Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2020 года г. Тюмень
В полном объеме решение изготовлено 19.05.2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председатель Комиссии: |
- |
Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства, |
члены комиссии: |
- |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти, |
|
- |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
рассмотрев посредством ВКС в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), дело N 072/07/18.1 - 89/2020 по жалобе ООО "Атлас-Групп" на действия ТМУП "ТТС" при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по замене котла и горелки в котельной (извещение N 32009057110), в присутствии представителя Заказчика - Е (доверенность N 7 от 12.05.2020), в присутствии представителя Заявителя - П (приказ N 3 от 01.02.2016)
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 29.04.2020 (вх. N 4424) поступила жалоба ООО "Атлас-Групп" (далее - Заявитель, Общество) на действия ТМУП "ТТС" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по замене котла и горелки в котельной (извещение N 32009057110).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.
В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
В жалобе Заявитель указывает, что согласно ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса, подрядчики, не являющиеся членами саморегулируемых организаций, могут выполнять работы по договорам, обязательства по которым не превышает трех миллионов рублей. Общество считает, что его заявка была необоснованно отклонена от участия в закупке т. к. предложенная стоимость договора не превышает трех миллионов рублей (2 850 000 руб.) соответственно у Заявителя отсутствует обязанность наличия членства в саморегулируемой организации при выполнении работ по оспариваемой закупке, Таким образом, участник закупки соответствует требованиям законодательства.
В представленном отзыве на жалобу Заказчик указывает, что наличие в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации является требованием документации, при этом снижение начальной (максимальной) цены договора участником закупки не может являться основанием неприменения к такому участнику требований законодательства, установленных в документации.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы сторон, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с требованиями Закона о закупках генеральным директором ТМУП "ТТС" 31.12.2019 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ТМУП "ТТС" (далее также - Положение о закупках), которое размещено в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.
Как установлено материалами дела, Заказчиком 03.04.2020 на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса N 32009057110.
Предметом запроса котировок является выполнение работ по замене котла и горелки в котельной.
Сведения о начальной цене договора: 3 409 497 руб. 96 коп.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок N 1 от 22.04.2020 (далее - Протокол) на участие в закупке было подано 4 заявки, одна из которых (заявка Заявителя) не допущена до участия в конкурсе.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок (подведения итогов) N 2 от 22.04.2020 победителем признан участник закупки ООО "Теплотехник-2".
На момент рассмотрения жалобы с победителем конкурса ООО "Теплотехник-2" договор на выполнение работ сторонами подписан.
Разделом 2.1, Разделом 4 Документации установлены единые требования к участникам открытого конкурса участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, в том числе требуется наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, полученная не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявки на участие в закупке или нотариально заверенная копия такой выписки.
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не предоставляется в случаях, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ).
Пунктом 2.2.6, Разделом 3.1 Документации установлены требования к содержанию заявки, порядок подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пп. 7 п. 2.2.6, п. 7 Раздела 3.1 Документации вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупок требованиям раздела 2.1 главы 2 настоящей документации (обязательно прикладывается декларация соответствия данным требованиям в любой форме, по желанию участника прикладываются любые подтверждающие документы).
В составе второй части заявки также предоставляются выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, полученная не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявки на участие в закупке или нотариально заверенная копия такой выписки.
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не предоставляется в случаях, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 4.1 Главы 4 Документации комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в случае если участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки.
При рассмотрении материалов дела Комиссией Тюменского УФАС установлено следующее.
В составе заявки ООО "Атлас-Групп" с ценовым предложение 2 850 000, 000 руб. не содержится выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с Протоколом заявка ООО "Атлас-Групп" не содержит выписку из СРО, что является основанием отклонения в соответствии с пп. 3 п. 4.1 Документации.
В силу ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В силу ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
Таким образом, в случае если объектом закупки являются работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, то заказчик обязан установить требования к участникам закупки о том, что они являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, указанные требования не устанавливаются, если участниками закупки выполняются требования ч. 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Так, в соответствии с пп. 7 п. 2.2.6, п. 4.1, разделом 2.1, пп. 7 раздела 3.1 Документации выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не предоставляется в случаях, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Таким образом, поскольку указанное в заявке на участие в закупке ценовое предложение Общества составило менее трех миллионов рублей (2 850 000, 000 руб.), следовательно, отклонение заявки по причине отсутствия в составе заявки выписки СРО противоречит положениям действующего законодательства, а также Документации Заказчика, в связи с чем у комиссии Заказчика отсутствовали законные основания для отклонения заявки Заявителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, выразившемся в неправомерном отклонении заявки Заявителя по причине отсутствия в составе заявки выписки СРО.
Довод Заявителя является обоснованным.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы пришла к следующим выводам:
1) о нарушении ТМУП "ТТС" ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по замене котла и горелки в котельной (извещение N 32009057110), выразившемся в неправомерном отклонении заявки ООО "Атлас-Групп" по причине отсутствия в составе заявки выписки СРО.
2) об отсутствии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания по причине заключения договора на момент рассмотрения жалобы.
С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атлас-Групп" на действия ТМУП "ТТС" при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по замене котла и горелки в котельной (извещение N 32009057110) обоснованной.
2. Признать в действиях ТМУП "ТТС" нарушение ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 мая 2020 г. N 072/07/18.1-89/20220
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.05.2020