Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
"_", заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
"_", начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", при участии посредством видеоконференции VideoMost представителя:
муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новотроицкая основная общеобразовательная школа" (далее - МБОУ "Новотроицкая ООШ", Заказчик):
- "_", на основании доверенности N 95 от 09.06.2020 г.,
без участия представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙРЕСУРС" (далее - Заявитель, податель жалобы, ООО "СТРОЙРЕСУРС"), извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 019/06/65-388/2020 ООО "СТРОЙРЕСУРС" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новотроицкая основная общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, благоустройство и озеленение прилегающей территории МБОУ "Новотроицкая ООШ", расположенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, дом N 17 (закупка N 0380300011720000001), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 04.06.2020 года вх. N 4075 поступила жалоба ООО "СТРОЙРЕСУРС" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новотроицкая основная общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, благоустройство и озеленение прилегающей территории МБОУ "Новотроицкая ООШ", расположенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, дом N 17 (закупка N 0380300011720000001).
В жалобе Заявитель указывает следующие доводы:
1. Заказчиком в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе при размещении в ЕИС разъяснений положений аукционной документации не указан предмет запроса.
2. В составе документации, размещенной в ЕИС, отсутствует проект контракта.
Заявитель просит приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобы по существу и обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством.
Заказчик посредством электронной почты направил в адрес антимонопольного органа запрашиваемые документы по закупке (вх. N 4248 от 09.06.2020), в том числе письменные пояснения по доводам жалобы, с которыми выражает несогласие и просит признать жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика также настаивал на необоснованности жалобы, указав, что проект контракта содержится в составе документации, размещенной в ЕИС первоначально, и участники могут с ним ознакомиться.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
20.05.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация (изменение извещения, аукционная документация, проектно - сметная документация) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, благоустройство и озеленение прилегающей территории МБОУ "Новотроицкая ООШ", расположенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, дом N 17 (закупка N 0380300011720000001).
Документация об аукционе утверждена 19.05.2020 года Директором МБОУ "Новотроицкая ООШ" "_".
Начальная (максимальная) цена контракта - 31 474 000,86 руб.;
Дата и время начала срока подачи заявок - 19.05.2020.
Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.06.2020 08:00.
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 05.06.2020 12:00.
В Протоколе проведения электронного аукциона от 05.06.2020 N0380300011720000001-1 указаны следующие сведения о последних ценовых предложениях участников электронного аукциона:
Номер заявки |
Дата и время подачи предложения |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Процент снижения |
54 |
05.06.2020 09:19:16 |
23 977 974,17 |
23.82 % |
44 |
05.06.2020 09:12:59 |
24 135 344,17 |
23.32 % |
179 |
05.06.2020 08:58:02 |
25 798 437,80 |
18.03 % |
189 |
05.06.2020 08:17:25 |
30 529 780,86 |
3.00 % |
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.06.2020 N0380300011720000001-2 единая комиссия Заказчика, руководствуясь Законом о контрактной системе, в порядке ранжирования степени выгодности предложения о цене контракта, установленном статьей 68 Закона о контрактной системе, рассмотрела вторые части заявок на участие в аукционе и информацию об участниках электронного аукциона, содержащуюся в реестре участников электронного аукциона, получившего аккредитацию на электронной площадке и приняла решение о соответствии всех участников электронного аукциона с указанными номерами заявок положениям законодательства и документации об электронном аукционе: N 54 - ООО "Тасхыл", N 44 - ООО "Атриум", N 179 - ООО "СТЭМ", N 189 - ООО "Ремстройресурс".
Также единая комиссия Заказчика решила признать участника электронного аукциона, заявке которого присвоен N 54 - ООО "Тасхыл" ИНН: 1902028334, победителем настоящего электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы закупка находится на стадии заключения контракта.
При принятии решения Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия руководствуется следующим.
1. По доводу жалобы о том, что Заказчиком в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе при размещении в ЕИС разъяснений положений аукционной документации не указан предмет запроса.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что Заказчиком в ЕИС 20.05.2020 г. размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе следующего содержания:
"Уважаемый участник закупки!
Ваши замечания учтены. В документацию о проведении электронного аукциона внесены изменения в соответствии с 44-ФЗ".
Таким образом, разъяснения положений документации об аукционе опубликованы в единой информационной системе без указания предмета запроса, что является со стороны Заказчика нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Довод заявителя является обоснованным.
2. По доводу жалобы о том, что в составе документации, размещенной в ЕИС, отсутствует проект контракта.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что в составе размещенной в ЕИС аукционной документации на выполнение работ по капитальному ремонту здания, благоустройство и озеленение прилегающей территории МБОУ "Новотроицкая ООШ", расположенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, дом N 17 (закупка N 0380300011720000001) отсутствует проект контракта, что является нарушением части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы обоснован.
Комиссия также отмечает, что размещение в ЕИС проекта Контракта в недействующей редакции документации не свидетельствует о надлежащем исполнении требований части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, как считает представитель Заказчика. Участники не обязаны изучать недействующие редакции документаций по закупке, поскольку такая информация в априори является неактуальной.
