Председатель Комиссии Московского УФАС России по рассмотрению дела N 077/01/17-6616/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) -
УСТАНОВИЛ:
Московским УФАС России (далее также - Управление) по результатам рассмотрения заявления ООО "Мехпрачечная СвЖД" о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО "ФПК" выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание
услуг по укомплектованию съемным мягким имуществом вагонов по заявкам Уральского филиала АО "ФПК" (далее -Заявление). АО "ФПК" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). АО "ФПК" (далее - Заказчик) 11.09.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по укомплектованию съемным мягким имуществом вагонов по заявкам Уральского филиала АО "ФПК" (реестровый N 31908292577, далее - Конкурс). Согласно Приложению N 1.4 к Конкурсной документации при сопоставлении заявок и определении победителя Конкурса были заявлены следующие критерии оценки: 1. "Цена договора" - 50 баллов; 2. "Квалификация участника", состоящий из следующих подкритериев: 2.1. "Опыт участника" - 20 баллов; 2.2. "Финансовое состояние участника" - 20 баллов; 2.3. "Наличие производственных мощностей" - 10 баллов. На участие в Конкурсе было подано 3 заявки. В соответствии с Протоколом N 28639/ОКЭ-АО "ФПК"/2019/Д/2 от 14.10.2019 рассмотрения и оценки заявок победителем Конкурса было признано ООО "Риквэст-Сервис", участник, на стороне которого выступают еще несколько юридических лиц, а именно: ООО "ЖелдорСервис", ООО "Нева-Проект", ООО "АРСЕНАЛЪ-КАПИТАЛ", ООО "ЭЛОКО", ООО "РУБИКОН-13" (номер заявки участника - 3). Анализ закупочной деятельности Заказчика за период 2017-2019 годов показал, что установленные при проведении Конкурса критерии оценки заявок изменились по сравнению с критериями, установленными ранее Заказчиком при закупке аналогичных услуг. Кроме того, изменилась и методика оценки квалификационных критериев. В частности, при оценке критерия "Опыт участника" стоимость ранее оказанных участниками услуг соотносится не с начальной (максимальной) ценой договора, а с максимальной из всех предложенных участниками стоимостью оказанных услуг, что при наличии одинакового по длительности опыта оказания аналогичных услуг, тем не менее, привело к образованию большого разрыва в балльной оценке. При этом использование ранее не применяемого Заказчиком критерия "Финансовое состояние участника" также способствуют увеличению указанного разрыва и созданию преимущественного положения отдельным участникам Конкурса. Оценка величины чистых активов конкретного участника относительно максимальной величины чистых активов из всех имеющихся у участников создается возможность искусственного увеличения показателя чистых активов за счет привлечения в консорциум участника дополнительных юридических лиц, не имеющих отношения к оказанию требуемых услуг. Таким образом, изменение критериев и методики оценки заявок участников по сравнению с предшествующей закупочной деятельностью Заказчика в совокупности с фактическими обстоятельствами дают основания полагать, что квалификационные критерии при проведении Конкурса делают необъективным выбор победителя Конкурса и направлены на предоставление преимуществ отдельным участникам. Заказчик представил в Московское УФАС России письменные пояснения (далее - Письменные пояснения). По мнению Заказчика, установленные критерии оценки являются конкретными, однозначно определенными, позволяют объективно определить участника, наиболее соответствующего требованиям Заказчика. Критерий оценки "Финансовое состояние участника" позволяет определить финансовую устойчивость/неустойчивость участника (соотношение существующих обязательств к выручке участника), что, в свою очередь, свидетельствует о наличии/отсутствии риска банкротства, добросовестности ведения хозяйственной деятельности. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Заказчика (https://fpc.ru) в настоящий момент у АО "ФПК" насчитывается 13 филиалов. В рамках трех ранее проводимых конкурсов предметом закупок являлось оказание услуг в пределах одного филиала АО "ФПК". Между тем, согласно разделу 4 Технического задания в предмет рассматриваемого Конкурса входит оказание услуг на территории 7 филиалов АО "ФПК", находящихся в значительной территориальной удаленности друг от друга. Как следует из Письменных пояснений в период массовых перевозок возникает необходимость в выделении дополнительных мест в продажу путем высвобождения мест, используемых для хранения постельного белья. В этих случаях экипировка постельным бельем поездов Уральского филиала осуществляется в структурных подразделениях филиалов АО "ФПК", являющихся пунктами формирования и оборота для поездов Уральского филиала. В соответствии с разделом 2 "Требования к услугам" Технического задания в целях оказания услуг победитель конкурса должен осуществлять, в том числе, прием/передачу с поштучным пересчетом СМИ в вагоне поезда от представителя победителя конкурса представителю Заказчика перед рейсом, а также от представителя Заказчика представителю победителя конкурса (использованное и неиспользованное) по прибытии из рейса по акту приема-передачи СМИ. Согласно определению, указанному в проекте договора (приложение N 1.2 к Конкурсной документации), рейс включает в себя отправление поезда из пункта формирования, следование в пункт оборота, нахождение в пункте оборота, а также следование обратно из пункта оборота в пункт формирования. Таким образом, предусмотренные Конкурсной документацией услуги, в том числе, работы по укомплектованию вагонов постельным бельем (один из видов
СМИ) в полном объеме должны оказываться в пунктах формирования Уральского филиала АО "ФПК". Включение в предмет Конкурса оказание услуг на территории 27 структурных подразделений 7 филиалов АО "ФПК" не может способствовать отбору в результате закупочной процедуры исполнителя, способного в полном объеме с надлежащим уровнем качества оказать услуги для АО "ФПК" с учетом региональных особенностей технологического процесса оказания услуги в разных филиалах. Между тем, указанные действия Заказчика могут привести к ограничению конкуренции при проведении закупки и сокращению количества потенциальных участников. Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, указанные действия АО "ФПК" могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке и соответственно содержат в себе признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного издан приказ Московского УФАС России от 15.04.2020 N 95 о возбуждении дела N 077/01/17-6616/2020 и создании Комиссии по рассмотрению дела N 077/01/17-6616/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО "ФПК" части 1 статьи 17 Закона защите конкуренции. Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 077/01/17-6616/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 29.05.2020 в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Мясницкий пр-д, д. 4, стр. 1, этаж 4, каб. 402 (вход в здание со стороны Мясницкого переулка).
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела: - АО "ФПК" в качестве ответчика;
- ООО "Мехпрачечная СвЖД" в качестве заявителя;
- ООО "Риквэст-Сервис" в качестве заинтересованного лица.
3. АО "ФПК" представить в срок до 22.05.2020 письменные пояснения в связи с изложенными обстоятельствами (с приложением подтверждающих документов, заверенных надлежащим образом).
Права лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотрены статьей 43 Закона о защите конкуренции. Для прохода в здание Московского УФАС России на заседание Комиссии при себе необходимо иметь копию настоящего определения, документ, удостоверяющий личность, доверенность на представление интересов. Дополнительного заказа пропуска не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 апреля 2020 г. N 077/01/17-6616/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.04.2020