В Пензенское УФАС России поступила информация в отношении регионального оператора - ООО "..." (далее - Общество, региональный оператор), действующего в "Восточной зоне", по вопросу несоблюдения Обществом положений Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Постановление РФ N 1156).
В информации указывается, что в Приложении к Публичной оферте (договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными услугами (далее - ТКО), размещённом Обществом на официальном сайте ООО "...", отсутствует информация о периодичности вывоза ТКО. В связи с тем, что до потребителей Общества не были доведены существенные условия публичного договора по обращению с ТКО, потребители ООО "..." обязаны принимать услугу по вывозу ТКО на неопределенных условиях.
По результатам анализа документов и информации установлено следующее.
Согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным с Правительством Пензенской области в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, 28.06.2018 г. ООО "..." присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории "Восточной зоны" Пензенской области.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу статьи 24.7 Закон об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми ТКО собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, установлены в Постановлении N 1156.
Согласно пункту 5 Постановления N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(4) Постановления N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8(17) Постановления N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп.8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(10) Постановления N 1156 проект договора по обращению с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по форме, утверждённой Постановлением N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 25 Постановления N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов являются:
а) предмет договора;
б) планируемый объём и (или) масса транспортируемых твёрдых коммунальных отходов, состав таких отходов;
в) периодичность и время вывоза твёрдых коммунальных отходов;
г) места приёма и передачи твёрдых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;
д) предельно допустимое значение уплотнения твёрдых коммунальных отходов;
е) способ коммерческого учета количества твёрдых коммунальных отходов;
ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
з) права и обязанности сторон по договору;
и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по ТКО;
к) ответственность сторон.
Таким образом, к условиям, на которых региональным оператором осуществляется оказание услуг (существенным условиям), относятся, в том числе, периодичность и время вывоза ТКО.
Периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к настоящему договору (пункт 3 Типового договора Общества).
Информация о периодичности и времени вывоза твёрдых коммунальных отходов в составе публичного договора, размещённого на официальном сайте Общества, отсутствует.
Доказательства того, что вышеуказанная информация доведена до потребителей иным способом, Обществом не представлена.
Согласно подпункту "в" пункту 8 договора на оказание услуг по обращению с ТКО, размещённому на официальном сайте Общества (далее - Типовой договор Общества), региональный оператор обязуется предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 21.06.2016 г. N 564 "Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами" (далее - Стандарты раскрытия информации) регулируемой организацией подлежит раскрытию информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг.
Таким образом, ООО "..." не довело до неопределенного круга потребителей существенные условия публичного договора по обращению с ТКО.
ООО "..." является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. В силу данного положения ООО "..." обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником твёрдых коммунальных отходов.
В результате недоведения до потребителей Обществом существенных условий публичного договора по обращению с ТКО, потребители ООО "..." обязаны принимать услугу по вывозу ТКО на неопределённых условиях. В результате указанные действия ООО "..." могут привести к навязыванию потребителям невыгодных условий договора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
По результатам анализа товарного рынка установлено, что региональный оператор - ООО "..." занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в границах "Восточной зоны" Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товар (услуги) на указанном рынке.
Таким образом, региональный оператор - ООО "..." занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по обращению ТКО в границах "Восточной зоны" Пензенской области с долей 100% и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.
Исходя из вышеизложенного, Общество не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Таким образом, в действиях ООО "...", выразившихся в навязывании потребителям невыгодных условий договора, а именно в недоведении существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 30 июня 2020 года, а именно прекратить навязывать потребителям невыгодные условия договора по обращению с ТКО, для чего, довести до потребителей информацию о периодичности и времени вывоза ТКО.
О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 22 мая 2020 г. N 2-18/05-2020 (ключевые темы: твердые коммунальные отходы - существенные условия договора - защита конкуренции - публичный договор - оказание услуг)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2020