Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего- заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:- начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России
в присутствии представителей:
- ООО "ВНК" - - по доверенности,
- МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" -- по доверенности,- по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "ВНК" на действия МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" при проведении открытого запроса цен на промывку водозаборной скважины (извещение N32009091021), при проведении закупки у единственного поставщика (извещение N32009115210), материалы дела 8-01/166 (027/01/18.1-640/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила ООО "ВНК" на действия МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" при проведении открытого запроса цен на промывку водозаборной скважины (извещение N32009091021), при проведении закупки у единственного поставщика (извещение N32009115210),
Из жалобы следует, что заказчиком неправомерно избран неконкурентный способ закупки, необоснованно ограничил потенциальных участников, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ).
Из письменных возражений МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" от 28.05.2020 N853 следует, что закупка аннулирована 20.04.2020 вследствие выявления аварийной ситуации, о чем составлен аварийный акт от 20.04.2020. Комиссией принято решение о проведении повторного обследования скважины и ее экстренной промывки. Повторное обследование показало, что в первоначальном варианте при составлении сметы на промывку скважины N7а на сумму 243 139,00 руб. время на откачку воды было учтено не в полном объеме. Соответственно занижены машино-часы работы компрессора. При корректировке сметной документации стоимость предлагаемых работ по промывке скважины N7а соответственно была увеличена и составила 400 000,00 руб.
Доводы, изложенные в возражениях, представители МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" в заседании комиссии Хабаровского УФАС России поддержали в полном объеме.
Заслушав представителей обществ, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО "ВНК" объявлялся перерыв до "15" час. "15" мин. "03" мая 2020 г.
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон N223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктами 3,4 части 1 статьи 3 Закона N223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п.3), отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (п.4).
В соответствии с п. 2 ч. 9 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников запроса предложений в электронной форме. При этом должны соблюдаться следующие правила, в том числе ко всем участникам запроса предложений в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9), требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии (п.10).
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющихся у заказчика потребности, а также требования к участникам такой закупки. Иные лица подобным правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ст. 27.4 положения заказчик, организатор закупки вправе отменить запрос котировок по одному и более предмету закупки до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене запроса котировок размещается в ЕИС в день принятия этого решения. По истечении срока отмены запроса котировок и до заключения договора заказчик, организатор закупки вправе отменить запрос котировок только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пп. 6, 25 п. 22.1 ст. 22 положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг за счет собственных средств МУП "Водоканал ХМР" (далее - положение) заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг без применения предусмотренных положением конкурентных процедур в случае осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Заказчик вправе заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в следующих случаях, в том числе: возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие действия непреодолимой силы, аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций (пп. 6); при проведении закупки, когда смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием или услугами (пп. 25).
19.04.2020 МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке N32009091021 о проведении открытого запроса цен на промывку водозаборной скважины. Дата начала срока подачи заявок - 20.04.2020. Дата окончания срока подачи заявок - 24.04.2020. Дата подведения итогов - 24.04.2020. Начальная (максимальная) цена договора - 243 139,00 руб.
20.04.2020 комиссией МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" подписан аварийный акт, согласно которому 20.04.2020 рабочими водозаборной скважины N7а Гаровского водозабора был обнаружен песок в воде. Назначенной комиссией был произведен осмотр водозаборной скважины N7а Гаровского водозабора, расположенной по адресу: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, 3 км. К востоку от с. Гаровка-1, на предмет аварийной ситуации. Осмотр показал, что вода подается из скважины в сеть на 50% меньше по сравнению с нормативным дебитом, фильтрация воды в скважине в скважине нарушена, в воде появился песок. Комиссией принято решение о проведении внеочередной промывки скважины. По причине аварийной ситуации на Гаровском водозаборе, возможности образования дефицита объема добычи воды и недопоставки воды потребителям сел Некрасовка, Ильинка, Дружба, Гаровка-1, произвести промывку водозаборной скважины N7а в максимально сжатые сроки.
20.04.2020 заказчиком принято решение об отмене проведения данной закупки, в связи с изменением сметной стоимости. На дату отмены данной закупки 20.04.2020 на участие в данном запросе цен не подано ни одной заявки.
28.04.2020 МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке N32009115210 о проведении закупки у единственного источника (поставщика, подрядчика, исполнителя) на промывку водозаборной скважины. Дата начала срока подачи заявок - 28.04.2020. Дата окончания подачи заявок - 28.04.2020. Начальная (максимальная) цена договора - 400 00,00 руб.
В соответствии с протоколом от 28.04.2020 N7 закупочная комиссия приняла решение в соответствии с графиком промывки скважин, а так же во избежание загрязнения водоносных слоев подземного горизонта на основании статьи 107 Водного кодекса РФ, статьи 22 Закона "О недрах" N2395-1 от 21.02.1992 г., пункта 16 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства от 11 февраля 2016 г. N 94 и на основании ст.22 п.22.1 пп.25 "Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг за счет собственных средств МУП "Водоканал ХМР", когда смена поставщика услуг нецелесообразна, принято решение о заключении договора с ООО "Бурнавод ДВ".
Между МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" и ООО "Бурнавод ДВ" заключен договор от 28.04.2020 N165/1. Предметом договора является - выполнение по промывке водозаборной скважины. Цена договора составляет - 400 000,00 руб. Срок выполнения (завершения) работ: в течение 10 дней с момента подписания договора. Работы по данному договору выполнены в полном объеме, что подтверждается актом о приемке выполненных работ за май 2020 г. от 15.05.2020 N1. Заказчиком произведена оплата выполненных работ: - платежное поручение от 15.05.2020 N1544 на сумму 200 000,00 руб.; платежное поручение от 28.04.2020 N1341 на сумму 200 000,00 руб. Всего оплачено 400 000,00 руб., т.е. оплата по договору произведена в полном объеме.
Материалами дела подтверждено, что заказчиком открытый запрос цен на промывку водозаборной скважины (извещение N32009091021) отменен в сроки и в соответствии со ст. 27.4 положения, закупка у единственного источника (поставщика, подрядчика, исполнителя) на промывку водозаборной скважины (извещение N32009115210) соответствует пп. 6 п. 22.1 ст. 22 положения, что подтверждается аварийным актом от 20.04.2020, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВНК" на действия МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" при проведении открытого запроса цен на промывку водозаборной скважины (извещение N32009091021), при проведении закупки у единственного поставщика (извещение N32009115210) необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 июня 2020 г. N 027/01/18.1-640/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2020