Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председатель комиссии Мурманского УФАС России:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Клименкова А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя ГАУДО МО "МОЦДО "Лапландия" <...>, <...>, представителя ООО "Прикладная робототехника" <...>, представителей ИП Сахарова А.В. <...>, <...>, представителя ООО "Классное дело" <...>,
рассмотрев дистанционно в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ИП Сахарова А.В. на действия ГАУДО МО "МОЦДО "Лапландия" при проведении аукциона в электронной форме на поставку конструкторов (извещение 32009132294) (далее - Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила жалоба ИП Сахарова А.В. на действия ГАУДО МО "МОЦДО "Лапландия" при проведении аукциона в электронной форме.
Заявитель обжалует действия Заказчика в части применения Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
Жалоба рассмотрена дистанционно 16 июня 2020 года в 10 часов 00 минут.
Комиссия Мурманского УФАС России, проанализировав доводы Заявителя, выслушав пояснения представителя Заказчика, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции утверждён порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов.
В соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 12.1 закупочной документации установлено, что товарам российского происхождения, работам, услугам выполняемым, оказываемым российскими лицами предоставляется приоритет в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 года N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925). В случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
Участник закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) обязан указывать наименования страны происхождения поставляемых товаров (пункт 12.2. закупочной документации).
Таким образом, из требований документации следует, что участник декларирует страну происхождения товара, требование о представлении документов, подтверждающих указанные в заявки сведения не установлено.
ИП Сахаров в заявке указал, что им будет поставлен товар, странами происхождения которого является США и Республика Корея.
Пунктом 1 Постановления N 925 регламентировано установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).
При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке (пункт 2 Постановления).
Пунктом 8 Постановления N 925 установлено что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Согласно абзацу первому статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ 1947), которое включено в состав ГАТТ 1994 года, Договаривающиеся Стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение или использование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства.
Абзац четвертый упомянутой статьи устанавливает, что товарам с территории любой Договаривающейся Стороны, ввозимым на территорию другой Договаривающейся Стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Положения этого пункта не препятствуют применению дифференцированных внутренних сборов за перевозку, которые основаны исключительно на экономических показателях средств транспорта, а не на национальном происхождении товара.
Закупки отдельных видов юридических лиц осуществляются в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения собственных потребностей заказчика, поэтому под исключения из ГАТТ 1994 не подпадают.
В состав ГАТТ 1994 входит ГАТТ 1947 года. Согласно пункту 1 статьи 1 ГАТТ 1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон.
В соответствии с ГАТТ 1947 (в составе ГАТТ 1994) США и Республика Корея с 01.01.1995 г. являются по соглашению договаривающейся стороной. При таких обстоятельствах преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории этих стран.
Таким образом, приоритет российской продукции не должен предоставляться по отношению продукции из стран, указанных в заявке ИП Сахарова А.В.
В нарушение пункта 12.1 закупочной документации и пункта 8 Постановления, закупочная комиссия применила положения о приоритете российских товаров.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС,
РЕШИЛА:
Жалобу ИП Сахарова А.В. на действия ГАУДО МО "МОЦДО "Лапландия" при проведении аукциона в электронной форме на поставку конструкторов (извещение 32009132294) признать обоснованной.
Признать в действиях ГАУДО МО "МОЦДО "Лапландия" нарушение пункта 12.1 закупочной документации, пункта 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
Выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 июня 2020 г. N 051/07/3-427/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2020