам, заявленным в качестве подтверждения наличия опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема.
Из анализа заявки ООО "Абаир" Комиссией Пермского УФАС установлено, что для подтверждения квалификации участника по указанному подкритерию участником было приложено 7 договоров, ни к одному из которых не были приложены копии справок из банка о выполнении расчетов по договорам.
Заявителем жалобы данный факт не оспаривается.
На основании изложенного, участник представил в составе заявки неполный пакет документов для подтверждения квалификации по подкритерию "наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема", в связи с чем, Закупочная комиссия правомерно присвоила участнику 0 баллов по указанному подкритерию.
Таким образом, указанный довод заявителя также признан Комиссией Пермского УФАС необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",КомиссияПермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО"Абаир" (вх. N 008027) (далее - заявитель) на действия АО "ОДК-Пермские моторы" (ИНН: 5906075029), Закупочной комиссии АО "ОДК-Пермские моторы" при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку, монтаж, пуско-наладку, ввод в эксплуатацию линии травления на макроструктуру, а также инструктаж персонала работе на оборудовании (извещение N 32009035182, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Предписание не выдавать.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 мая 2020 г. N 059/07/3-538/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.05.2020