Таким образом, поскольку все заявленные доводы нашли своё подтверждение, Комиссия Хакасского УФАС России признаёт жалобу ООО "СТРЙРЕСУРС" обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 019/06/65-388/2020 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Установлено, что объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт здания, благоустройство и озеленение прилегающей территории МБОУ "Новотроицкая ООШ" и Заказчиком в состав аукционной документации включена проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, в аукционной документации в пункте 18.1 Раздела 1 "Информация о проведении закупки" Заказчиком установлено следующее:
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
2.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление требования о предоставлении в первой части заявки наименования страны происхождения товара, а также конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не соответствует положениям Закона о контрактной системе, поскольку в рамках исполнения муниципального контракта необходимо выполнить работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, следовательно, участником закупки в первой части заявки достаточно представить согласие на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют требованиям части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В пункте 14.1 "Дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 20.03.2020)" в Разделе 1 "Информация о проведении закупки" документации об электронном аукционе Заказчиком установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и в соответствии с пунктом 2 приложения N1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), а также перечень документов (их копии), подтверждающих соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям.
В пункте 14 "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе" Раздела 1 "Информация о проведении закупки" Заказчиком установлено следующее:
Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Также, в пункте 16 "Общие требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме в соответствии со статьей 31 Федерального закона" Раздела 1 "Информация о проведении закупки" документации об электронном аукционе Заказчиком в том числе, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование:
7) Отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Однако в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в Извещении о проведении электронного аукциона N 0380300011720000001 Заказчиком не установлены требования к участникам закупки в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в подтверждение соответствия таким требованиям.
Действия Заказчика, допустившего вышеуказанные нарушения, содержат признаки состава административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия также отмечает, что Заказчик в пункте 14 "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе" Раздела 1 "Информация о проведении закупки" аукционной документации фактически указал требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и не указал исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в подтверждение своего соответствия такому требованию.
При этом, частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 ГрК.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, Заказчику в Извещении и документации об аукционе необходимо в том числе указать исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в подтверждение соответствия требования по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:
"Наличие действующей выписки из реестра членов СРО в области в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86.
- участник электронного аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юр.лицам с гос.участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ;
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не менее предложения о цене контракта;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Срок действия выписки из реестра членов СРО должен составлять один месяц с даты ее выдачи".
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункта 4 Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" (далее - Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 N 913), изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что 20.05.2020 года заказчиком - МБОУ "Новотроицкая ООШ" внесены изменения в аукционную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту здания, благоустройство и озеленение прилегающей территории МБОУ "Новотроицкая ООШ", расположенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, дом N 17 (закупка N 0380300011720000001). При этом в ЕИС Заказчиком не размещен отдельный документ, содержащий перечень внесенных изменений.
Таким образом, заказчиком - МБОУ "Новотроицкая ООШ" не соблюдены положения части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, поскольку информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещена Заказчиком не в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913.
Действия Заказчика, допустившего вышеуказанные нарушения, содержат признаки состава административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или несоответствии заявки требованиям, установленным документацией об аукционе.
В свою очередь, части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям установленным документацией об аукционе в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации, требованиям, установленным документацией об аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона,
2) несоответствия участника аукциона требованиям, установленным статьей 31 Закона о контрактной системе,
3) предусмотренном нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Однако, в силу требований части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закон о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Пунктом 2 Постановления N 99 установлено, что при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, участники закупки должны предоставить документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как было указано ранее, аналогичные требования Заказчиком установлены в пункте 14.1 Раздела 1 "Информация о проведении закупки" документации об электронном аукционе.
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), при этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, где стороной выступает участник закупки - генеральный подрядчик (указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в Письме ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения").
Комиссия антимонопольного органа проанализировала документы, представленные оператором электронной площадки на рассмотрение жалобы, в том числе заявку N 179 ООО "СТЭМ", и установила, что данным участником закупки оператору электронной площадки была представлена информация, в качестве подтверждения наличия опыта, а именно:
1. Договор субподряда N 26/18 от 15.06.2018 года на выполнение работ по капитальному ремонту Межрайонной ИФНС России N 25 по Красноярскому краю на сумму 19 869 851,84 руб.
2. Акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) от 28.12.2018 г. на сумму 19 869 851,84 руб.
Изучив указанные документы, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что участником закупки - ООО "СТЭМ" не подтверждено наличие опыта в соответствии с пунктом 2 Приложения 1 Постановления N 99, так как договор субподряда не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 99.
Как указано выше, пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлены документы, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, которые должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 99.
Между тем, Единая комиссия Заказчика, рассмотрев указанные выше документы участника закупки ООО "СТЭМ", пришла к выводу, что Общество и его заявка соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе. Однако в силу положений статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям документации, в том числе дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, поскольку участником закупки ООО "СТЭМ" представлена информация, не соответствующая требованиям документации об аукционе и требованиям пункта 2 Постановления Правительства N 99, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что комиссией Заказчика неправомерно принято решение о соответствии требованиям документации об электронном аукционе заявки участника закупки ООО "СТЭМ", что является нарушением пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента, в случае если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1, части 2, части 5 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 64, частей 3, 4 статьи 65, частей 3.1, 6 статьи 66, частей 1, 2, 6 статьи 69, пункта 1 части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, пунктами 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 019/06/65-388/2020 ООО "СТРОЙРЕСУРС" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новотроицкая основная общеобразовательная школа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, благоустройство и озеленение прилегающей территории МБОУ "Новотроицкая ООШ", расположенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, дом N 17 (закупка N 0380300011720000001) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новотроицкая основная общеобразовательная школа" нарушившим положения части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 4 статьи 64, части 4 статьи 65, части 3.1 и 6 статьи 66, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3. Признать Комиссию муниципального заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новотроицкая основная общеобразовательная школа" нарушившей пункт 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Муниципальному заказчику - Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Новотроицкая основная общеобразовательная школа" и его комиссии, а также оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 11 июня 2020 г. N 019/06/65-388/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2020